Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 29 июля 2010 г. № 02-14/7541

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 июля 2010 г. № 1127н

НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 6 МАРТА 2009 Г. № 99
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза приказа Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 6 марта 2009 г. № 99 "Об утверждении Порядка назначения пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Повторной юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден Порядок назначения пособий на проведение оздоровительного отдыха детей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона (далее - Порядок).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.01.1993 № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 25.12.2009 № 341-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.06.2010 № 118-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1051 "О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации" (в редакции от 21.06.2010 № 461);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти в Волгоградской области" (в редакции от 19.04.2010 № 2025-ОД);
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.06.2006 № 725 "Об утверждении Положения об Управлении социальной защиты населения Администрации Волгоградской области" (в редакции от 09.11.2009 № 1349).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" предусмотрено, что дети военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, обеспечиваются ежегодно путевками в детские оздоровительные учреждения и независимо от предоставления путевок ежегодно предоставляется пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1051, определено, что порядок подачи и регистрации заявлений получателей пособия, а также порядок принятия решения о назначении пособия определяются органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области предусмотрено, что в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" управление социальной защиты населения входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения юридической экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Вместе с тем в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 1 Порядка, утвержденного исследуемым юридической экспертизой Приказом, установлено, что настоящий Порядок определяет условия назначения пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Однако пунктом 1 Правил предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1051, определено, что настоящие Правила определяют порядок выплаты пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха:
детей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;
детей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии среди получателей пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти.
2. Пунктом 3 Порядка, утвержденного анализируемым Приказом, предусмотрено, что пособия назначаются в размерах, установленных федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год для оплаты стоимости путевок для детей застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглосуточного действия с продолжительностью пребывания 24 дня.
В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1051, пособие выплачивается в размере 15840 рублей.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении региональным нормативным правовым актом нефиксированного размера пособия.
3. Согласно пункту 10 Порядка, утвержденного рассматриваемым Приказом, Управление обобщает информацию о получателях пособий и составляет сводный список, в котором указываются:
а) фамилия, имя, отчество получателя пособия;
б) реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя пособия;
в) адрес места жительства получателя пособия;

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

в) размер пособия;
г) период, за который производится выплата пособия;
д) реквизиты счета получателя пособия, открытого в Сбербанке России.
В соответствии с пунктом 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1051, уполномоченный орган обобщает информацию о получателях пособия и составляет списки, в которых указываются:
а) фамилия, имя, отчество получателя пособия и реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
б) фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка;
в) номер и дата решения о назначении пособия;
г) адрес места жительства получателя пособия либо реквизиты его счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации;
д) размер пособия;
е) год, за который производится выплата пособия.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии следующих сведений о получателях пособия: фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка; номер и дата решения о назначении пособия.
Вместе с тем следует отметить, что выявленные несоответствия федеральному законодательству обусловлены его изменением, а именно принятием постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 461 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1051".
Содержание и форма анализируемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 марта 2009 г. № 48.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 6 марта 2009 г. № 99 "Об утверждении Порядка назначения пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru