Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Брянская область


УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК
ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

Вступление в силу нормативного правового акта имеет принципиальное значение, ведь именно с этого момента правовая норма становится обязательной для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан, документ начинает действовать, порождает определенные права и обязанности.
В случае, когда в самом документе определен порядок его вступления в силу либо указана точная дата, как правило, особых трудностей не возникает. Если в самом документе вопрос его вступления в силу не урегулирован, применяется так называемый общий порядок вступления в силу. Он представляет собой определенные правила, установленные законодательством, при соблюдении которых нормативные акты вступают в силу.
Федеральным законодательством определен порядок вступления в силу законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. В остальных случаях определение порядка вступления в силу региональных нормативных правовых актов отнесено к компетенции субъекта РФ, муниципальных правовых актов - соответственно к ведению муниципального образования.

Глава 1. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Законы Брянской области

1.1.1. Устав Брянской области является Основным законом области. Все остальные законы и иные нормативно-правовые акты области и автономных округов (принятые по вопросам совместного ведения и вопросам, делегированным автономными округами области) не должны противоречить Уставу, в противном случае действует Устав области.
Устав Брянской области вступил в силу через десять дней после его официального опубликования.
Официальные источники опубликования: информационный бюллетень "Официальная Брянщина", областная газета "Брянская учительская газета".
Основание: пункт 2 статьи 74 Устава Брянской области, пункт 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03.11.1997 № 28-З.

1.1.2. С 21.06.2001 по настоящее время законы Брянской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования.
Законы Брянской области вступают в силу на всей территории области после их официального опубликования, если иной порядок их вступления в силу не установлен федеральным законом.
С 28.02.2001 по настоящее время порядок вступления в силу законов Брянской области по вопросам административной ответственности законодательно не установлен.
Официальные источники опубликования:
с 12.05.2009 по настоящее время - областная газета "Брянская учительская газета";
с 30.12.2005 по настоящее время - информационный бюллетень "Официальная Брянщина.
Основание: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ, пункты 1, 3 статьи 29, статья 33 Закона Брянской области от 03.11.1997 № 28-З.

1.1.3. С 18.11.1997 по 20.06.2001 законы Брянской области вступали в силу на всей территории области одновременно со дня их первого официального опубликования, если в самих законах не указан иной срок.
С 18.11.1997 по 27.02.2001 законы Брянской области по вопросам административной ответственности вступали в силу на всей территории области одновременно по истечении десяти дней со дня их первого официального опубликования.
Официальные источники опубликования:
с 28.02.2001 по 11.05.2009 - областная газета "Брянский рабочий";
с 28.02.2001 по 29.12.2005 - областная газета "Брянская неделя";
с 28.02.2001 по 22.10.2003 - областная газета "Брянские известия";
с 18.11.1997 по 27.02.2001 - областная газета, информационный бюллетень областной Думы.
Основание: пункт 1 статьи 29, статья 33 Закона Брянской области от 03.11.1997 № 28-З, пункт 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03.11.1997 № 28-З (ред. от 12.02.2001).

1.2. Постановления Брянской областной Думы

1.2.1. С 21.06.2001 по настоящее время постановления Брянской областной Думы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования.
Иные подзаконные нормативные правовые акты Брянской областной Думы вступают в силу со дня их принятия, если в самих актах не указан иной срок либо федеральным законом не установлен иной порядок их вступления в силу.
Официальные источники опубликования:
с 12.05.2009 по настоящее время - областная газета "Брянская учительская газета";
с 30.12.2005 по настоящее время - информационный бюллетень "Официальная Брянщина".
Основание: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ, пункты 1, 3 статьи 29 Закона Брянской области от 03.11.1997 № 28-З.

1.2.2. С 18.11.1997 по 20.06.2001 подзаконные нормативные правовые акты, принятые Брянской областной Думой, вступали в силу с момента их принятия, если в самих актах или в актах об их утверждении не указан иной срок.
Официальные источники опубликования:
с 28.02.2001 по 11.05.2009 - областная газета "Брянский рабочий";

]]>
С 01.01.2009 по настоящее время акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, а также акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение вступают в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Глава 2. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ
В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Определение даты первого официального опубликования

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03.11.1997 № 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области признается их первое опубликование в официальном издании администрации области - информационном бюллетене "Официальная Брянщина" или областной газете "Брянская учительская газета". Официальным опубликованием правовых актов Брянской областной Думы, связанных с организацией ее работы, признается также их первое опубликование в информационном бюллетене Брянской областной Думы.
Таким образом, если закон опубликован, например, и в "Брянской учительской газете", и в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", необходимо выбрать один из источников, по дате которого и определить момент вступления в силу нормативного акта.
Если документ опубликован в газете раньше, чем в "Официальной Брянщине", проблем, как правило, не возникает. В ситуациях же, когда дата газеты позже, чем дата "Официальной Брянщины", определить реальный момент вступления закона в силу затруднительно.
Существуют две позиции относительно разрешения данной ситуации.
Сторонники первой считают, что датой официальной публикации в этом случае не может являться дата подписания в печать журнала. В качестве основного аргумента приводится Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П, в котором рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта, опубликованного одновременно в журнале "Собрание законодательства" и в "Российской газете". Конституционный Суд РФ полагает, что "Российская газета" является ежедневной газетой, и проставляемая на ней дата является датой, когда опубликованный в газете закон реально доходит до адресатов. В отличие от газеты "Собрание законодательства" является еженедельным изданием, дата которого совпадает с датой его подписания в печать и не является датой поступления журнала в продажу или по подписке, т.е. реально "Собрание законодательства" доходит до адресатов значительно позже. Следовательно, правильнее будет считать первой официальной публикацией публикацию в "Российской газете".
Вторая позиция при решении проблемы первой официальной публикации является формальной и основывается на нормах действующего законодательства: тот источник, который имеет наиболее раннюю дату, и будет первым официальным опубликованием нормативного акта. То есть если дата информационного бюллетеня "Официальная Брянщина" или информационного бюллетеня Брянской областной Думы более ранняя, чем дата газеты "Брянская учительская газета", то и нужно определять первую публикацию по "Официальной Брянщине" или информационному бюллетеню Брянской областной Думы.
При этом следует отметить, что в случае опубликования документа сначала в информационном бюллетене "Официальная Брянщина" или информационном бюллетене Брянской областной Думы, а затем в газете также может возникнуть проблема с определением даты публикации по информационному бюллетеню "Официальная Брянщина" или информационному бюллетеню Брянской областной Думы (см. раздел 2.4 "Опубликование в источнике, в котором отсутствует точная дата").
Каждая из вышеназванных позиций имеет свои недостатки. Так, в первом варианте следует учитывать разницу между датами газеты и журнала. Если разница, например, составляет более 10 дней, то еще неизвестно, какой источник официального опубликования дошел до адресатов раньше. Второй вариант, основанный на буквальном толковании закона, может оказаться несостоятельным в суде, который зачастую отдает предпочтение публикации в газете.

2.2. Исчисление сроков вступления в силу нормативных правовых актов с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу

В нормативных актах Брянской области используются разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу:
- со дня официального опубликования;
- по истечении... со дня официального опубликования;
- по истечении... после дня официального опубликования;
- через... со дня официального опубликования;
- через... после дня официального опубликования.
К формулировкам о вступлении актов в силу следует относиться максимально внимательно.
В первую очередь нужно различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.
Сторонники одной позиции считают, что если указано "со", то первым днем следует считать день официального опубликования, если "после", то срок начинает исчисляться на следующий день после публикации. Обосновывается эта точка зрения тем, что если законодатель по каким-то причинам использует два разных предлога, значит, они различаются по смыслу, поэтому и понимать их нужно буквально.
Сторонники другой позиции считают, что независимо от формулировки "со" или "после" срок начинает течь на следующий день после публикации. В качестве аргумента приводятся правила исчисления сроков, установленные отраслевыми законами, например: Гражданским кодексом РФ (глава 11), Налоговым кодексом РФ (статья 6.1).

2.3. Опубликование полного текста нормативного акта

Существует неопределенность и в вопросе, связанном с официальным опубликованием полного текста нормативного акта.
Законом Брянской области от 03.11.1997 № 28-З (п. 1 статьи 29) четко определено, что официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области признается их первое опубликование в официальном издании администрации области - информационном бюллетене "Официальная Брянщина" или областной газете "Брянская учительская газета". Официальным опубликованием правовых актов Брянской областной Думы, связанных с организацией ее работы, признается также их первое опубликование в информационном бюллетене Брянской областной Думы.
Если документ опубликован в официальном источнике частями, с какой же даты в этом случае он вступит в силу: со дня официального опубликования первой части документа, с момента опубликования последней части или же он начинает действовать по частям, по мере официального опубликования? Законодательством этот вопрос на сегодняшний день также не урегулирован. Вероятно, исходя из требования о необходимости опубликования полного текста нормативного правового акта, нужно ориентироваться на дату издания, в котором была завершена публикация.
Например, Закон Брянской области от 03.08.2007 № 113-З опубликован в следующих источниках:
"Брянский рабочий", № 121, 14.08.2007 (ст. 1, ст. 2),
"Брянский рабочий", № 125-127, 24.08.2007 (приложение 4, приложение 5).
То есть для определения даты вступления в силу следует принимать дату последней публикации - 24.08.2007.
Аналогичный подход в решении вопроса, какую дату источника публикации принимать в расчет для определения даты вступления в силу, если документ опубликован в нескольких номерах одного источника, можно предложить и для нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Брянска.

2.4. Опубликование в источнике, в котором отсутствует точная дата

Поскольку в настоящее время законодательством не установлено четких правил, какую дату считать датой публикации, определять ее придется самостоятельно. Есть несколько мнений по этому вопросу, каждое из которых является небесспорным.
Так, если документ будет опубликован одновременно в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", информационном бюллетене Брянской областной Думы и в периодическом печатном издании, то расчет даты вступления документа в силу следует производить исходя из более ранней публикации в газете.
В отношении документов, опубликованных только в "Официальной Брянщине" или информационном бюллетене Брянской областной Думы, датой официального опубликования документа рекомендуется считать дату подписания в печать "Официальной Брянщины" или информационного бюллетеня Брянской областной Думы.
В отношении изданий, имеющих диапазон дат, одни предлагают считать датой выхода в свет первую дату диапазона, другие, наоборот, последнюю. В данном случае следует ориентироваться в качестве даты официального опубликования на последний день последнего указанного в диапазоне месяца, так как брать за основу первый день первого указанного на издании месяца некорректно прежде всего из-за "непериодичности" издания, а также потому, что документы, изданные во "втором" указанном в диапазоне месяце, не могут вступить в силу раньше, чем были изданы.
Если в периодическом издании указывается только месяц его издания, то датой официального опубликования помещенного в ней акта предлагается считать последний день указанного месяца. Еще один вариант - ориентироваться на дату подписания в печать.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru