Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край

Определением Верховного Суда РФ от 25.11.2009 № 58-Г09-19 данное решение отменено.




ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2009 г. по делу № 3-75/09

05 мая 2009 года Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Севастьяновой М.В.
с участием прокурора, представителя Правительства Хабаровского края Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 272-пр "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем",

установил:

25 ноября 2008 г. Правительством Хабаровского края принято постановление № 272-пр "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем", которым утверждено Положение о порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем.
Данным постановлением предусмотрено в пределах бюджетных ассигнований краевого бюджета на капитальное строительство предоставлять жилые помещения гражданам, имеющим особые заслуги перед Хабаровским краем, а также высококвалифицированным специалистам научных учреждений и социальной сферы, нуждающимися в улучшении жилищных условий, по договорам купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа сроком на 5 лет по решению Правительства края.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с требованиями о признании постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 272-пр "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем" противоречащим федеральному законодательству и недействующим, ссылаясь на противоречие данного нормативного правового акта положениям ст.ст. 217, 235 ГК РФ, ст.ст. 26.11, 26.12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", краевому законодательству, а также, на то, что правовые нормы оспариваемого постановления не отвечают критериям определенности, ясности и недвусмысленности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края С. настаивал на удовлетворении заявления прокурора края.
Представитель Правительства Хабаровского края, по доверенности Б., не соглашаясь с доводами прокурора Хабаровского края, просил в удовлетворении заявленных требованиях отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав судебные прения, суд находит заявленные прокурором Хабаровского края требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 235 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
Согласно ч. 4 ст. 26.11, ч. 3 ст. 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 г № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Органы государственной власти, субъекта Российской Федерации вправе отчуждать имущество субъекта Российской Федерации, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами и с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации. Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статьями 12 (ч.5), 15 Закона Хабаровского края № 124 от 25.06.2003 г. предусмотрено, что порядок отчуждения краевой собственности осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Приватизация краевого государственного имущества осуществляется в соответствии с федеральным и краевым законодательством о приватизации.
К законам о приватизации относятся Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты, в том числе Закон Хабаровского края от 23 апреля 2003 № 115 "О приватизации краевого государственного имущества".
При этом положения Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. (согласно ст. 3), а также положения упомянутого краевого Закона № 115 от 23.04.2003 г. (согласно ст. 1) не распространяются на отношения, возникающие при отчуждении государственного жилищного фонда.
Жилые помещения государственного жилищного фонда подлежат приватизации в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
С момента включения жилого помещения в государственный жилищный фонд распоряжение такими жилыми помещениями может осуществляться в порядке, установленном жилищным законодательством.
Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон Хабаровского края от 13 октября 2005 г. № 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" не предусматривают возможность отчуждения находящихся в собственности края жилых помещений путем предоставление жилых помещений гражданам по договорам купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа, как установлено оспариваемым постановлением Правительства Хабаровского края № 272-пр от 25.11.2008 г.
При таком положении суд находит, что постановление Правительства Хабаровского края № 272-пр от 25.11.2008 "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем" противоречит требованиям ст.ст. 217, 235 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 26.11, 26.12 Федерального закона "Об общих принципах, организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Жилищному кодексу РФ, Закону Хабаровского края "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае".
Кроме того, в оспариваемом постановлении Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 272-пр не определены критерии отбора кандидатов на обеспечение жилыми помещениями, а именно критерии оценки наличия особых заслуг перед Хабаровским краем, высококвалифицированное специалиста научных учреждений и социальной сферы (п.2 и абзац третий п. 6 Положения: "документы, подтверждающие высокую квалификацию специалистов научных учреждений и социальной сферы, особые заслуги перед Хабаровским краем"), что приводит нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению установленного ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 272-пр "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем" подлежит удовлетворению.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемое постановление издано Правительством края в рамках своей компетенции, определенной Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом РФ и действующему законодательству не противоречит, не являются основанием к отказу в удовлетворении заявленных прокурором края требований.
Статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, Конституция закрепила принципы рыночной экономики, в том числе и в жилищной сфере. Она установила, что бесплатно (на условиях социального найма) или за доступную плату жилье предоставляется только двум категориям граждан: малоимущим и иным указанным в законе лицам. Другие граждане должны решать данный вопрос в основном самостоятельно, т.е. за счет собственных заемных средств.
Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 2) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны использовать бюджетные средства и иные незапрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Поскольку Жилищный кодекс РФ не содержит ни одной статьи о купле-продаже жилья, упомянутую норму Жилищного кодекса РФ надлежит рассматривать в системе с нормами, регулирующими вопросы отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности - нормы ст.ст. 217, 235 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 26.11, 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Таким образом, действующим жилищным и гражданским законодательством Российской Федерации не предусмотрено иного порядка отчуждения жилых помещений, принадлежащих субъекту Российской Федерации на праве собственности (государственная собственность), кроме приватизации в порядке, установленном федеральными законами.
Ссылки представителя Правительства края на то, что принятие оспариваемого постановления вызвано необходимостью обеспечения жильем граждан в рамках реализации приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье" заслуживают внимания, однако не освобождают органы исполнительной власти края от соблюдения законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения постановление Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 272-пр "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем".
Опубликовать сообщение о данном решении в "Собрании законодательства Хабаровского края".
Взыскать с Правительства Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
БАРАБАШ Н.Ю.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru