ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 9 июня 2010 г. № 7-5-28-2010
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проводится проверка соблюдения требований действующего законодательства при организации сбора и вывоза отходов с территории жилых массивов в районе м. Вятлина на о. Русский в г. Владивостоке.
В ходе проведенной проверки установлены нарушения действующего природоохранного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, допущенных администрацией города Владивостока.
Так, установлено, что 17 апреля 2010 г. при проведении рабочей поездки на о. Русский совместно с работниками 247 военного лесничества зафиксировано, что в районе подъездной дороги к санкционированному месту размещения бытовых отходов на м. Вятлина (гарнизонной свалке) возникли несанкционированные свалки бытового мусора.
В соответствии с лесоустроительным проектом данная свалка находится на лесном участке 41 выдел 20 квартала 247 военного лесничества общей площадью 2,6 га, категория защитности - прибрежная защитная полоса.
Визуальным осмотром свалки установлено, что ее размещение не соответствует минимальным экологическим требованиям:
- нарушение ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ (в границах водоохранных зон запрещается размещение мест захоронения отходов потребления);
- нарушение п. 3 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов (утв. приказом Минсельхоза РФ от 06.11.2009 № 543) - леса, расположенные в водоохранных зонах, подлежат охране от загрязнения;
- нарушение п. 4.3
муниципального правового акта города Владивостока от 05.03.2008 № 16-МПА (ред. от 31.08.2009) "Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Владивостока" - на территории города Владивостока запрещается сваливать всякого рода грунт и мусор в не отведенных для этих целей местах; руководители и должностные лица транспортных и других организаций, водители которых допустили эти нарушения, принимают меры к уборке мусора и грунта; в случае невозможности установления виновников возникновения неорганизованных свалок ликвидация их производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на закрепленной за ними территории.
Организацией, осуществляющей сбор и вывоз бытовых отходов с территории жилых массивов о. Русский, является ООО "Жилищно-эксплуатационная компания "Р." (и.о. директора М.). В своих пояснениях, данных на имя природоохранного прокурора, представитель ООО "Жилищно-эксплуатационная компания "Р." В. пояснил, что действительно сбор и вывоз отходов с территории жилого фонда на о. Русский осуществляет указанное общество, при этом уточнил, что администрации г. Владивостока известна сложившаяся ситуация с вывозом и складированием твердых бытовых отходов на м. Вятлина, все предприятия и организации, размещенные на о. Русский, в том числе воинские части, производят вывоз отходов для захоронения на несанкционированную свалку в район м. Вятлина.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду части 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ.
Согласно требований ч. 1, 2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.02.2002 "Об охране окружающей среды", ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву - запрещен.
Аналогичные требования закреплены частью 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
При этом, в соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 30.12.2008), основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Кроме этого, в соответствии с требованиями ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа возложены на органы местного самоуправления также в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления".
Согласно требований ст. ст. 12, 13 последнего из указанных Законов, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
При этом организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В нарушение вышеуказанных требований на территории о. Русский в городе Владивостоке порядок сбора, вывоза и захоронения (утилизации) отходов с разделением их по видам не определен.
Несмотря на тот факт, что администрацией города приняты меры по учреждению двух управлений, к основным функциям и задачам которых отнесено решение указанных вопросов - Управление содержания жилищного фонда и городских территорий администрации г. Владивостока (учреждено в соответствии с Решением
Думы г. Владивостока № 264 от 03.04.2009) и Управление охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока (учреждено Постановлением
главы администрации г. Владивостока № 167 от 24.02.2009), указанными управлениями, как и администрацией города Владивостока в целом, вопросы сбора, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов не решаются, что в целом повлекло не только нарушение требований природоохранного законодательства со стороны сторонней коммерческой организации (ООО "Жилищно-эксплутационная компания "Р."), но и нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Считаю, что сложившаяся ситуация свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны администрации города Владивостока и нарушении отдельными должностными лицами администрации г. Владивостока как вышеперечисленных требований действующего законодательства, так и требований ст. ст. 11, 13, 18 - 19 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. ст. 34, 35, 39 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Приведенные выше факты свидетельствуют о недобросовестном отношении к своим обязанностям должностных лиц Владивостокского городского округа, поскольку данные нарушения не были выявлены ими самостоятельно, а стали известны лишь после проверки, проведенной природоохранной прокуратурой.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: часть 3 в статье 52 Устава г. Владивостока отсутствует.
Согласно ч. 3 ст. 52
Устава г. Владивостока, глава администрации города осуществляет контроль за деятельностью органов и должностных лиц администрации города, имеет право привлекать к ответственности подчиненных ему должностных лиц за нарушение ими обязанностей, вытекающих из федеральных законов, законов Приморского края, Устава
г. Владивостока и существа их должностных полномочий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению всех допущенных нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствующим, и недопущении подобного впредь.
2. О дате и времени рассмотрения сообщить Приморскому межрайонному природоохранному прокурору.
3. Решить вопрос о привлечении должностных лиц Управления содержания жилищного фонда и городских территорий администрации г. Владивостока, виновных в допущенных нарушениях действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности.
4. Настоящее представление подлежит безотлагательному рассмотрению, о результатах принятых мер в установленный законом месячный срок должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
И.о. Приморского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 1 класса
Д.В.САВЕЛЬЕВ