Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 8 июня 2010 г. № 7-5-27-2010

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЕТЕРИНАРИИ

Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о ветеринарии и о качестве и безопасности пищевых продуктов при реализации продукции, произведенной из крабов и шримса-медвежонка, на рыбных рынках города Владивостока.
В ходе проверки установлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства о ветеринарии и о качестве и безопасности пищевых продуктов.
В силу ст. 15 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения. В соответствии со ст. 21 названного закона продукты промысла животных, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Продукция животного происхождения, реализуемая торговыми организациями на рынках, должна соответствовать ветеринарно-санитарным нормам. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей продуктов промысла животных, иной продукции животного происхождения, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия); не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Согласно подп. 1.2 п. 1 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 № 422, ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
В соответствии с п. 4.1.2 Межгосударственного стандарта "Рыба, нерыбные объекты и продукция из них. Правила приемки и методы отбора проб. ГОСТ 31339-2006", введенного приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 № 501-ст, партия продукции должна сопровождаться выданным изготовителем документом, удостоверяющим качество и безопасность.
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения действующего законодательства о ветеринарии и о качестве и безопасности пищевых продуктов в деятельности всех проверенных торговых точек на рыбных рынках города Владивостока, а именно: индивидуальными предпринимателями Х., С., К.П., К.И., М., обществом с ограниченной ответственностью "М." продукция хранится без ветеринарно-сопроводительных документов, удостоверений качества и безопасности, без маркировки; обществом с ограниченной ответственностью "М." продукция хранится без ветеринарно-сопроводительных документов, удостоверений качества и безопасности, без маркировки; часть продукции с истекшим сроком хранения.
По результатам проверки Приморским межрайонным природоохранным прокурором возбуждены дела об административном правонарушении в отношении всех названных субъектов предпринимательской деятельности по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 10.8 КоАП РФ (нарушение ветеринарно-санитарных правил хранения или реализации продуктов животноводства). Более 245 кг продукции, произведенной из крабов разного вида, 180 кг продукции из шримса-медвежонка изъято из оборота.
В соответствии с п. п. 11.6, 15, 40 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства от 27.10.2008 № 272, в целях промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства запрещена добыча (вылов) следующих водных биоресурсов: самок всех видов крабов - повсеместно; морских гребешков (до восстановления запасов - приморского, японского, Свифта) - в подзоне Приморье южнее мыса Золотой (к югу от 47 град. 20 мин. с.ш.); крабов: камчатского, колючего, синего, волосатого, краба-стригуна опилио в подзоне Приморье южнее мыса Золотой (к югу от 47 град. 20 мин. с.ш.). Добыча (вылов) шримса-медвежонка также не может производиться в морских водах Приморского края в силу отсутствия квоты на добычу (вылов) данного вида водных биоресурсов.
Таким образом, не может существовать ветеринарно-сопроводительных документов, удостоверений качества и безопасности на свежую продукцию, произведенную из вышеуказанных видов водных биоресурсов.
При этом ИП М. хранит и реализует продукцию на рынке ООО "С.", ИП С., К.П., К.И. - на рынке ООО "С.", ООО "М." - на рынке "Б.".
В перечисленных рыбных рынках находятся лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы Ветеринарной службы г. Владивостока, уполномоченные на проведение ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы, гидробионтов и выдачу заключения и сопроводительных документов на продукцию, прошедшую ветеринарно-санитарную экспертизу.
В силу ст. 8 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии. Государственный ветеринарный надзор направлен на: надзор за соблюдением организациями и гражданами действующих ветеринарных норм и правил; применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
В силу п. 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 № 706, государственный ветеринарный надзор осуществляется на предприятиях по заготовке и торговле продуктами животноводства, рынках, базарах, ярмарках, выставках и других местах торговли.
В соответствии с п. п. 12, 13 названного Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации руководители подразделений, ветеринарные врачи - специалисты, работающие в соответствующих органах государственного ветеринарного надзора, вправе: предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и других мероприятий, об устранении нарушений ветеринарных правил, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; получать без каких-либо ограничений от предприятий, учреждений, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы надзора задач; изымать пробы подконтрольных ветеринарной службе грузов для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
Согласно п. 15 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, обязаны использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 8.5, 8.8, 8.11, 8.12, 8.16 Положения об управлении ветеринарии Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31.07.2008 № 177-па, управление осуществляет контроль деятельности специалистов в области ветеринарии; обеспечивает организацию и эффективность деятельности ветеринарной службы на территории Приморского края; организует проведение мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и сырья животного происхождения на территории Приморского края; осуществляет в пределах своей компетенции государственный ветеринарный надзор в Приморском крае в соответствии с действующим законодательством; осуществляет контроль за деятельностью краевого государственного ветеринарного учреждения "Приморская ветеринарная служба", его филиалов в муниципальных образованиях Приморского края.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.18 должностной инструкции ветеринарного врача на предприятиях по разведению, добыче, производству, хранению и реализации морской, пресноводной рыбы, других гидробионтов и продуктов животноводства, утвержденной 22.03.2010 начальником филиала КГУ "Приморская ветеринарная служба", Владивостокская городская станция по борьбе с болезнями животных, ветеринарный врач обязан осуществлять: государственный ветеринарный надзор за поступлением на предприятие мясосырья и вспомогательных подконтрольных материалов, включая проверку правильности оформления ветеринарных документов, их соответствие фактически поступившему количеству груза; государственный ветеринарный надзор за соблюдением ветеринарно-санитарных и санитарно-гигиенических норм и правил и других ветеринарных документов при разведении, производстве, добыче, приеме, переработке, хранении, транспортировке и реализации гидробионтов и продукции их переработки.
В соответствии с п. 4 названной должностной инструкции ветеринарного врача на предприятиях по разведению, добыче, производству, хранению и реализации морской, пресноводной рыбы, других гидробионтов и продуктов животноводства ветеринарный врач несет установленную законом ответственность за: правильное и своевременное принятие мер для обеспечения выпуска продукции, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении, и недопущение распространения заразных заболеваний через гидробионтов и продукты их переработки; правильность организации ветеринарного надзора на предприятиях; правильность оформления ветеринарных свидетельств и других ветеринарных документов на выпускаемую продукцию; использование в полном объеме прав, предоставленных Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 № 706.
Как показала прокурорская проверка, ситуация, связанная с хранением и реализацией на рыбных рынках г. Владивостока продукции без ветеринарно-сопроводительных документов, удостоверений качества и безопасности, крайне неудовлетворительная и не может быть допустима в дальнейшем.
Выявленные нарушения действующего законодательства прямо указывают на существенные недоработки в предупреждении нарушений закона, а также на недостаточность контроля со стороны руководства управления ветеринарии Приморского края, КГУ "Приморская ветеринарная служба", филиала КГУ "Приморская ветеринарная служба" Владивостокской городской станции по борьбе с болезнями животных за деятельностью подчиненных должностных лиц.
В силу ст. 23 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" должностные лица, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную и иную ответственность.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона, недопущению подобного впредь.
2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона. При принятии мер дисциплинарного характера к лицам, допустившим нарушения закона, копию приказа направить прокурору.
3. В установленный законом месячный срок о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме.
4. О дате и времени рассмотрения настоящего представления уведомить природоохранного прокурора для принятия участия.

И.о. Приморского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 1 класса
Д.В.САВЕЛЬЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru