ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2010 года
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Лопаткина Т.В. - заместитель руководителя управления -
Комиссии: начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Виногорова Ю.В. - главный специалист-эксперт отдела
рекламы,
Носкова И.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Киселев К.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 28, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Новотелеком" (далее - ООО "Новотелеком") по факту размещения в марте 2010 г. в эфире радиостанции "Энергия Новосибирск" на частоте 99,1 FM, транслируемой на территории г. Новосибирска, рекламного ролика: (детский голос) "Мамочка, привет! Ты знаешь, у всех в нашем классе уже есть Интернет! Я тоже хочу! Давай к Электронному городу подключимся, у них даже телек с мультиками есть, и до конца марта всех бесплатно подключают! Маааам, я посуду неделю мыть буду! К Электронному городу сразу по звонку подключают. Ну, позвони 209 0000!" - с признаками нарушения п. 2 ст. 6 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", согласно которому в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар,
в присутствии представителя:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "Новотелеком", "...", представитель по доверенности,
установила:
В марте 2010 г. Новосибирским УФАС России в рамках проводимого мониторинга рекламной информации, размещаемой в г. Новосибирске в эфире радиостанций, было установлено следующее.
В рамках договора возмездного оказания услуг № 31/12-853 от 31.12.2008 между ООО "Вещательная корпорация "Проф-Медиа" и "ООО "Энергия", а также договора на изготовление и размещение рекламы № НС-02/12-09/441 от 02.12.2009 между ООО "Вещательная корпорация "Проф-Медиа" и ООО "Новотелеком" в марте 2010 г. в эфире радиостанции "Энергия Новосибирск" на частоте 99,1 FM, транслируемой на территории г. Новосибирска, размещался рекламный ролик следующего содержания:
(детский голос) "Мамочка, привет! Ты знаешь, у всех в нашем классе уже есть Интернет! Я тоже хочу! Давай к Электронному городу подключимся, у них даже телек с мультиками есть, и до конца марта всех бесплатно подключают! Маааам, я посуду неделю мыть буду! К Электронному городу сразу по звонку подключают. Ну, позвони 209 0000!".
Данная информация является рекламой в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), согласно которому реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ "О рекламе", в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.
Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой содержит следующие определения: "побуждение" - желание, намерение действовать, "побудить" - склонить к какому-нибудь действию, "склонить" - убедить в необходимости какого-нибудь поступка, решения.
Таким образом, исходя из системного толкования определений вышеуказанных слов, а также с учетом того, что по своему содержанию, характеру и сюжету рассматриваемая реклама представляет собой непосредственное убеждение ребенком своего родителя (мамы) воспользоваться рекламируемой услугой (подключению к Электронному городу), содержащей определенные доводы и уговоры ("...у всех в нашем классе уже есть Интернет! Я тоже хочу!.. Маааам, я посуду неделю мыть буду!"), данные обстоятельства позволяют рассматривать указанную рекламу как побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей приобрести рекламируемый товар, что указывает на нарушение п. 2 ст. 6 ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение ст. 6 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель (ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе"), т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В материалах имеется также заявка на производство аудиорекламы (заказчик - ООО "Новотелеком"), согласно которой варианты сценария аудиорекламы утверждены ООО "Новотелеком". Акт выполненных работ (услуг) по изготовлению аудиоролика № НС-17/03-2 от 17.03.2010 подтверждает отсутствие у Заказчика (ООО "Новотелеком") претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.
Таким образом, на основании вышеуказанных документов, а также акта № НС-31/01-108 от 31.03.2010 выполненных услуг по размещению рекламы рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Новотелеком".
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе"). Ненадлежащая реклама не допускается.
При рассмотрении дела на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ООО "Новотелеком" согласился с вменяемым нарушением и пояснил, что Общество, обнаружив факт нарушения законодательства РФ о рекламе, самостоятельно сняло транслируемый ролик с эфира.
Комиссией Новосибирского УФАС России данный довод был принят во внимание.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 37 - 42, п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ № 508 от 17.08.2006,
решила:
1. Признать рекламу: (детский голос) "Мамочка, привет! Ты знаешь, у всех в нашем классе уже есть Интернет! Я тоже хочу! Давай к Электронному городу подключимся, у них даже телек с мультиками есть, и до конца марта всех бесплатно подключают! Маааам, я посуду неделю мыть буду! К Электронному городу сразу по звонку подключают. Ну, позвони 209 0000!" - размещенную в марте 2010 г. в эфире радиостанции "Энергия Новосибирск" на частоте 99,1 FM, транслируемой на территории г. Новосибирска, ненадлежащей, а ООО "Новотелеком" нарушившим п. 2 ст. 6 ФЗ "О рекламе".
2. В связи с добровольным устранением нарушения ООО "Новотелеком" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 3 июня 2010 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Т.В.ЛОПАТКИНА
Члены Комиссии:
Ю.В.ВИНОГОРОВА
И.Р.НОСКОВА
К.А.КИСЕЛЕВ