Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2010 г. № 2103-П

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ,
ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

Заслушав информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям Н.П. Кравченко о ходе реализации в Краснодарском крае Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
В 2009 году и в первом полугодии 2010 года органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае продолжена работа по совершенствованию организации размещения государственного и муниципального заказа.
Функции по размещению государственного заказа Краснодарского края путем проведения торгов в форме конкурсов или аукционов осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края (далее - уполномоченный орган), которым в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 мая 2010 года № 325 "О создании департамента государственного заказа Краснодарского края и ликвидации управления по закупкам для государственных нужд Краснодарского края" в настоящее время является департамент государственного заказа Краснодарского края. Соответственно, до момента создания департамента государственного заказа Краснодарского края вышеуказанные функции были возложены на Управление по закупкам для государственных нужд Краснодарского края.
В 2009 году уполномоченным органом проведено 5077 результативных торгов (определен победитель или единственный участник конкурса (аукциона), которому присужден контракт) с общей начальной (максимальной) ценой контрактов 35712,3 миллиона рублей. По итогам проведенных торгов государственными заказчиками 2501 контракт, или 49,3 процента, заключен с единственным участником торгов. Сумма заключенных контрактов составила 35071,6 миллиона рублей, в том числе с единственным участником торгов - 27329,1 миллиона рублей, или 77,9 процента от общей суммы заключенных контрактов. Экономия бюджетных и внебюджетных средств в результате процедур по проведению торгов в 2009 году составила 640,7 миллиона рублей, или 1,8 процента от объявленной начальной (максимальной) стоимости контрактов.
В первом полугодии 2010 года проведено 1817 результативных торгов, общая начальная (максимальная) цена которых составила 15646,6 миллиона рублей. С единственным участником торгов заключено 805 государственных контрактов, или 44,3 процента. Сумма заключенных контрактов составила 14830,7 миллиона рублей, из которых 11860,7 миллиона рублей, или 80,0 процента от общей суммы контрактов, - с единственным участником торгов. Экономия бюджетных и внебюджетных средств по итогам проведенных в первом полугодии 2010 года торгов составила 816,0 миллиона рублей, или 5,2 процента.
Столь существенный объем заключенных контрактов с единственным участником торгов свидетельствует об имеющихся резервах для достижения определенных Федеральным законом целей по эффективному использованию бюджетных и внебюджетных источников финансирования, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, а также развитию добросовестной конкуренции.
В соответствии с заключенными соглашениями с муниципальными заказчиками уполномоченным органом также проводятся совместные торги по размещению муниципального заказа. Так, в 2009 году проведено 448 совместных торгов с общей начальной (максимальной) ценой контрактов 3207,3 миллиона рублей. В результате проведенных процедур экономия бюджетных и внебюджетных средств составила 162,9 миллиона рублей, или 5,0 процента. По результатам проведенных в первом полугодии 2010 года 168 совместных торгов с общей начальной (максимальной) ценой контрактов 1185,8 миллиона рублей экономия составила 45,2 миллиона рублей, или 3,8 процента.
Важное место в реализации Федерального закона занимает контроль за размещением заказа.
Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края на осуществление контроля в сфере размещения заказа для государственных нужд Краснодарского края является управление экономики и целевых программ Краснодарского края. За 2009 год данным контролирующим органом проведено 16 плановых и 278 внеплановых проверок, по результатам которых выдано 27 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказа, что составляет 9,2 процента от общего количества проверок. По итогам проведенных в первом полугодии 2010 года 7 плановых и 93 внеплановых проверок составлено 2 предписания об устранении нарушений, или 1,8 процента от количества проверок. Анализ указанных предписаний об устранении нарушений свидетельствует об ограниченном перечне выявляемых нарушений, наиболее характерными из которых являются несвоевременное заключение контрактов, непредставление сведений в реестр контрактов, нарушение сроков проведения запроса котировок.
В 2009 году в Управление экономики и целевых программ Краснодарского края поступило 32 жалобы участников размещения государственного и муниципального заказа. В результате рассмотрения 8 жалоб признаны обоснованными. В первом полугодии 2010 года поступило 6 жалоб, одна из которых признана обоснованной.
Всего в 2009 году Управлением рассмотрено 318 дел об административных правонарушениях, большинство которых основаны на материалах проверок других контролирующих органов. По итогам рассмотрения вынесено 192 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 2,4 миллиона рублей, из которой взыскано 1,7 миллиона рублей. В первом полугодии 2010 года рассмотрено 262 административных дела. В результате сумма административных штрафов в соответствии с вынесенными постановлениями составила 3,1 миллиона рублей, из которых взыскано 1,3 миллиона рублей.
Рассмотрение жалоб, возбуждение и рассмотрение административных дел в сфере размещения государственного и муниципального заказа на территории Краснодарского края осуществляет также Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю.
В 2009 году данным контролирующим органом рассмотрено 600 жалоб участников размещения государственного и муниципального заказа, из которых 253 признаны обоснованными, в первом полугодии 2010 года - 267 жалоб, в том числе 116 обоснованных.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в 2009 году рассмотрено 238 административных дел. Сумма штрафов по вынесенным постановлениям об административных правонарушениях составила 4,8 миллиона рублей, из которых взыскано 2,3 миллиона рублей. В первом полугодии 2010 года рассмотрено 548 административных дел. Сумма административных штрафов составила 5,1 миллиона рублей, из которых взыскано 3,2 миллиона рублей.
В пределах предоставленных полномочий контроль за соблюдением требований Федерального закона осуществляют также органы прокуратуры Краснодарского края, Контрольно-счетная палата Краснодарского края, департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края.
Наиболее характерными нарушениями, устанавливаемыми данными контролирующими органами в ходе проводимых проверок государственных и муниципальных заказчиков, являются следующие:
изменение условий контрактов в части продления сроков исполнения контрактов, корректировки объемов и стоимости поставляемых товаров (работ, услуг);
заключение контрактов без проведения соответствующих процедур, а также на условиях, не соответствующих конкурсной, аукционной документации;
необоснованное завышение начальной (максимальной) цены контракта и в результате - заключение контракта по цене, превышающей розничные цены.
Сложившаяся ситуация по реализации на территории Краснодарского края Федерального закона была рассмотрена на пленарном заседании Законодательного Собрания Краснодарского края в 2009 году. В принятом постановлении Законодательного Собрания Краснодарского края от 30 сентября 2009 года № 1550-П "О реализации Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в Краснодарском крае" отмечена необходимость повышения уровня проводимой работы, особенно в отношении муниципального заказа, даны рекомендации уполномоченным органам исполнительной власти Краснодарского края и органам местного самоуправления по организации соответствующих действий.
В целях выполнения указанных рекомендаций комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям совместно с уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края разработаны и доведены до органов местного самоуправления методические материалы по применению норм Федерального закона.
Практическая помощь по выполнению требований Федерального закона оказана муниципальным образованиям края в ходе организованных Законодательным Собранием Краснодарского края научно-практических конференций по вопросам социально-экономического развития территорий и совещаний по вопросам выполнения резолюций проведенных конференций.
Кроме того, конкретные рекомендации по устранению нарушений в сфере муниципального заказа определены в рамках выездных совещаний комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям с участием уполномоченных органов исполнительной власти Краснодарского края, а также организованных для всех муниципальных образований зональных семинаров.
В ходе проведенной работы выявлены следующие наиболее значимые нарушения, требующие принятия мер по их устранению со стороны органов местного самоуправления:
отсутствие информации о заключенных муниципальных контрактах в реестрах муниципальных контрактов;
невыполнение требований Федерального закона об обязательной квоте размещения муниципального заказа среди субъектов малого бизнеса;
отсутствие надлежащего контроля за размещением муниципального заказа со стороны уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказа органов местного самоуправления.
Проблемным вопросом сегодня являются действия недобросовестных участников размещения заказа. Особенно это касается размещения заказа по подрядным работам в строительстве. Государственными и муниципальными заказчиками не в достаточной степени используются предусмотренные Федеральным законом механизмы, применение которых обеспечит эффективное расходование средств и привлечение квалифицированных и надежных поставщиков.
Документация о торгах не всегда содержит четкие качественные характеристики товаров (работ, услуг), а проекты контрактов не предусматривают штрафные санкции за ненадлежащее исполнение контрактов. Государственными и муниципальными заказчиками не всегда используется право устанавливать требование обеспечения исполнения контракта.
Не в полной мере, особенно по муниципальному заказу, выполняются нормы Федерального закона по включению в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты. Так, в первом квартале 2010 года в реестр недобросовестных поставщиков в отношении муниципального заказа внесены данные только об одном недобросовестном поставщике. В результате проводимой разъяснительной работы по данному вопросу во втором квартале 2010 года размещены сведения муниципальных заказчиков уже о 22 недобросовестных поставщиках.
С 1 января 2011 года Федеральным законом определена обязанность по проведению открытых аукционов в электронном виде при размещении государственного и муниципального заказа. В связи с этим актуальной проблемой для муниципальных образований сегодня является обеспечение реализации данной нормы. Требуют решения вопросы профессиональной подготовки ответственных сотрудников и технического обеспечения деятельности муниципальных заказчиков.
В целях выполнения на территории Краснодарского края норм Федерального закона при размещении государственного и муниципального заказа, максимального достижения определенных Федеральным законом целей, в том числе эффективного расходования бюджетных и внебюджетных источников финансирования, Законодательное Собрание Краснодарского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Признать работу органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае по реализации в Краснодарском крае Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" удовлетворительной.
2. Рекомендовать департаменту государственного заказа Краснодарского края:
1) принять необходимые меры по повышению эффективности размещения государственного заказа Краснодарского края путем проведения торгов;
2) продолжить оказание методической помощи государственным и муниципальным заказчикам по реализации Федерального закона;
3) до 1 октября 2010 года оказать методическую помощь муниципальным образованиям Краснодарского края по организации деятельности уполномоченных на осуществление функций по размещению заказа и на осуществление контрольных функций органов местного самоуправления;
4) до 1 ноября 2010 года изучить ситуацию, связанную с готовностью муниципальных образований Краснодарского края к проведению открытых аукционов в электронном виде, внести необходимые предложения и обеспечить проведение обучения по данному вопросу.
3. Рекомендовать государственным и муниципальным заказчикам Краснодарского края:
1) определять на основании мониторинга цен обоснованную начальную (максимальную) цену государственных и муниципальных контрактов;
2) включать в конкурсную (аукционную) документацию требование обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов, четкие качественные характеристики товаров (работ, услуг), а также штрафные санкции за ненадлежащее исполнение контрактов;
3) обеспечивать включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты;
4) обеспечивать обязательное размещение заказа среди субъектов малого бизнеса путем проведения торгов, запроса котировок в установленных Федеральным законом размерах.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края обеспечить ведение реестров муниципальных контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края:
1) до 1 октября 2010 года обеспечить организацию деятельности уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказа органов местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального законодательства;
2) обеспечить уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказа органами местного самоуправления ежеквартальное проведение не менее 10 плановых и внеплановых проверок.
6. Рекомендовать Управлению экономики и целевых программ Краснодарского края:
1) повысить качество и эффективность проведения плановых и внеплановых проверок в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Краснодарского края и муниципальных нужд;
2) обеспечить ежеквартальное проведение мониторинга деятельности уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения муниципального заказа органов местного самоуправления.
7. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Краснодарского края, департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края продолжить осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд.
8. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям продолжить проведение совместной с уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления работы по совершенствованию организации размещения государственного и муниципального заказа.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям.

Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru