Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2010 г. по делу № А29-2950/2010

(извлечение)

3 июня 2010 года дата объявления резолютивной части решения
8 июня 2010 года дата изготовления мотивированного решения
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Роялти"
К Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Третье лицо: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" филиала "Комиэнерго"
О признании незаконными недействительными решения № 02-01/989 от 23.03.2010 года и предписания № 02-01/989 от 23.03.2010 года.
при участии в заседании:
от заявителя: П. (по доверенности от 07.04.2010)
от ответчика: Ц. (по доверенности № 02-02/1844)
от третьего лица: И. (по доверенности от 31.08.2009)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Роялти" (далее - Общество) обратилось с заявлением о признании незаконными (недействительными) решения № 02-01/989 от 23.03.2010 года и предписания № 02-01/989 от 23.03.2010 года.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Третье лицо с требованиями не согласно.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
В адрес Управления поступило заявление вх. № 475 от 04.02.2010 года от ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" филиала "Комиэнерго" (ОАО "МРСК Северо-Запада") из которого следует, что в целях урегулирования отношений по передаче электрической энергии между ОАО "МРСК Северо-Запада" и ООО "Роялти" в адрес последнего 13.12.2007 года направлен проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии. В нарушение ч. 1 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации Обществом договор не подписан и не возвращен в адрес ОАО "МРСК Северо-Запада". Отсутствуют также сведения о наличии каких-либо разногласий со стороны Общества по условиям предложенного проекта договора.
Указанное бездействие Заявителя ОАО "МРСК Северо-Запада" расценило как уклонение от заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии, нарушающее законодательство в сфере электроэнергетики.
Кроме того ОАО "МРСК Северо-Запада" указало на то, что не имеет возможности заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии в целях электроснабжения с потребителями, в том числе Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми и Местной православной религиозной организации - приход Свято-Вознесенского кафедрального собора г. Сыктывкара Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской Епархии Русской Православной Церкви, поскольку энергоустановки названных потребителей подключены непосредственно к объектам электросетевого хозяйства ООО "Роялти".
Несмотря на уклонение ООО "Роялти" от подписания договора оказания услуг по передаче электрической энергии, Общество настаивает на получении от ОАО "МРСК Северо-Запада" денежных средств за услуги по передаче электрической энергии.
В связи с чем, ОАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в антимонопольный орган с заявлением о возбуждении в отношении Общества дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам проверки Управлением принято решение № 02-01/989 от 24.03.2010 года, которым Общество признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции, в части экономически и технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.
Обществу выдано предписание № 02-01/989 от 24.03.2010 года, которым ООО "Роялти" в срок до 26.04.2010 года предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО "МРСК Северо-Запада". В срок до 26.04.2010 года заключить с ОАО "МРСК Северо-Запада" договор оказания услуг по передаче электрической энергии. О выполнении предписания необходимо сообщить в антимонопольный орган до 30.04.2010 года.
Общество не согласилось с указанными решением и предписанием, и обжаловало его в судебном порядке.
Доводы Общества изложены в заявлении, а также, указано на то, что письмом от 18.03.2010 года № 120 Обществом направлен в адрес ОАО "МРСК Северо-Запада" проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем, антимонопольный орган производство по делу должен был прекратить.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона "Об электроэнергетике", п. 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Заключение такого договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В силу п. 4 Правил недискриминационного доступа потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, находящимся в собственности данной сетевой организации или на ином законном основании (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил (п. 8 Правил недискриминационного доступа).
Структура договорных связей смежных сетевых организаций - ООО "Роялти" и ОАО "МРСК Северо-Запада"- должна соответствовать разделу III Правил № 861. Названный договор направлен на урегулирование отношений между смежными сетевыми организациями.
Согласно п. 34 Правил № 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
При этом согласно п. 36 названных Правил сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении ей причиненных убытков.
Потребитель услуг по договору между смежными сетевыми организациями определяется на основании п. 41 Правил № 861, которым предусмотрены различные варианты взаимоотношений сетевых организаций. В зависимости от варианта структуры договорных связей между сетевыми организациями определяется, которая из них (либо обе) является потребителем услуг другой. В частности, относительно подп. "г" п. 41 Правил при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
По смыслу указанной нормы права, сетевая организация может быть получателем услуг по передаче энергии постольку, поскольку она в целях оказания таких услуг энергосбытовым организациям и гарантирующим поставщикам в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии заключает договор со смежной сетевой организацией и компенсирует понесенные расходы на оплату услуг смежной сетевой организации.
Как следует из материалов дела ОАО "МРСК Северо-Запада" в адрес ООО "Роялти" 13.12.2007 года № 153/10663 направлен проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии, который получен Обществом 17.12.2007 года.
По причине противоречия многих положений представленного к рассмотрению проекта договора положениям действовавших на тот момент Правил функционирования и Правил доступа, Обществом проект договора оставлен без рассмотрения, подготовлен свой вариант договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, однако доказательств направления Обществом своего проекта договора в адрес ОАО "МРСК Северо-Запада" не представлено.
Довод Общества, о том, что Заявитель письмом от 18.03.2010 года направил в адрес ОАО "МРСК Северо-Запада" проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем производство по делу антимонопольным органом должно быть прекращено, Предписание не должно было выдаваться, судом не принимается.
В силу ч. 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: 1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Общество направило письмом от 18.03.2010 года в адрес третьего лица проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии, который получен ОАО "МРСК Северо-Запада" 19 марта 2010 года.
В сопроводительном письме Обществом указано на то, что один экземпляр подписанного договора и скрепленного оттиском печати необходимо возвратить в адрес Общества в течение 10 дней с момента получения названного письма (без учета дня получения документов).
ОАО "МРСК Северо-Запада", получив 19 марта 2010 года проект договора, не могло успеть оформить и подписать представленный проект договора, до принятия решения антимонопольным органом.
09.04.2010 года ОАО "МРСК "Северо-Запада" подписанный договор оказания услуг по передаче электрической энергии возвратило в адрес Общества с протоколом разногласий.
23.04.2010 года Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 01-УППЭЭ от 17.03.2010 года.
Направление Обществом проекта договора оказания услуг по передаче электрической энергии в адрес ОАО "МРСК Северо-Запада", в срок, превышающий установленный действующим законодательством, повлекло нарушении прав и охраняемых интересов ОАО "МРСК "Северо-Запада".
Общество допустило нарушение ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции", в связи с чем антимонопольным органом правомерно принято оспариваемое решение и выдано предписание о прекращении в срок до 26.04.2010 года нарушений требований законодательства о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Республики Коми, в апелляционном порядке.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru