Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область

Документ не применяется.

Подробнее см. Справку
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2009 г. по делу № А23-4697/09Г-15-231

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Курушиной А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ерофеевой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Калужский областной водоканал", г. Калуга к закрытому акционерному обществу "Агрофирма Оптина", г. Козельск Калужской области о взыскании 5 789 664 руб. 50 коп.,

при участии в судебном заседании:
от истца - представителей Гришечкиной А.И. по доверенности от 02.02.2009 № 153,
Карамышевой Р.Х. по доверенности от 15.12.2009 № 235;
от ответчика - представителя Ефимова Р.С. по доверенности от 07.12.2009 № 2,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Калужский областной водоканал", г. Калуга обратилось в Арбитражный суд Калужской области к закрытому акционерному обществу "Агрофирма Оптина", г. Козельск Калужской области с иском о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в сумме 5 789 664 руб. 50 коп.
В судебном заседании представители ООО "Калужский областной водоканал" поддержали исковые требования в полном объеме, ссылаясь на то, что между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по приему сточных вод, за период с 4-го квартала 2007 года по 2-й квартал 2009 истец оказывал ответчику услуги по очистке загрязняющих веществ, которые им не оплачены.
Ответчик иск признал частично на сумму 288 724 руб. 45 коп., ссылаясь на необоснованное применение истцом методики расчета платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации.
По мнению ответчика, для расчета платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов должен применяться п. 4 Положения "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калужской области", утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 15.06.2004 № 180, согласно которому абоненты, сбрасывающие сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Калужской области с превышением нормативов водоотведения по объемам сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ, производят оплату услуг по водоотведению организациям водопроводно-канализационного хозяйства в повышенном размере: за превышение концентрации загрязняющих веществ по сравнению с допустимыми для биологической очистки - в двукратном размере от утвержденного тарифа за объем сточных вод, подтвержденный абонентом документально;
При этом ответчик считает, что повышающие коэффициенты при расчете платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ применяться не должны.
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В настоящем споре гражданские права и обязанности сторон возникли из договора на отпуск, прием сточных вод и очистку стоков (в письменной форме договор не оформлен).
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не статья 412.

В силу ст. 412 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), в п. 11 которых определено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. ст. 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно п. 1 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства определена как предприятие (организация), осуществляющая отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сброса, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.
Услуги систем водоснабжения и канализации включены в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, услуги по очистке сточных вод подлежат государственному регулированию, поскольку относятся к услугам по канализации.
По своей правовой природе повышенная плата, в том числе за сброс загрязняющих веществ сверх установленного лимита, представляет собой дифференцированный подход к определению тарифа за оказанные услуги, а также меру экономического воздействия на предприятия и организации, превышающие установленный лимит.
В силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Как усматривается из материалов дела, между ООО "Калужский областной водоканал" (энергоснабжающая организация) и ЗАО "Агрофирма Оптина" сложились фактические отношения по приему производственных стоков.
На протяжении периода с 4-го квартала 2007 года по 2-й квартал 2009 года ответчик ежемесячно производил оплату за оказанные истцом услуги по водоотведению, о чем свидетельствуют поступившие от него платежи и акт сверки взаимных расчетов, что является подтверждением объема принятых истцом сточных вод, представленных в реестре объемов полезного отпуска услуг водоотведения.
Поскольку в нарушение п. 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 в последующих редакциях абонент не обеспечивал лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод, истец в рамках контроля в соответствии со ст. 65 Правил выполнял анализ проб сточных вод, по итогам которого исходя из результатов физико-химического анализа сточных вод установлены факты содержания в сточных водах, сбрасываемых ответчиком, загрязняющих веществ, зафиксированные протоколами результатов физико-химического анализа сточных вод (т. 1 л.д. 22-35)
Отбор проб воды для лабораторного анализа проводился с участием представителей ответчика и содержание указанных протоколов им не оспорено.
Как указано в п.п. 70, 71 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калужской области от 15.06.2004 № 180 утверждено Положение о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калужской области, согласно п. 4 которого абоненты, сбрасывающие сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Калужской области с превышением нормативов водоотведения по объемам сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ, производят оплату услуг по водоотведению организациям водопроводно-канализационного хозяйства в повышенном размере:
- за сброс загрязняющих веществ в канализационные сети населенных пунктов Калужской области - по нормативам платы, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Доводы ответчика о необходимости применения четвертого абзаца п. 4 вышеназванного Положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калужской области не могут быть приняты во внимание, поскольку четвертым абзацем предусмотрена повышенная плата за превышение нормативов загрязняющих веществ для биологической очистки, а не за сверхнормативный сброс.
Согласно п. 5.1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ подразделяется на следующие категории:
- предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ и ПДС);
- временно согласованные выбросы, сбросы (ВСВ и ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ и ПДС;
- превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ, ВСС или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитными выбросами (сбросами).
Порядок нормирования выбросов (сбросов) устанавливается в соответствии с "Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты", утвержденной в 1989 году, "Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий", выпущенными в 1989 году, и "Методикой расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами", рекомендованной в 1991 году.
Суд находит расчет платы за сброс ответчиком загрязняющих веществ в канализацию на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" правильным.
Согласно п. 5 названного постановления плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В приложении № 2 к постановлению от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" для Калужской области установлен коэффициент 1,17.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 и в 2005 годах в соответствии с Федеральными законами от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", от 24.07.2007 № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", применяются в 2007 году с коэффициентами соответственно 1,4 и 1,15; в 2008 году с коэффициентами соответственно 1,48 и 1,21 и в 2009 году с коэффициентами соответственно 1,62 и 1,32.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Поскольку ответчик допустил сброс загрязняющих веществ, он обязан оплатить услуги по очистке сточных вод в сумме, указанной истцом.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Взыскать с закрытого акционерного общества "Агрофирма Оптина", г. Козельск Калужской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Калужский областной водоканал", г. Калуга задолженность в сумме 5 789 664 (пять миллионов семьсот восемьдесят девять тысяч шестьсот шестьдесят четыре) руб. 50 коп. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 40 448 (сорок тысяч четыреста сорок восемь) руб. 32 коп.
Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья
А.А.Курушина



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru