Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2009 г. по делу № А23-5220/09А-9-260

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Храпченкова Ю.В., при ведении протокола секретарем Крицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Агаевой Маргариты Юрьевны, г. Калуга,
к Городской Управе городского округа "Город Калуга", г. Калуга, и к Управлению экономики и имущественных отношений, г. Калуга,
о признании незаконным действий органа местного самоуправления,
при участии в предварительном судебном заседании:
от заявителя - предпринимателя Агаевой М.Ю. на основании паспорта;
от ответчика (Городской Управы городского округа "Город Калуга") - главного специалиста отдела по правовому обеспечению финансово-экономической деятельности правового комитета управления делами Городского Головы г. Калуги Иванова Д.А. на основании доверенности от 28.12.2007 № 01/346-07-д;
от ответчика (Управления экономики и имущественных отношений) - главного специалиста отдела по правовому обеспечению финансово-экономической деятельности правового комитета управления делами Городского Головы г. Калуги Иванова Д.А. на основании доверенности от 15.02.2008 № 1020,

установил:

Индивидуальный предприниматель Агаева Маргарита Юрьевна обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий Городской Управы городского округа "Город Калуга" и Управления экономики и имущественных отношений, выразившихся в отказе в предоставлении преимущественного права на покупку арендуемого недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Центральная, д. 20, изложенного в письме Управления экономики и имущественных отношений от 21.07.2009 № 8305. В качестве устранения допущенных нарушений своих прав и законных интересов предприниматель просила суд обязать заинтересованное лицо совершить действия, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В ходе предварительного судебного заседания заявитель уточнил свои требования в части устранения допущенных нарушений своих прав и законных интересов, просил суд обязать Управление экономики и имущественных отношений, как уполномоченный орган, обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а Городскую Управу городского округа "Город Калуга" принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, а также направить в ее адрес проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В судебном заседании заявитель поддержала требования в полном объеме.
Городская Управа городского округа "Город Калуга" и Управление экономики и имущественных отношений просили отказать индивидуальному предпринимателю Агаевой М.Ю. в удовлетворении заявленных ею требований, так как она не обладает преимущественным правом на приобретение арендованного нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Центральная, д. 20, поскольку это помещение не находится во владении предпринимателя в течение двух и более лет до дня вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ) и имелась задолженность по уплате арендной платы.
Приняв во внимание доводы и объяснения участвующих в деле лиц, исследовав доказательства дела, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований с учетом следующих обстоятельств.
Агаева Маргарита Юрьевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 28.01.2005 за основным государственным регистрационным номером 305402802800011.
В соответствии со ст. 3 и 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства.
На основании ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Агаева М.Ю. 18.06.2009 обратилась с заявлением о предоставлении ей преимущественного права на приобретение арендуемого помещения, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Центральная, д. 20, общей площадью 26,9 кв. м, направив его в адрес заместителя Городского Головы г. Калуги - начальника Управления экономики и имущественных отношений (л.д. 14-15).
В письме Управления экономики и имущественных отношений от 21.07.2009 № 8305 ей было отказано в удовлетворении требований о приобретении испрашиваемого помещения на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, по мотиву отсутствия пользования этим помещением в течение трех и более лет до дня вступления в силу этого закона (л.д. 16-17). Указанные обстоятельства и явились причиной обращения предпринимателя в арбитражный суд с требованием о признании недействительными действий Городской Управы городского округа "Город Калуга" и Управления экономики и имущественных отношений.
В соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Подобные требования рассматриваются арбитражными судами Российской Федерации в порядке, установленном в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обязанность доказывания законности оспариваемого заявителем действия заинтересованных лиц, а фактически отказа в предоставлении преимущественного права на приобретение арендованного заявителем имущества в соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на органе (лице), который заявил такой отказ.
Из представленных самим заявителем доказательств следует, что отказ был заявлен Управлением экономики и имущественных отношений, являющимся самостоятельным юридическим лицом.
В этой связи привлечение в качестве лица, участвующего в деле Городской Управы городского округа "Город Калуга" является необоснованным и незаконным.
Из представленных заявителем доказательств усматривается, что, начиная с 01.03.2005 по 31.08.2007 он пользовался нежилым помещением, расположенным по адресу: г. Калуга, ул. Центральная, д. 20, на правах его аренды в соответствии с заключенным им договорами аренды на определенный срок, а также на условиях, предусмотренных ч. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 20-47).
Городской Управой городского округа "Город Калуга" 31.07.2007 было принято распоряжение № 7171-р, которым утверждено решение об условиях приватизации муниципального имущества и, в том числе, помещения магазина, расположенного в городе Калуге на улице Центральная, дом 20, путем продажи этого помещения на аукционе.
По акту приема-передачи помещения от 31.08.2007 заявитель передал помещение арендодателю.
Впоследствии, в связи с тем, что помещение не было продано на аукционе на основании распоряжения Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 29.10.2007 № 10074-р с учетом заявления индивидуального предпринимателя Агаевой М.Ю. от 16.10.2007 оно было вновь предоставлено заявителю в аренду по договору от 01.11.2007 (л.д. 48-58).
На момент обращения в арбитражный суд заявитель пользовался этим помещением на основании договора аренды от 28.01.2009 № 144 (л.д. 60-64).
Таким образом, до дня вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (то есть до 05.08.2009) заявитель не владел по праву аренды нежилым помещением, расположенным по адресу: г. Калуга, ул. Центральная, д. 20.
Довод заявителя о том, что в период с 01.09.2007 по 01.11.2007 он продолжал пользоваться этим помещением на правах арендатора, опровергаются указанными выше доказательствами дела, свидетельствующими о том, что срочный договор аренды от 30.01.2007 № 144 не возобновлялся на условиях бессрочного пользования указанным в нем имуществом и это имущество было передано заявителем арендодателю по акту от 31.08.2007.
Учитывая то обстоятельство, что одно из условий, при наличии которых заявитель может реализовать свое право на приобретение арендованного им имущества в порядке, указанном в Федеральном законе от 22.07.2008 № 159-ФЗ, отсутствует, отказ в предоставлении такого права заявителю, изложенный в письме Управления экономики и имущественных отношений от 21.07.2009 № 8305 соответствует действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
С учетом разъяснений, изложенных в п. 5 Информационного письма Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд считает, что действия арендодателя, связанные с попыткой реализации нежилого помещения на аукционе, совершенные им до принятия Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, не могут свидетельствовать о воспрепятствовании им реализации в дальнейшем заявителем своего преимущественного права на выкуп арендованного имущества.
Доводы Городской Управы городского округа "Город Калуга" и Управления экономики и имущественных отношений о наличии задолженности по арендной плате не подтверждаются материалами дела, так как представленный заявителем акт сверки расчетов (л.д. 70-73) свидетельствует об обратном, а период, в котором отсутствовали арендные отношения (с 01.09.2007 по 01.11.2007) никак не может предполагать задолженности по арендной плате.
Все вышеизложенные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя на основании ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Агаевой Маргариты Юрьевны о признании незаконными действий Городской Управы городского округа "Город Калуга" и Управления экономики и имущественных отношений, выразившихся в отказе в предоставлении преимущественного права на покупку арендуемого недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Центральная, д. 20, изложенного в письме Управления экономики и имущественных отношений от 21.07.2009 № 8305, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
Ю.В.Храпченков



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru