Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2008 г. по делу № А14-8185/2008/27710

(извлечение)

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому Воронежской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ по Россошанскому району Воронежской области, заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю А. о взыскании 120 руб. 10 коп. финансовых санкций по решению № 987 от 30.06.2008 г.
ГУ УПФ РФ по Россошанскому району о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился.
ИП А. требования не оспорил, отзыва не представил, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя и ответчика.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ИП А. является индивидуальным предпринимателем (зарегистрирован в ЕГРИП 07.05.2007 за ОГРН <...>) и зарегистрирован в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда.
Установив, что в установленный срок индивидуальные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год в Пенсионный фонд ИП А. не представлены, о чем составлен акт № 401 от 14.05.2008 г., Управление Пенсионного фонда направило 02.07.2008 г. предпринимателю решение № 987 от 30.06.2008 г. о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 120 руб. 10 коп., а также требование № 1634 от 30.06.2008 г. об уплате данного штрафа в срок до 21.07.2008 г.
Ссылаясь на то, что финансовые санкции ответчиком добровольно не были уплачены, управление обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, суд находит требование управления не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице; физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
В соответствии со ст. 17 данного Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как установлено заявителем, подтверждено материалами дела (актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании № 401 от 14.05.2008 г.), и не оспорено ответчиком (ст. 65 АПК РФ), индивидуальные сведения за 2007 год им в орган Пенсионного фонда не представлены.
Вместе с тем, поскольку ни Законом № 27-ФЗ, ни Законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда следует руководствоваться законодательством РФ о налогах и сборах регулирующих соответствующие отношения.
В соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в рассматриваемом случае подлежат применению положения статьи 101.4 НК РФ.
В силу ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых нарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение, который вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Согласно п. 5 ст. 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении данного срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (п. 6 ст. 101.4 НК РФ).
При этом в соответствии с п. 7 ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно, неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные мероприятия налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
Таким образом, из смысла взаимосвязанных положений ст. 101.4 НК РФ следует, что рассмотрение акта и других материалов, а также принятие по ним решения осуществляется непосредственно руководителем органа Пенсионного фонда или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещено лицо, привлекаемое к ответственности, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
Как установлено материалами дела, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании № 401, составлен 14.05.2008, указанная в нем дата рассмотрения акта - 16.06.2008 г. (10 часов), и 17.05.2008 г. данный акт был направлен в адрес ответчика.
Однако решение о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании принято 30.06.2008 г. в его отсутствие, при этом сведения об извещении ответчика о данной дате фактического рассмотрения акта в материалах дела отсутствуют, управлением такие сведения не представлены.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства заявитель, уведомление о переносе рассмотрения ГУ УПФ РФ по Россошанскому району акта проверки на 30.06.2008 ответчику не направлялось.
Пунктом 12 ст. 101.4 НК РФ предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Из изложенного следует вывод о том, что органом Пенсионного фонда не обеспечена возможность ИП А. 30.06.2008 г. участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, что в силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ является безусловным основанием для отмены принятого решения.
Следовательно, ГУ УПФ РФ по Россошанскому району нарушен предусмотренный НК РФ порядок привлечения к ответственности и у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования Управления Пенсионного фонда, предъявленного по решению № 987 от 30.06.2008 г.
В удовлетворении заявления следует отказать.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя, однако он в силу ст. 333.37 НК РФ от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и арбитражный кассационный суд в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru