АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2008 г. по делу № А14-8185/2008/27710
(извлечение)
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому Воронежской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ по Россошанскому району Воронежской области, заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю А. о взыскании 120 руб. 10 коп. финансовых санкций по решению № 987 от 30.06.2008 г.
ГУ УПФ РФ по Россошанскому району о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился.
ИП А. требования не оспорил, отзыва не представил, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя и ответчика.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ИП А. является индивидуальным предпринимателем (зарегистрирован в ЕГРИП 07.05.2007 за ОГРН <...>) и зарегистрирован в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда.
Установив, что в установленный срок индивидуальные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год в Пенсионный фонд ИП А. не представлены, о чем составлен акт № 401 от 14.05.2008 г., Управление Пенсионного фонда направило 02.07.2008 г. предпринимателю решение № 987 от 30.06.2008 г. о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 120 руб. 10 коп., а также требование № 1634 от 30.06.2008 г. об уплате данного штрафа в срок до 21.07.2008 г.
Ссылаясь на то, что финансовые санкции ответчиком добровольно не были уплачены, управление обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, суд находит требование управления не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице; физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
В соответствии со ст. 17 данного Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как установлено заявителем, подтверждено материалами дела (актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании № 401 от 14.05.2008 г.), и не оспорено ответчиком (ст. 65 АПК РФ), индивидуальные сведения за 2007 год им в орган Пенсионного фонда не представлены.
Вместе с тем, поскольку ни Законом № 27-ФЗ, ни Законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда следует руководствоваться законодательством РФ о налогах и сборах регулирующих соответствующие отношения.
В соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в рассматриваемом случае подлежат применению положения статьи 101.4 НК РФ.
В силу ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых нарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение, который вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Согласно п. 5 ст. 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении данного срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (п. 6 ст. 101.4 НК РФ).
При этом в соответствии с п. 7 ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно, неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные мероприятия налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
Таким образом, из смысла взаимосвязанных положений ст. 101.4 НК РФ следует, что рассмотрение акта и других материалов, а также принятие по ним решения осуществляется непосредственно руководителем органа Пенсионного фонда или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещено лицо, привлекаемое к ответственности, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
Как установлено материалами дела, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании № 401, составлен 14.05.2008, указанная в нем дата рассмотрения акта - 16.06.2008 г. (10 часов), и 17.05.2008 г. данный акт был направлен в адрес ответчика.
Однако решение о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании принято 30.06.2008 г. в его отсутствие, при этом сведения об извещении ответчика о данной дате фактического рассмотрения акта в материалах дела отсутствуют, управлением такие сведения не представлены.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства заявитель, уведомление о переносе рассмотрения ГУ УПФ РФ по Россошанскому району акта проверки на 30.06.2008 ответчику не направлялось.
Пунктом 12 ст. 101.4 НК РФ предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Из изложенного следует вывод о том, что органом Пенсионного фонда не обеспечена возможность ИП А. 30.06.2008 г. участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, что в силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ является безусловным основанием для отмены принятого решения.
Следовательно, ГУ УПФ РФ по Россошанскому району нарушен предусмотренный НК РФ порядок привлечения к ответственности и у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования Управления Пенсионного фонда, предъявленного по решению № 987 от 30.06.2008 г.
В удовлетворении заявления следует отказать.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя, однако он в силу ст. 333.37 НК РФ от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и арбитражный кассационный суд в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.