Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2009 г. по делу № А14-5628/2009/174/32

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.06.09 г., решение в полном объеме изготовлено 17.06.09 г.
Прокурор Воронежской области обратился в Арбитражный суд в защиту интересов муниципального образования - Бутурлиновский муниципальный район Воронежской области с исковым заявлением к администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, ООО "Х" о признании договора аренды земельного участка от 01.01.09 г., заключенного между администрацией Бутурлиновского муниципального района Воронежской области с ООО "Х", недействительным (ничтожным) и обязании ООО "Х" возвратить администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 357 га, расположенный по адресу: <...>.
В судебное заседание 16.06.09 г. ответчики не явились. На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в их отсутствие.
Представитель прокуратуры Воронежской области поддержал заявленные требования.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором от 01.01.09 г. ответчиком (1) (арендодателем) ответчику (2) (арендатору) предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 357 га из невостребованных земельных долей, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <...>., на срок с 01.01.09 г. по 01.12.09 г.
Размер арендной платы в год составил 163 434 руб. 60 коп. согласно расчету.
Участок передан по акту приема-передачи 01.01.09 г.
Ссылаясь на несоответствие указанного договора статьям 34, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статье 5 Закона Воронежской области от 28.12.2005 г. № 91-ОЗ "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Воронежской области", Постановлению Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", прокурор Воронежской области обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Заслушав пояснения представителя прокуратуры Воронежской области, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пункту 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В п. 2 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен порядок предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение таких торгов осуществляются на основании положений статьи 38 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с положениями статьи 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В статье 19 Закона Воронежской области № 25-ОЗ от 13.05.08 указано, что сообщения по обороту земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земельных долей, опубликование которых предусмотрено Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" подлежат опубликованию в газете "М".
Документальные доказательства, свидетельствующие об опубликовании в соответствующих средствах массовой информации органами местного самоуправления сообщения о наличии для предложения земельного участка, о подаче заявок о передаче спорного земельного участка в аренду, или о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка, в материалах дела отсутствуют.
Из письма № 1115 от 28.04.09 г. администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области следует, что при предоставлении ООО "Х" земельного участка сельскохозяйственного назначения по договору аренды от 01.01.09 г. сообщение о наличии для предложения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в средствах массовой информации, определенных действующим законодательством, не публиковалось. Торги по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка не проводились.
Кроме того, администрация Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, не имея титула собственника, либо иного основания, установленного законом, не вправе была распоряжаться спорным земельным участком.
Согласно статье 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Земельные участки, формируемые из невостребованных земельных долей, до признания права собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, представляют собой долю в праве общей частной собственности физических лиц, наделенных имуществом в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
Из указанных положений следует, что распоряжение такими земельными участками возможно лишь после признания и регистрации права собственности.
В письме от 28.04.09 г. № 115 администрация подтвердила тот факт, что право муниципальной собственности на спорный земельный участок в судебном порядке не признано.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Оспариваемая сделка заключена с нарушением требований действующего законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, следовательно является недействительной (ничтожной).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах (пункты 1, 2 статьи 167 ГК РФ).
Последствия недействительности оспариваемой сделки могут быть применены лишь в части возврата земельного участка арендодателю, так как ООО "Х" пользовалось арендованным земельным участком и было обязано производить оплату за такое пользование в установленном законом размере.
На основании изложенного исковые требования в части обязания ООО "Х" возвратить администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области земельный участок площадью 357 га, расположенный по адресу: <...>, переданный ответчику (2) по акту приема-передачи от 01.01.09 г., подлежат удовлетворению.
В силу статьи 110 АПК РФ госпошлина относится на ответчиков в равных долях и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать договор аренды земельного участка от 01.01.09 г. между администрацией Бутурлиновского муниципального района Воронежской области и ООО "Х" недействительным.
Обязать ООО "Х" возвратить администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 357 га, расположенный по адресу: <...>.
Взыскать с администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины.
Взыскать с ООО "Х" в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru