Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2010 г. по делу № 3-6/10

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., при секретаре Васильевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "23" марта 2010 г. гражданское дело
по заявлению Первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 2, 3, 4, 5, 6 раздела 7, п.п. 1, 3, 4 п. 7 раздела 7 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "Об утверждении Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так же строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия)" от 17.06.09 г. № 251 (в редакции от 17.10.09 г.),

установил:

Первый заместитель прокурора РС(Я) обратился в суд с данным заявлением указывая, что оспариваемые нормы Постановления "Об утверждении Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так же строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия)" противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующими.
В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) прокурор Валиулова Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, просит признать п. 2, 3, 4, 5, 6 раздела 7, п.п. 1, 3, 4 п. 7 раздела 7, Порядка пользования недрами противоречащими федеральному законодательству и недействующими, как нарушающие права собственников земельных участков и других перечисленных лиц, а так же принятые с превышением полномочий Правительства РС(Я).
Представитель Правительства РС(Я) Алексеев П.В. и представитель Государственного Комитета РС(Я) по геологии и недропользованию Скрябин В.В., считают требования прокурора не правомерными, пояснили, что оспариваемые прокурором нормы (Я) приняты в пределах полномочий субъекта РФ, имеют цель урегулировать отношения в области недропользования, и только конкретизируют отдельные положения ФЗ "О недрах".
Выслушав представителя прокуратуры РС(Я) прокурора Валиулову Н.В., представителя Правительства РС(Я) Алексеева П.В., представителя Государственного комитета РС(Я) по геологии и недропользованию Скрябина В.В., исследовав материалы дела, судебные прения, Верховный Суд РС(Я) находит заявление прокурора не подлежащим удовлетворению.
Правительством Республики Саха (Якутия) принято и опубликовано в официальных средствах массовой информации Постановление "Об утверждении Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так же строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия)" от. 17.06.09 г. № 251 (в редакции от 17.10.09 г.).
Предметом регулирования данного Постановления являются общественные отношения, в области владения, пользования и распоряжения недрами.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 1.1. Закона Российской Федерации "О недрах" субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Согласно п. 9 ст. 4 ФЗ "О недрах" от 21.02.1992 г. № 2395-1 (в редакции от 27.12.2009 г.) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится, в том числе, установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так же строительства подземных сооружений местного значения.
Таким образом, Постановление Правительства РС(Я) "Об утверждении Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так же строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия)" от 17.06.09 г. № 251 (в редакции от 17.10.09 г.), принято в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и компетенции Правительства РС(Я) как высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В п. 2 раздела 7 Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так же строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 17.06.09 г. № 251 (в редакции от 17.10.09 г.) определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, соответствующих следующим требованиям:
- участок недр не учтен государственным фондом недр (Государственным балансом запасов, Республиканским балансом перспективных объектов, Государственным кадастром месторождений, Сводкой прогнозных ресурсов по Республике Саха (Якутия)) данное ограничение установлено статьей 19 Закона Российской Федерации "О недрах", и,
- участок недр не представляет научной или культурной ценности и не объявлен в установленном порядке геологическим заповедником, заказником либо памятником природы и культуры, не отнесен к особо охраняемым природным территориям - данное ограничение установлено Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
Прокуратурой оспаривается п. 2 раздела 7 Порядка по тем основаниям, что Правительство РС(Я), определив критерий соответствия земельного участка и поставив реализацию свободного волеизъявления граждан в зависимость от соответствия земельного участка данному критерию, ограничил право граждан на добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд, что противоречит с пункту 9 части 1 статьи 3, статьям 8 и 19 Закона Российской Федерации "О недрах".
Пунктом 9 ч. 1 ст. 3 и ст. 8 ФЗ "О недрах" установлены ограничения пользования недрами, в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды, ст. 19 ФЗ "О недрах" - установлено, что земельные участки не должны числится на государственном балансе, а строящиеся подземные сооружения в их границах - не достигать глубины более пяти метров.
Так же ст. 19 ФЗ "О недрах" определено, что добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков производится в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 2 Закона РС(Я) "О недрах" от 2.07.1998 г. З № 29-П (в редакции от 17.11.2009 г. 749-З № 385-IV) местные органы государственной власти издают акты по регулированию отношений недропользования в пределах полномочий, определяемых ФЗ "О недрах", законами РС(Я) об органах государственной власти и настоящим законом.
Полномочия Республики Саха (Якутия) в сфере регулирования отношений недропользования, определены в п. "н" ст. 3, 16 и 17 Закона РС(Я) "О недрах", в соответствии с которыми, порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и порядок пользования недрами, устанавливается законом и иными нормативными правовыми актами органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Из самого наименования Постановления Правительства РС(Я) от 17.06.09 г. № 251 (в редакции от 17.10.09 г.) следует, что Правительством разработан и принят именно Порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так же строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия)", а не установление критериев соответствия земельных участков для недропользования.
В развитие основных ограничений, установленных ФЗ "О недрах" и Законом РС(Я) "О недрах", Правительство РС(Я) приняло конкретизирующее нормативное положение в оспариваемом Порядке по соответствию участков недр определенным федеральным законодателем условиям.
Поэтому п. 2 раздела 7 Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так же строительства подземных сооружений местного значения на территории РС(Я) не противоречит федеральному законодательству, т.к. не ограничивает право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков на свободное волеизъявление по добыче общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
Пунктами 3 и 4 раздела 7 Порядка, предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков с целью определения соответствия участка недр условиям п. 2 настоящего раздела, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти РС(Я) запрос с приложением схемы расположения земельного участка с указанием участка недр, который планируется использовать, а уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр, должен в 15-тидневный срок дать письменную информацию о соответствии участка недр условиям п. 2 раздела 7 Порядка.
Прокурором оспариваются данные пункты Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так же строительства подземных сооружений местного значения на территории РС(Я) по основаниям противоречия их ст. 19 ФЗ "О недрах", т.к. данными пунктами, устанавливающими критерий отбора земельных участков и вводящими дополнительный документооборот, по мнению прокурора, нарушаются права граждан и юридических лиц на добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд. Прокурор считает, что данные положения приняты с превышением полномочий субъекта.
С данным доводом прокурора суд не может согласиться по следующим основаниям.
Пункт 3 раздела 7 Порядка в совокупности с п. 2, предусматривает получение собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков от уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр сведений о том, что: - на его земельном участке нет запасов полезных ископаемых учтенных государственным фондом недр;
- участок не представляет научной или культурной ценности и не объявлен в установленном порядке геологическим заповедником, заказником либо памятником природы и культуры, не отнесен к особо охраняемым природным территориям, т.е. собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец и арендатор земельных участков без получения указанных сведений не имеет возможности достоверно знать, что земельный участок не имеет ограничений для пользования недрами без оформления лицензии.
Данные нормативные положения в оспариваемом Порядке пользования недрами соответствуют требованиям ФЗ "О недрах" и Закону РС(Я) "О недрах", которые по совокупности норм, относят установление порядка предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и порядок пользования недрами, на основании закона и иных нормативных правовых актов органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Пункт 5 раздела 7 Порядка пользования недрами, вменяет в обязанность собственнику земельного участка, землепользователю, землевладельца и арендатора земельного участка письменно уведомить уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр о начале добычи общераспространенных полезных ископаемых с приложением требуемых документов.
Прокурором оспаривается данная норма, т.к. по мнению прокурора, она носит скрытый разрешительный характер на пользование участком недр, что противоречит ст. 19 и 22 ФЗ "О недрах".
В ст. 19 ФЗ "О недрах" определено, что добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков производится в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Статьей 22 ФЗ "О недрах" установлены основные права и обязанности пользователя недр, т.е. само наименование данной нормы указывает на то, что в ней приведен не исчерпывающий, а основной перечень требований, и это не исключает возможности установления дополнительных, не противоречащих Федеральному закону, требований к пользователю недр.
Норма, закрепленная в п. 5 раздела 7 Порядка пользования недрами носит уведомительный характер, не устанавливает запрет или ограничения на добычу общераспространенных полезных ископаемых собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков для своих нужд, поэтому не противоречит ФЗ "О недрах".
Пункт 6 раздела 7 Порядка пользования недрами вменил в обязанность уполномоченному органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом регистрировать и вести реестр участков недр, а также учет количества добытых общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд, и, п.п. 3 п. 7 раздела 7 установлена обязанность по предоставлению отчета о количестве добытого по каждому виду полезного ископаемого в уполномоченный орган исполнительной власти РС(Я) по управлению фондом недр.
Прокурором данные нормы оспариваются на основании ст. 28 ФЗ "О недрах", устанавливающей ведение государственного учета и реестра федеральным органом управления государственным фондом недр.
Между тем, ст. 28 ФЗ "О недрах" оговаривает ведение государственного учета и включение в государственный реестр в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр, работ предоставленных на основании лицензии на пользование недрами.
Пунктом 6 раздела 7 оспариваемого Порядка определяется порядок ведения учета работ, которые проводятся без предоставления лицензии на право пользования недрами.
Согласно части 5 статьи 16 ФЗ "О недрах" порядок оформления, государственной регистрации по участкам недр общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. ФЗ "О недрах" создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 26 и 37 Закона РС(Я) "О недрах" геологическая и иная информация о недрах, полученная за счет средств Республики Саха (Якутия), является государственной собственностью Республики Саха (Якутия), учитывается и систематизируется в республиканском фонде геологической информации. Порядок и условия распоряжения указанной информацией определяются Правительством Республики Саха (Якутия).
Кроме того, ведение учета количества добытых общераспространенных полезных ископаемых, необходимо для определения круга лиц, которые обязаны платить налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых, т.к. в соответствии с п. 2 ст. 336 Налогового кодекса РФ от уплаты налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых освобождены только индивидуальные предприниматели, которые используют добытое полезное ископаемое непосредственно для личного потребления.
Как пояснил представитель Государственного Комитета РС(Я) по геологии и недропользованию Скрябин В.В., между Государственным Комитетом РС(Я) по геологии и недропользованию и Управлением Федеральной налоговой службы по РС(Я) заключено соглашение о предоставлении в налоговую службу информации о пользователях недр, добывающих общераспространенные полезные ископаемые.
Пунктом 7 раздела 7 Порядка пользования недрами в п.п. 1 - установлена обязанность собственника земельного участка и других перечисленных в норме лиц, ограждать участок ведения добычных работ предупредительными аншлагами;
в п.п. 4 - установлена обязанность пользователя недр извещать уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр о завершении добычных работ.
Прокурор оспаривая данные нормы, указал на то, что установление в Порядке пользования недрами иных, чем предусмотрены федеральным законодателем, прав и обязанностей недропользователей, противоречит ст. 19 и ст. 22 ФЗ "О недрах".
Кроме того, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями по установлению обязанностей недропользователей, т.к. ст. 19 ФЗ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено лишь право установления порядка добычи указанными лицами общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе.
Между тем, ст. 22 ФЗ "О недрах" указаны только основные обязанности пользователей недр. Пунктом 6 статьи 22 ФЗ пользователям недр вменено в обязанность безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами. Согласно пункту 102 Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 9 сентября 2002 года № 57, место проведение работ должны быть ограждено предупредительными аншлагами.
Обоснована и обязанность недропользователя извещать уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по управлению фондом недр о завершении добычных работ, что необходимо для осуществления контроля за деятельностью недропользователей т.к. п. 8 оспариваемого Порядка пользования недрами, установлена обязанность недропользователя произвести рекультивацию нарушенных земель в 2-хмесячный срок после прекращения добычных работ, а ст. 19 ФЗ субъектам Российской Федерации дано право определять порядок пользования недрами собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
Статьей 76 Конституции РФ установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Анализируя доказательства в их совокупности, суд считает, что оспариваемые прокурором п. 2, 3, 4, 5, 6 раздела 7, п.п. 1, 3, 4 п. 7 раздела 7, Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "Об утверждении Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так же строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия)" от 17.06.09 г. № 251 (в редакции от 17.10.09 г.) не противоречат федеральному законодательству и поэтому не могут быть признаны недействующими.
По изложенному, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд РС(Я)

решил:

В удовлетворении заявления Первого заместителя прокурора РС(Я) о признании - противоречащими федеральному закону и недействующими п. 2, 3, 4, 5, 6 раздела 7, п.п. 1, 3, 4 п. 7 раздела 7 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "Об утверждении Порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так же строительства подземных сооружений местного значения на территории Республики Саха (Якутия)" от 17.06.09 г. № 251 (в редакции от 17.10.09 г.) отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течении 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий
КОЛЕСНИК Н.А.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru