Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2008 г. по делу № А79-8024/2008

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Бахча",
к Территориальному управлению в Чувашской Республике Федеральной службы финансово-бюджетного надзора об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
При участии:
от заявителя - К.В. по доверенности от 15.09.2008 года, сроком действия до 31.12.2008 года,
от ответчика - А.Г. по доверенности № 6 от 10.10.2008 года, сроком действия до 31.12.2009 года, А.Д. по доверенности № 7 от 28.10.2008 года, сроком действия до 31.12.2008 года,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Бахча" (далее - ООО "Бахча", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Территориальному управлению в Чувашской Республике Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 09 октября 2008 года № 97-08/46П.
Заявление мотивировано тем, что Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к штрафу в сумме 48750 рублей. То есть Общество в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.10.2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" осуществило незаконную валютную операцию, выразившуюся в получении в кассу Общества от нерезидента - гражданина Республики Азербайджан Г. наличных денежных средств в сумме 65000 рублей по приходному кассовому ордеру № 14 от 11.10.2007 года, минуя банковские счета в уполномоченных банках.
С данным постановлением ООО "Бахча" не согласно по следующим основаниям. Считают, что между Обществом и Г. заключен договор розничной купли-продажи картофеля, для употребления последнего в пищу, что подтверждается приходно-кассовым ордером и накладной. Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.10.2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. Не представлены доказательства того, что Общество знало о гражданстве Г.
Кроме того, произведенные расчеты между ООО "Бахча" и нерезидентом отвечают требованиям Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 года, то у административного органа отсутствовали основания для применения положений Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования по вышеизложенным доводам.
Представители ответчика требование не признали. Пояснили, что согласно п. 1 ст. 285 Таможенного кодекса таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п. 9 Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 № 715, декларирование в письменной форме осуществляется на бланках таможенной декларации, форму и порядок заполнения которой устанавливает Государственный таможенный комитет Российской Федерации (пассажирская таможенная декларация). Приказом Государственного таможенного комитета от 19.05.2004 № 590 утверждена Инструкция о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации.
Приказом Государственного таможенного комитета от 21.08.2003 № 915 утверждена Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, оформляемой при перемещении товара, предназначенного для коммерческих целей (грузовая таможенная декларация).
Материалами дела подтверждается, что картофель, приобретенный нерезидентом у Общества, вывезен с таможенной территории Российской Федерации по грузовой таможенной декларации.
Из сведений об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, представленных МИФНС № 7 по Чувашской Республике следует, что Обществом открыты расчетные счета в 2 кредитных учреждениях (банках) и данные счета на момент осуществления расчетов действовали.
В соответствии с гражданским и банковским законодательством Российской Федерации нерезиденты в равной степени с резидентами наделены правом открытия счетов в банках и иных кредитных учреждениях РФ. Т.е. расчеты между сторонами контракта могли быть проведены в безналичной форме с использованием счета, открытого нерезидентом в банке РФ.
Общество при осуществлении своей деятельности вопреки установленной пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпции разумности, добросовестности, осмотрительности, не проверило документы, удостоверяющие личность и правовой статус лица, которому оно продало картофель.
В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее не предвидело возможности наступления вредных последствий своего действия (бездействия), хотя должно было и могло их предвидеть.
Кроме того, Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 года не распространяет свое действие на вышеуказанные отношения, не ратифицировано Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", то есть не вступило в силу для Российской Федерации и не имеет правового значения по существу рассматриваемого дела.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела в их совокупности, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Бахча" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052137015424.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество занимается следующими видами деятельности: выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки; разведение крупного рогатого скота; разведение овец и коз; производство мяса.
Согласно приказу от 02 октября 2008 года № 388-к Территориального управления в Чувашской Республике Федеральной службы финансово-бюджетного надзора решено провести внеплановую камеральную проверку соблюдения ООО "Бахча" актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 01.10.2007 года по 01.11.2007 года. Основанием проверки послужило письмо Росфиннадзора от 07.11.2007 № 43-01-06-25/4398, материалы, поступившие от агента валютного контроля.
Актом проверки соблюдения ООО "Бахча" актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования от 07 октября 2008 года установлено, что ООО "Бахча" в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле", при осуществлении валютных операций (получение от нерезидентов Г. наличных денежных средств в сумме 65000 руб. по приходному кассовому ордеру № 14 от 11.10.2007, в сумме 100000 руб. по приходному кассовому ордеру № 12 от 10.10.2007 и К.Е. в сумме 55000 руб. по приходному кассовому ордеру № 15 от 10.10.2007) расчеты произведены минуя банковские счета в уполномоченных банках.
08.10.2008 Управлением в отношении ООО "Бахча" составлен протокол об административном правонарушении № 97-08/46, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в присутствие представителя общества.
Постановлением Управления от 09.10.2008 № 97-08/46 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 48750 руб. Присутствовавшему при рассмотрении дела об административном правонарушении представителю ООО "Бахча" - К.В. права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, были разъяснены.
Посчитав свои права нарушенными ООО "Бахча" обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления от 09.10.2008 № 97-08/46.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
В силу части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ) под резидентами понимаются, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Нерезидентом признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее вида на жительство в Российской Федерации (подп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Данные нормы применяются к деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из материала дела следует, что Г. в ООО "Бахча" приобретен картофель в количестве 55000 кг., на общую сумму 165000 руб. Оплата за товар произведена наличными денежными средствами в кассу Общества 11.10.2008 в сумме 65000 руб., в подтверждение ему были выданы квитанция к приходному кассовому ордеру от 11.10.2007 № 14 и накладная от 11.10.2007 № 253.
Картофель в указанном количестве приобретен Г. в связи с неурожаем и необходим для употребления в пищу его семье, близким родственникам и кормления скота в его домашнем хозяйстве, что подтверждается объяснительной от 12.10.2007 данной начальнику Чебоксарского таможенного поста Г.М.
Факт приобретения картофеля для личного пользования (для употребления в пищу), не связанного с предпринимательской деятельностью, в количестве 55000 кг., также подтверждается ГТД № 10406030/131007/0003827.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
ТУ ФСФБН в Чувашской Республике не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что реализованный ООО "Бахча" товар был приобретен гражданином Республики Азербайджан с целью использования его в предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание, что произведенная Обществом денежная операция осуществлена по договору розничной купли-продажи товаров, арбитражный суд считает, что заявление ООО "Бахча" подлежит удовлетворению, постановление ТУ ФСФБН в Чувашской Республике постановление от 09.10.2008 № 97-08/46П о привлечении ООО "Бахча" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 48750 руб. подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Бахча" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления в Чувашской Республике Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 09 октября 2008 года № 97-08/46П по делу об административном правонарушении.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru