АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2008 г. по делу № А79-8023/2008
Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Бахча",
к Территориальному управлению в Чувашской Республике Федеральной службы финансово-бюджетного надзора об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
При участии:
от заявителя - К.В. по доверенности от 15.09.2008 года, сроком действия до 31.12.2008 года,
от ответчика - А.Г. по доверенности № 6 от 10.10.2008 года, сроком действия до 31.12.2009 года, А.Д. по доверенности № 7 от 28.10.2008 года, сроком действия до 31.12.2008 года,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бахча" (далее - ООО "Бахча", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Территориальному управлению в Чувашской Республике Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 09 октября 2008 года № 97-08/47П.
Заявление мотивировано тем, что Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к штрафу в сумме 75000 рублей. То есть Общество в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.10.2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" осуществило незаконную валютную операцию, выразившуюся в получении в кассу Общества от нерезидента - гражданина Республики Азербайджан Г.К. наличных денежных средств в сумме 100000 рублей по приходному кассовому ордеру № 12 от 10.10.2007 года, минуя банковские счета в уполномоченных банках.
С данным постановлением ООО "Бахча" не согласно по следующим основаниям. Считают, что между Обществом и Г.К. заключен договор розничной купли-продажи картофеля, для употребления последнего в пищу, что подтверждается приходно-кассовым ордером и накладной. Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.10.2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. Не представлены доказательства того, что Общество знало о гражданстве Г.К.
Кроме того, произведенные расчеты между ООО "Бахча" и нерезидентом отвечают требованиям Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 года, то у административного органа отсутствовали основания для применения положений Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования по вышеизложенным доводам.
Представители ответчика требование не признали. Пояснили, что согласно п. 1 ст. 285 Таможенного кодекса таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п. 9 Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 № 715, декларирование в письменной форме осуществляется на бланках таможенной декларации, форму и порядок заполнения которой устанавливает Государственный таможенный комитет Российской Федерации (пассажирская таможенная декларация). Приказом Государственного таможенного комитета от 19.05.2004 № 590 утверждена Инструкция о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации.
Приказом Государственного таможенного комитета от 21.08.2003 № 915 утверждена Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, оформляемой при перемещении товара, предназначенного для коммерческих целей (грузовая таможенная декларация).
Материалами дела подтверждается, что картофель, приобретенный нерезидентом у Общества, вывезен с таможенной территории Российской Федерации по грузовой таможенной декларации.
Из сведений об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, представленных МИФНС № 7 по Чувашской Республике следует, что Обществом открыты расчетные счета в 2 кредитных учреждениях (банках) и данные счета на момент осуществления расчетов действовали.
В соответствии с гражданским и банковским законодательством Российской Федерации нерезиденты в равной степени с резидентами наделены правом открытия счетов в банках и иных кредитных учреждениях РФ. Т.е. расчеты между сторонами контракта могли быть проведены в безналичной форме с использованием счета, открытого нерезидентом в банке РФ.
Общество при осуществлении своей деятельности вопреки установленной пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпции разумности, добросовестности, осмотрительности, не проверило документы, удостоверяющие личность и правовой статус лица, которому оно продало картофель.
В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее не предвидело возможности наступления вредных последствий своего действия (бездействия), хотя должно было и могло их предвидеть.
Кроме того, Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 года не распространяет свое действие на вышеуказанные отношения, не ратифицировано Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", то есть не вступило в силу для Российской Федерации и не имеет правового значения по существу рассматриваемого дела.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела в их совокупности, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Бахча" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052137015424.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество занимается следующими видами деятельности: выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки; разведение крупного рогатого скота; разведение овец и коз; производство мяса.
Согласно приказу от 02 октября 2008 года № 388-к Территориального управления в Чувашской Республике Федеральной службы финансово-бюджетного надзора решено провести внеплановую камеральную проверку соблюдения ООО "Бахча" актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 01.10.2007 года по 01.11.2007 года. Основанием проверки послужило письмо Росфиннадзора от 07.11.2007 № 43-01-06-25/4398, материалы, поступившие от агента валютного контроля.
Актом проверки соблюдения ООО "Бахча" актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования от 07 октября 2008 года установлено, что ООО "Бахча" в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле", при осуществлении валютных операций (получение от нерезидентов Г.К. наличных денежных средств в сумме 65000 руб. по приходному кассовому ордеру № 14 от 11.10.2007, в сумме 100000 руб. по приходному кассовому ордеру № 12 от 10.10.2007 и К.Е. в сумме 55000 руб. по приходному кассовому ордеру № 15 от 10.10.2007) расчеты произведены минуя банковские счета в уполномоченных банках.
08.10.2008 Управлением в отношении ООО "Бахча" составлен протокол об административном правонарушении № 97-08/47, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в присутствие представителя общества.
Постановлением Управления от 09.10.2008 № 97-08/47 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 75000 руб. Присутствовавшему при рассмотрении дела об административном правонарушении представителю ООО "Бахча" - К.В. права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, были разъяснены.
Посчитав свои права нарушенными ООО "Бахча" обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления от 09.10.2008 № 97-08/47.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
В силу части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ) под резидентами понимаются, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нерезидентом признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее вида на жительство в Российской Федерации (подп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Данные нормы применяются к деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из материала дела следует, что Г.К. в ООО "Бахча" приобретен картофель в количестве 55000 кг., на общую сумму 165000 руб. Оплата за товар произведена наличными денежными средствами в кассу Общества 10.10.2008 в сумме 10000 руб., в подтверждение ему были выданы квитанция к приходному кассовому ордеру от 10.10.2007 № 12 и накладная от 11.10.2007 № 253.
Картофель в указанном количестве приобретен Г.К. в связи с неурожаем и необходим для употребления в пищу его семье, близким родственникам и кормления скота в его домашнем хозяйстве, что подтверждается объяснительной от 12.10.2007 данной начальнику Чебоксарского таможенного поста Г.М.
Факт приобретения картофеля для личного пользования (для употребления в пищу), не связанного с предпринимательской деятельностью, в количестве 55000 кг., также подтверждается ГТД № 10406030/131007/0003827.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
ТУ ФСФБН в Чувашской Республике не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что реализованный ООО "Бахча" товар был приобретен гражданином Республики Азербайджан с целью использования его в предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание, что произведенная Обществом денежная операция осуществлена по договору розничной купли-продажи товаров, арбитражный суд считает, что заявление ООО "Бахча" подлежит удовлетворению, постановление ТУ ФСФБН в Чувашской Республике постановление от 09.10.2008 № 97-08/47 о привлечении ООО "Бахча" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 75000 руб. подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Бахча" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления в Чувашской Республике Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 09 октября 2008 года № 97-08/47П по делу об административном правонарушении.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.