Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2010 г. по делу № 3-26/2010

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующими пункта 3 Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. "Об утверждении Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148, от 20.11.2009 г. № 349) и пункта 16 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области, утвержденного указанным выше Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148, от 20.11.2009 г. № 349),

установил:

заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 3 Постановления правительства Ленинградской области от 18 февраля 2009 года № 37 "Об утверждении Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" и пункта 16 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18 февраля 2009 года (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148, от 20.11.2009 г. № 349), в связи с противоречием федеральному законодательству.
Пунктом 16 названного Положения предусмотрено, что определение приоритетности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства вправе осуществлять органы местного самоуправления соответствующего муниципального района, что противоречит статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не соответствует областному закону № 105-оз от 14.10.2008 г. и содержит коррупционную составляющую согласно статьям 1 и 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г., статье 1 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. Пункт 3 Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г., содержащий рекомендацию органам местного самоуправления по использованию утвержденного Положения не соответствует статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации и статьям 3 и 4 областного закона № 105-оз от 14.10.2008 г., которым Правительству Ленинградской области предписано разработать (примерное) положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области, но не отмечено, что оно будет носить рекомендательный характер.
По мнению прокурора, предоставление органам местного самоуправления права определения приоритетности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства противоречит статьям 17 и 19 Конституции РФ, федеральному законодательству, является коррупциогенным фактором, нарушающим права граждан.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Гаврилова Е.В. просит удовлетворить заявление прокурора по изложенным в нем основаниям. Дополнительно отмечает, что по существу пункт 3 оспариваемого Постановления Правительства Ленинградской области содержит обязательное предписание, норму, а не рекомендацию. Данный пункт устанавливает дополнительные обязательные меры по организации предоставления земельных участков, что и подтвердилось в ходе проведения проверки исполнения областного закона № 105-оз от 14.10.2008 г., выявившей нарушения законодательства и прав граждан при предоставлении земельных участков, в частности, органами местного самоуправления Лодейнопольского муниципального района, Всеволожского муниципального района, а также органами местного самоуправления иных муниципальных образований, что отражено в представленной справке.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вероятно, имеется в виду пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, а не пункт 10 указанного Закона.

В письменных возражениях представитель Правительства Ленинградской области К. просит в удовлетворении заявления прокурора отказать, ссылаясь на то, что согласно пункту 3 оспариваемого Постановления Правительства Ленинградской области утвержденное им Положение носит рекомендательный характер, следовательно, пункт 16 данного Положения каких-либо прав и обязанностей не порождает. Так как федеральный законодатель предоставил субъектам РФ право регулировать вопросы по бесплатному предоставлению в собственность земельных участков, но не установил порядок, то субъект РФ вправе самостоятельно определить порядок механизм реализации положений, предусмотренных в принимаемых актах. Оспариваемое Постановление, принятое в рамках статьи 4 областного закона № 105-оз от 14.10.2008 г., урегулировало механизм реализации данного областного закона и соответствует статьям 12, 130 Конституции РФ, статье 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г., п. 10 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ. В нарушение Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007 г. в заявлении прокурора отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, которым бы противоречило оспариваемое Постановление.
В судебном заседании представитель Правительства Ленинградской области К. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по основаниям, изложенным в возражениях. Считает, что установление "приоритетности" входит в понятие "механизма реализации" областного закона № 105-оз. Предоставление права на определение "приоритетности" предоставления земельных участков органам местного самоуправления не повлечет нарушение прав граждан. Согласно проведенной проверке нарушений при применении областного закона № 105-оз органами прокуратуры не выявлено.
Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Гаврилову Е.В., представителя Правительства Ленинградской области К., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу пунктов "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится природопользование. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.99 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
18 февраля 2009 года Правительством Ленинградской области принято Постановление № 37 "Об утверждении положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области". Постановлениями Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148, от 20.11.2009 г. № 349 в указанное выше Постановление Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. внесены изменения. Приведенные нормативные правовые акты опубликованы в официальном порядке и вступили в законную силу.
В преамбуле Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148, от 20.11.2009 г. № 349) отражено, что оно принято в соответствии с областным законом от 14.10.2008 г. № 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области". Пунктом 1 Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148, от 20.11.2009 г. № 349) утверждено прилагаемое Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области. Пунктом 3 оспариваемого Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в действующей редакции) органам местного самоуправления Ленинградской области рекомендовано:
использовать утвержденное настоящим постановлением Положение при бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 3.1);
при образовании комиссий по вопросам бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства включать в их состав депутатов, представителей администраций муниципальных районов и поселений, общественных объединений, Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (подпункт 3.2);
при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на период строительства индивидуального жилого дома с последующим бесплатным приобретением в собственность земельного участка предусматривать в договоре аренды земельного участка запрет на передачу арендатором прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам (подпункт 3.3).
Пунктом 16 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области (утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г.) было предусмотрено, что отказ уполномоченного органа в предоставлении гражданину земельного участка в аренду может быть обжалован в судебном порядке.
Названное Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области, утвержденное Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148 и в действующей редакции (то есть в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148 и от 20.11.2009 г. № 349) фактически содержит два пункта под № 16.
В соответствии с пунктом 16 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области (утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148 и от 20.11.2009 г. № 349) определение приоритетности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства вправе осуществлять органы местного самоуправления соответствующего муниципального района (городского округа). Этот пункт 16 введен Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148.
В последующем пункте 16 приведенного Положения в действующей редакции отражено, что отказ уполномоченного органа в предоставлении гражданину земельного участка в аренду может быть обжалован в судебном порядке /редакция данного пункта 16 не изменялась с момента утверждения Положения Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г./.
Согласно статье 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: указанные нормы содержатся в пункте 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, а не в пункте 1 названной статьи.

Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлены абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, а не абзацем четвертым названного пункта.

Абзацами вторым и четвертым пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. (в действующей редакции) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Во исполнение пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации 14 октября 2008 г. принят областной закон Ленинградской области № 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области", статьей 1 которого установлены случаи предоставления гражданам бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований Ленинградской области, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство (из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности).
Статьей 4 названного областного закона № 105-оз от 14.10.2008 г. Правительству Ленинградской области предписано в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего областного закона утвердить положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области.
Из справки о результатах проверки органами прокуратуры реализации закона Ленинградской области от 14.10.2008 г. № 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" следует, что фактически органами местного самоуправления Ленинградской области формировались комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на основании названного областного закона и на основании пункта 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. Так, в Постановлении главы администрации Лодейнопольского муниципального района № 471 от 3.04.2009 г. "О создании комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства" определено, что очередность предоставления гражданам земельных участков определяется комиссией. Прокурором при проверке выявлены ряд нарушений, допущенных при формировании указанных комиссий, органами местного самоуправления в иных муниципальных образованиях.
Пунктом 16 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в действующей редакции), по существу, органам местного самоуправления предоставлено право выбирать из статьи 1 областного закона № 105-оз от 14.10.2008 г., в которой перечислены случаи предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно, круг лиц, которые вправе получать земельные участки в собственность бесплатно в приоритетном порядке. Формулировка приведенной областной нормы позволяет сделать вывод и о том, что органам местного самоуправления фактически предоставлено право на построение иерархии предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно по принципу приоритетности. Однако, такие права ни статьями 10 и 11, пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ни пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ни областным законом № 105-оз от 14.10.2008 г. в совокупности органам местного самоуправления в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственность, а также в тех случаях, когда государственная собственность на землю не разграничена, не предусмотрены.
В этом смысле является обоснованным довод прокурора о том, что оспариваемым пунктом названного Положения правоприменителям (в данном случае, органам местного самоуправления) предоставлены необоснованно широкие пределы усмотрения (или возможность необоснованного применения исключений из общих правил), не предусмотренные действующим федеральным законодательством, указанное нарушение относится к коррупциогенным факторам согласно статье 1 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Из представленных суду Вестников Правительства Ленинградской области N№ 11, 36 и 73 за 2009 год (копии которых приобщены к материалам дела), текстов Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. с утвержденным им Положением в различных редакциях, содержащихся в системе "Консультант Плюс: Санкт-Петербург и Ленинградская область" следует, что в Положении о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области № 148 от 26.05.2009 г. и № 349 от 20.11.2009 г.) имеется два пункта 16, а именно:
пункт 16. Определение приоритетности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства вправе осуществлять органы местного самоуправления соответствующего муниципального района (городского округа);
пункт 16. Отказ уполномоченного органа в предоставлении гражданину земельного участка в аренду может быть обжалован в судебном порядке.
Указанное обстоятельство создает правовую неопределенность в применении оспариваемого Положения, вызывает его неоднозначное понимание и толкование, что в силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007 г. является самостоятельным основанием для признания нормы недействующей.
По изложенным основаниям пункт 16 названного Положения, утвержденный Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области № 148 от 26.05.2009 г. и № 349 от 20.11.2009 г.), предоставляющий органам местного самоуправления соответствующего муниципального района (городского округа) право определять приоритетность предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, подлежит признанию недействующим как противоречащий статьям 10 и 11, пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", областному закону № 105-оз от 14.10.2008 г. в совокупности.
Предписание Правительству Ленинградской области об утверждении Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, содержащееся в статье 4 областного закона № 105-оз от 14.10.2008 г., редакция пунктов 1 и 4 Постановления Правительства Ленинградской области, предусматривающих утверждение Положения и осуществления контроля за его исполнением, наличие в пункте 3 Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области № 148 от 26.05.2009 г. и от 20.11.2009 г. № 349) конкретных указаний по формированию комиссий, требований к содержанию договора аренды земельного участка, свидетельствуют о том, что пункт 3 названного Постановления Правительства Ленинградской области фактически является правовой нормой, содержащей дополнительные обязательные меры по организации предоставления земельных участков в собственность граждан, рассчитанной на неоднократное применение.
Этот вывод также подтверждается и копией справки проверки органами прокуратуры реализации закона Ленинградской области от 14.10.2008 г. № 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области", из которой следует, что органами местного самоуправления на территории Ленинградской области производилось формирование соответствующих комиссий и на основании пункта 3 оспариваемого Положения, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области № 148 от 26.05.2009 г. и от 20.11.2009 г. № 349).
Из преамбулы оспариваемого Положения следует, что оно распространяется на случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в пункте 3.1 Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в действующей редакции) содержится указание об использовании Положения при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в пункте 3.3 названного Постановления Правительства Ленинградской области содержатся требования к содержанию договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии же с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьями 10, 11 и 28 Земельного кодекса РФ, субъект Российской Федерации не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Указание в подпункте 3.3 пункта 3 Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области № 148 от 26.05.2009 г., № 349 от 20.11.2009 г.) об обязательном включении в текст договора аренды земельного участка запрета на передачу арендатором прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам не соответствует положениям абзаца 4 пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставившего право органам государственной власти субъектов РФ устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"), а не определять иные условия договора аренды, к которым относится установление приведенного выше запрета.
Таким образом, пункт 3, включающий подпункты 3.1, 3.2 и 3.3, Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области № 148 от 26.05.2009 г., от 20.11.2009 г. № 349) подлежит признанию недействующим, как противоречащий пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьям 10, 11 и 28 Земельного кодекса РФ.
Довод представителя заинтересованного лица о праве органов государственной власти субъекта РФ на установление порядка предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно является необоснованным, так как пунктом 5 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрена возможность правового регулирования на уровне субъектов РФ вопросов совместного ведения только при отсутствии соответствующего федерального регулирования, а вопрос установления случаев предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно урегулирован пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ; полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности, а также полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, установлены статьями 10, 11 Земельного кодекса РФ, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Руководствуясь статьей 253 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007 г., учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что Постановление Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области № 148 от 26.05.2009 г., от 20.11.2009 г. № 349) и утвержденное им Положение применялись, суд считает, что оспариваемые нормы надлежит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Поэтому требования прокурора о признании оспариваемых областных норм недействующими с момента их принятия подлежат отклонению.
Иные доводы представителя заинтересованного лица сводятся к неверному толкованию норм федерального и областного законодательства.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
Пункт 3 Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. "Об утверждении Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148, от 20.11.2009 г. № 349);
пункт 16 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. "Об утверждении Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148, от 20.11.2009 г. № 349), содержащий указание о том, что определение приоритетности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства вправе осуществлять органы местного самоуправления соответствующего муниципального района (городского округа).
В удовлетворении требований прокурора в части признания недействующими с момента принятия пункта 3 Постановления Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148, от 20.11.2009 г. № 349) и пункта 16 Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 37 от 18.02.2009 г. (в редакции Постановлений Правительства Ленинградской области от 26.05.2009 г. № 148, от 20.11.2009 г. № 349), содержащего указание о том, что определение приоритетности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства вправе осуществлять органы местного самоуправления соответствующего муниципального района (городского округа), отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья
Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 7 апреля 2010 года.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru