Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2010 г. по делу № А29-1476/2010

(извлечение)

25 мая 2010 года (дата объявления резолютивной части решения)
27 мая 2010 года (дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого Акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
К Администрации Муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
К Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Третье лицо: СМУП "Жилищно-коммунальный фонд"
О признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6 постановления Главы администрации МОГО "Сыктывкар" от 05.08.2008 года № 8/3057 в редакции постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от 23.04.2010 № 4/1950; о признании незаконными действий Администрации МОГО "Сыктывкар" и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Сыктывкар" по включению в реестр муниципальной собственности МОГО "Сыктывкар" и закреплении на праве хозяйственного ведения за СМУП "Жилищно-коммунальный фонд" путем подписания и утверждения акта приемо-передачи от 04.12.2009 года имущества, указанного в приложении к постановлению Главы администрации МОГО "Сыктывкар" от 04.12.2009 года № 12/5243.
Третье лицо: Сыктывкарское МУП "Жилищно-коммунальный фонд"
при участии в заседании:
от заявителя: П.И.
от ответчиков: П.К., Х.Л.
от третьего лица: не явились.

установил:

Открытое Акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Общество) обратилось с заявлением, с учетом уточнений о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6 постановления Главы администрации МОГО "Сыктывкар от 05.08.2008 года № 8/3057 в редакции постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от 23.04.2010 № 4/1950; о признании незаконными действий Администрации МОГО "Сыктывкар" и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Сыктывкар" по включению в реестр муниципальной собственности МОГО "Сыктывкар" и закреплении на праве хозяйственного ведения за СМУП "Жилищно-коммунальный фонд" путем подписания и утверждения акта приемо-передачи от 04.12.2009 года имущества, указанного в приложении к постановлению Главы администрации МОГО "Сыктывкар" от 04.12.2009 года № 12/5243.
Администрация МОГО "Сыктывкар" (далее - Администрация), Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Сыктывкар" (далее - Комитет), третье лицо с заявленными требованиями не согласны, доводы изложены в отзывах на заявление.
СМУП "Жилищно-коммунальный фонд" надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направил.
В соответствии с ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствии представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд установил следующее.
Постановлением № 8/3057 от 05.08.2008 года главы администрации МО ГО "Сыктывкар" "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения" отменено постановление главы администрации г. Сыктывкара от 04.12.1997 года № 12/2846 "О передаче на баланс Сыктывкарских электрических сетей ОАО "Комиэнерго" энергетических установок", от 04.09.1998 г. № 9/2383 "О принятии на баланс бесхозных электрических сетей" (п. 1).
Включено в реестр муниципальной собственности муниципального образования городского округа "Сыктывкар" имущество, согласно приложению (п. 2); закреплено на праве хозяйственного ведения за Сыктывкарским муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальный фонд" имущество согласно приложению (п. 3); Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" указано на необходимость выполнить юридические действия, связанные с исполнением п. 2, 3 названного постановления (п. 4); СМУП "Жилищно-коммунальный фонд" выполнить мероприятия по технической инвентаризации, имущества, указанного в приложении (п. 6).
Постановлением главы администрации МОГО "Сыктывкар" от 04.12.2009 года № 12/5243 в Постановление главы администрации МОГО "Сыктывкар" № 8/3057 от 05.08.2008 года "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения" внесены изменения, п. 2 изложен в новой редакции: включить в реестр муниципальной собственности муниципального образования городского округа "Сыктывкар" имущество согласно приложению к названному постановлению.
23.04.2010 года главой администрации МОГО "Сыктывкар" вынесено постановление № 4/1950, которым вновь внесены изменения в постановление главы администрации МОГО "Сыктывкар" № 8/3057 от 05.08.2008 года "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения", которым постановлено поставить на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы в качестве бесхозяйного, имущества, согласно приложению № 1 к названному постановлению (п. 2); закреплено на праве хозяйственного ведения за Сыктывкарским муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальный фонд" имущество согласно приложению № 2 к названному постановлению (п. 3); в целях обеспечения сохранности закрепить на праве пользования за Сыктывкарским муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальный фонд" имущество согласно приложению № 1 к названному постановлению с постановкой на забалансовый учет (п. 4); Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" выполнить юридические действия, связанные с исполнением п. 2, 3, 4 названного постановления (п. 5); СМУП "Жилищно-коммунальный фонд" выполнить мероприятия по технической инвентаризации и оценке имущества, указанного в приложении № 1 и приложении № 2 (п. 6).
С указанным постановлением Общество не согласилось и обжаловало его в судебном порядке.
В своих доводах Заявитель указал на то, что оспариваемым постановлением администрация распорядилась имуществом, находящимся у Общества на праве собственности.
Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, названная норма определяет специального субъекта, обладающего правом обращения в суд с названными требованиями. Таким субъектом является муниципальный орган, поскольку в результате признания недвижимости бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности.
В силу ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (ч. 2).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296) (ч. 3).
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (часть 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Моментом возникновения права хозяйственного ведения у унитарного предприятия закон считает момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника. Передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении за предприятием имущества в хозяйственное ведение (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2).
Как следует из материалов дела имущество, согласно приложению № 1 к оспариваемому постановлению, не поставлено на учет в качестве бесхозяйного, но уже закреплено на праве пользования за СМУП "Жилищно-коммунальный фонд" (п. 2 и п. 4 оспариваемого постановления).
Из приложения № 1 к оспариваемому постановлению (в редакции от 23.04.2010 года) следует, что администрацией в перечень имущества, которое необходимо поставить на учет в качестве бесхозяйного, включено имущество, находящееся на праве собственности у Общества: в частности ТП 13, 147, 181, 19, 21, 231, 241.
Актом приема-передачи имущества от 04.12.2009 года Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Сыктывкар" передал из казны МОГО "Сыктывкар", а СМУП "Жилищно-коммунальный фонд" принял в хозяйственное ведение с постановкой на баланс имущество согласно приложению.
При сопоставлении приложения к указанному акту от 04.12.2009 приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение СМУП "Жилкомфонд" и свидетельств о праве собственности представленных Обществом следует, что хозяйственное ведение СМУП "Жилищно-коммунальный фонд" передано то же имущество, которое находится в собственности у Общества. В частности, распределительный пункт № 6, трансформаторная подстанция № 93, трансформаторная подстанция № 146, трансформаторная подстанция № 152, трансформаторная подстанция № 750, а в редакции постановления от 23.04.2010 года в перечень имущества закрепленного за СМУП "Жилищно-коммунальный фонд" согласно приложению № 2 включено имущество, находящееся у Общества на праве собственности, а именно: ТП 10, 11, 12, 171, 173, 206, 218, 220, 221, 225, 237, 253, 254, 256, 326, 332, 5, 518, 519, 55, 7, 750, 751, 758, 9.
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Ответчиками не представлено доказательств, на основании каких документов имущество включено в реестр муниципальной собственности, не представлено доказательств проведения инвентаризации имущества, включенного в реестр муниципальной собственности.
Администрация в своих доводах сослалась на то, что постановлением главы администрации г. Сыктывкара от 04.09.1998 года № 9/2383 "О принятии на баланс бесхозных электрических сетей" на баланс филиала "Сыктывкарские электрические сети" приняты бесхозные электрические сети и установки согласно приложению № 1 и электрические сети и электроустановки, находящиеся в транзите и питающие объекты различного назначения (приложение № 2); электрические сети и электроустановки по просьбе застройщиков-потребителей на безвозмездной основе (приложение № 3).
Постановлением главы администрации г. Сыктывкара от 04.12.1997 года № 12/2846 "О передаче на баланс Сыктывкарских электрических сетей ОАО "Комиэнерго энергетических установок", которым произведена безвозмездная передача Сыктывкарским электрическим сетям ОАО "Комиэнерго" на баланс электрические сети (энергетические установки) потребителей, согласно прилагаемого списка.
В связи с отменой указанных постановлений, по мнению ответчиков указанное имущество является муниципальной собственностью.
Однако указанный довод не может быть принят судом во внимание, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления с последующими редакциями, часть имущества находилась у Общества на праве собственности.
Ссылка Администрации на включение спорного имущества в реестр муниципальной собственности в отсутствие других доказательств не может свидетельствовать о его принадлежности муниципальному образованию.
При вынесении оспариваемых постановлений и оформлении акта приемо-предачи имущества у ответчиков отсутствовали акты обследования объектов, сведения о наличии (отсутствии) имущества, наличии прав иных лиц, отсутствовал учет бесхозяйного имущества и доказательства обращения Администрации в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество.
Администрацией и Комитетом по управлению муниципальным имуществом МОГО "Сыктывкар" не представлено нормативно-правового обоснования вынесения оспариваемого постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 постановления Главы администрации МОГО "Сыктывкар" от 05.08.2008 года № 8/3057 "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения" в редакции постановления главы администрации МОГО "Сыктывкар" от 23.04.2010 № 4/1950, недействительным, незаконным.
Признать действия Администрации МОГО "Сыктывкар" и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Сыктывкар" по включению в реестр муниципальной собственности МОГО "Сыктывкар" и закреплении на праве хозяйственного ведения за СМУП "Жилищно-коммунальный фонд" путем подписания и утверждения акта приемо-передачи от 04.12.2009 года имущества с приложением, указанным в приложении к постановлению Главы администрации МОГО "Сыктывкар" от 04.12.2009 года № 12/5243.
Взыскать с Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, 22) в пользу Открытого акционерного Общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, 94) судебные расходы в сумме 4000 руб.
Администрации Муниципального образования городского округа "Сыктывкар" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия (изготовления), с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в апелляционном порядке

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru