ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2009 г. по делу № 3-75/09
05 мая 2009 года Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Севастьяновой М.В.
с участием прокурора, представителя Правительства Хабаровского края Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления
Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 272-пр "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем",
установил:
25 ноября 2008 г. Правительством Хабаровского края принято постановление
№ 272-пр "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем", которым утверждено Положение
о порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем.
Данным постановлением
предусмотрено в пределах бюджетных ассигнований краевого бюджета на капитальное строительство предоставлять жилые помещения гражданам, имеющим особые заслуги перед Хабаровским краем, а также высококвалифицированным специалистам научных учреждений и социальной сферы, нуждающимися в улучшении жилищных условий, по договорам купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа сроком на 5 лет по решению Правительства края.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с требованиями о признании постановления
Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 272-пр "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем" противоречащим федеральному законодательству и недействующим, ссылаясь на противоречие данного нормативного правового акта положениям ст.ст. 217, 235 ГК РФ, ст.ст. 26.11, 26.12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", краевому законодательству, а также, на то, что правовые нормы оспариваемого постановления
не отвечают критериям определенности, ясности и недвусмысленности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края С. настаивал на удовлетворении заявления прокурора края.
Представитель Правительства Хабаровского края, по доверенности Б., не соглашаясь с доводами прокурора Хабаровского края, просил в удовлетворении заявленных требованиях отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав судебные прения, суд находит заявленные прокурором Хабаровского края требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 217 Гражданского Кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 235 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
Согласно ч. 4 ст. 26.11, ч. 3 ст. 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 г № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Органы государственной власти, субъекта Российской Федерации вправе отчуждать имущество субъекта Российской Федерации, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами и с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации. Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статьями 12 (ч.5)
, 15
Закона Хабаровского края № 124 от 25.06.2003 г. предусмотрено, что порядок отчуждения краевой собственности осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Приватизация краевого государственного имущества осуществляется в соответствии с федеральным и краевым законодательством о приватизации.
К законам о приватизации относятся Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты, в том числе Закон
Хабаровского края от 23 апреля 2003 № 115 "О приватизации краевого государственного имущества".
При этом положения Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. (согласно ст. 3), а также положения упомянутого краевого Закона
№ 115 от 23.04.2003 г. (согласно ст. 1
) не распространяются на отношения, возникающие при отчуждении государственного жилищного фонда.
Жилые помещения государственного жилищного фонда подлежат приватизации в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
С момента включения жилого помещения в государственный жилищный фонд распоряжение такими жилыми помещениями может осуществляться в порядке, установленном жилищным законодательством.
Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон
Хабаровского края от 13 октября 2005 г. № 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" не предусматривают возможность отчуждения находящихся в собственности края жилых помещений путем предоставление жилых помещений гражданам по договорам купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа, как установлено оспариваемым постановлением
Правительства Хабаровского края № 272-пр от 25.11.2008 г.
При таком положении суд находит, что постановление
Правительства Хабаровского края № 272-пр от 25.11.2008 "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем" противоречит требованиям ст.ст. 217, 235 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 26.11, 26.12 Федерального закона "Об общих принципах, организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Жилищному кодексу РФ, Закону
Хабаровского края "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае".
Кроме того, в оспариваемом постановлении
Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 272-пр не определены критерии отбора кандидатов на обеспечение жилыми помещениями, а именно критерии оценки наличия особых заслуг перед Хабаровским краем, высококвалифицированное специалиста научных учреждений и социальной сферы (п.2
и абзац третий п. 6
Положения: "документы, подтверждающие высокую квалификацию специалистов научных учреждений и социальной сферы, особые заслуги перед Хабаровским краем"), что приводит нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению установленного ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления
Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 272-пр "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем" подлежит удовлетворению.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемое постановление
издано Правительством края в рамках своей компетенции, определенной Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом РФ и действующему законодательству не противоречит, не являются основанием к отказу в удовлетворении заявленных прокурором края требований.
Статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, Конституция закрепила принципы рыночной экономики, в том числе и в жилищной сфере. Она установила, что бесплатно (на условиях социального найма) или за доступную плату жилье предоставляется только двум категориям граждан: малоимущим и иным указанным в законе лицам. Другие граждане должны решать данный вопрос в основном самостоятельно, т.е. за счет собственных заемных средств.
Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 2) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны использовать бюджетные средства и иные незапрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Поскольку Жилищный кодекс РФ не содержит ни одной статьи о купле-продаже жилья, упомянутую норму Жилищного кодекса РФ надлежит рассматривать в системе с нормами, регулирующими вопросы отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности - нормы ст.ст. 217, 235 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 26.11, 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Таким образом, действующим жилищным и гражданским законодательством Российской Федерации не предусмотрено иного порядка отчуждения жилых помещений, принадлежащих субъекту Российской Федерации на праве собственности (государственная собственность), кроме приватизации в порядке, установленном федеральными законами.
Ссылки представителя Правительства края на то, что принятие оспариваемого постановления
вызвано необходимостью обеспечения жильем граждан в рамках реализации приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье" заслуживают внимания, однако не освобождают органы исполнительной власти края от соблюдения законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения постановление
Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 № 272-пр "Об обеспечении жилыми помещениями высококвалифицированных специалистов научных учреждений и социальной сферы, граждан, имеющих особые заслуги перед Хабаровским краем".
Опубликовать сообщение о данном решении в "Собрании законодательства Хабаровского края".
Взыскать с Правительства Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
БАРАБАШ Н.Ю.