Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2008 г. по делу № 3-153/08

31 июля 2008 года Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Севастьяновой М.В.
с участием старшего помощника прокурора Хабаровского края С., представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края, по доверенности Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим постановления Правительства Хабаровского края от 04.09.2006 г. № 137-пр "О вопросах перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Хабаровского края",

установил:


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 08.11.2007 имеет номер 257-ФЗ, а не 287.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с названным заявлением, ссылаясь на противоречие постановления Правительства Хабаровского края от 04.09.2006 г. № 137-пр "О вопросах перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Хабаровского края" положениям Федерального закона от 08.11.2007 г. № 287 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края С. поддержал требования заявленные прокурором Хабаровского края.
Представитель Губернатора и Правительства Хабаровского края, действующий на основании доверенности Б. полагая доводы заявления прокурора края необоснованными и лишенными доказательств, просил в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав судебные прения, суд находит требования заявленные прокурором Хабаровского края обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.09.2006 г. № 137-пр "О вопросах перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Хабаровского края" утверждены Положение о взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящимся в собственности Хабаровского края (далее - Положение) и Временные ставки платы за проезд тяжеловесных автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящимся в собственности Хабаровского края.
Данным постановлением устанавливается размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящимся в собственности Хабаровского края, в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам (п. 1.1 Положения).
Таким образом, постановлением Правительства Хабаровского края "О вопросах перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Хабаровского края" определен порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок выдачи специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам.
Между тем по вопросам использования автомобильных дорог принят Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 287-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этой сфере.
Согласно ст. 11 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится:
установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и порядка определения размера такого вреда (п. 11);
установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (п. 13).
В соответствии с положениями п. 7 ст. 12 упомянутого Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено только определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, в связи с принятием Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ у органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия в регулировании вопросов определения порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, выдачи специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.
При таком положении постановление Правительства Хабаровского края от 04.09.2006 г. № 137-пр "О вопросах перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Хабаровского края" противоречит Федеральному закону от 08.11.2007 г. № 287-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и подлежит признанию недействующим.
Ссылки представителя Правительства края на то, что в настоящее время порядок возмещения вреда, определения размера такого вреда и порядок выдачи специального разрешения определены ранее принятыми и не действующими постановлениями Правительства РФ № 962 от 26.09.1995, № 1079 от 22.09.1999 г., приказом Минтранса РФ от 31.07.2007 г. № 107, Инструкцией, утвержденной приказом Минтранса РФ 27.05.1996, состоятельны по следующим основаниям.
Согласно ст. 62 Федерального закона 08.11.2007 г. № 287 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня его вступления в силу и до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации утверждена Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, а не 27.07.1996.

Кроме того, постановление Правительства РФ от 26.09.1995 г. № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденная приказом Минтранса РФ от 27.07.1996 г., Административный регламент, утвержденный приказом Минтранса РФ № 107 от 31.07.2007 г. действуют в отношении федеральных дорог. При этом приказы Минтранса РФ не являются нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Содержащиеся в п. 4 постановления Правительства РФ от 26.09.1995 г. № 962 рекомендации органам исполнительной власти РФ ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов РФ, и организовать службы весового контроля, а также указание в п. 4 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" на то, что стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки на других автомобильных дорогах организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области дорожного хозяйства, не содержат необходимых элементов реализации.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемое постановление соответствует положениям п. 3 ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ в силу, которой выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов осуществляется, в том числе органом исполнительной власти субъекта РФ, основаны на неверном истолковании закона, поскольку согласно ч. 5 названной статьи порядок выдачи специального разрешения устанавливается Правительством РФ.
Ссылки на то, что до настоящего времени Правительством РФ не принят нормативный акт, устанавливающий порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого ущерба, а также порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных грузов, заслуживают внимания, однако основанием для изменения установленных федеральным законом правил являться не могут, поскольку субъект РФ при осуществлении правового регулирования должен действовать в пределах своей компетенции и в полном соответствии с федеральным законом.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда постановление Правительства Хабаровского края от 04 сентября 2006 года № 137-пр "О вопросах перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Хабаровского края".
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете "Тихоокеанская звезда".
Взыскать с Правительства Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий
Судья Хабаровского краевого суда
Н.Ю.БАРАБАШ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru