АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2008 г. по делу № А33-13329/2008
Судья Арбитражного суда Красноярского края Медведева О.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации Минусинского района (г. Минусинск)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю (г. Минусинск)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
Контрольно-счетная палата Минусинского района, г. Минусинск,
о признании недействительным решения регистрирующего органа № 312А от 16.05.2008,
при участии:
от заявителя: М. - представителя по доверенности от 21.05.2008 № 534-17; С. - представителя по доверенности от 04.03.2008 № 226-07;
от третьего лица: Г. - руководитель на основании распоряжения № 22-р от 20.05.2001,
при ведении протокола судебного заседания судьей Медведевой О.И.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 8 декабря 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 9 декабря 2008 года.
установил:
администрация Минусинского района обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации. Одновременно администрацией Минусинского района заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления в арбитражный суд.
Определением от 15.10.2008 заявление принято к производству; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Минусинского района; назначено предварительное судебное заседание. Заявителю разъяснено, что его ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления будет рассмотрено в предварительном судебном заседании.
Определением от 11.11.2008 судом удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении ему срока на подачу заявления. Основанием для восстановления срока послужило признание судом уважительности причин пропуска заявителя трехмесячного срока на подачу заявления о признании недействительным решения № 312А о государственной регистрации от 16.05.2008, т.к. после получения информации о государственной регистрации Контрольно-счетной палаты Минусинского района в качестве юридического лица (09.06.2008) заявитель своевременно обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данной регистрации недействительной (19.07.2008), однако по объективным, не зависящим от него причинам, узнал о представлении на регистрацию в регистрирующий орган не принятого и не опубликованного Решения
Минусинского районного Совета депутатов № 203-рс от 28.03.2008, в связи с чем вынужден был изменить основание заявления по делу № А33-9470/2008. При этом, судом учтено, что в силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предусматривающей возможность одновременного изменения заявителем основания и предмета заявления по делу № А33-9470/2008, сложившиеся обстоятельства фактически лишают заявителя защитить свои права и законные интересы способом, предусмотренным действующим законодательством.
В представленном в материалы дела отзыве на заявление регистрирующий орган считает заявление не подлежащим удовлетворению на основании следующего:
- 15.05.2008 в МИФНС № 10 по Красноярскому краю были представлены документы по Контрольно-счетной палате от Г. для государственной регистрации юридического лица при создании: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001; Положение
Контрольно-счетной палаты Минусинского района; Решение
Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008 года;
- МИФНС № 10 по Красноярскому краю проверен представленный пакет документов на предмет его соответствия установленным требованиям по оформлению, полноте и на наличие оснований для отказа в регистрации;
- проверка достоверности (правовая экспертиза) представляемых документов не входит в компетенцию налогового органа, поскольку в силу ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ответственность за предоставление недостоверных сведений несут заявители, а не регистрирующий орган; исходя из части 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом;
- заявление было оформлено в соответствии с требованиями "Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица"; в нем подтверждалось, что представленные учредительные документы юридического лица соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок их учреждения на момент государственной регистрации, в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы действующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
- в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" одновременно к заявлению было представлено решение
об утверждении Положения Контрольно-счетной палаты Минусинского района, которое подписано главой района Б.; представленное Положение
Контрольно-счетной палаты Минусинского района утверждено Решением Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс;
- порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании определен Законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно части 4 статьи 5 которого записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации; каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр;
- в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о регистрации ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; исходя из пункта 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 (далее - "Правила") основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица;
- согласно п. 2 статьи 11 Закона о регистрации моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр;
- 16.05.2008 МИФНС № 10 по Красноярскому краю на основании представленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом 15.05.2008, в порядке Закона о регистрации принято решение о государственной регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты Минусинского района;
- с учетом изложенного нарушений порядка регистрации регистрирующим органом не допущено, а представленные для государственной регистрации документы не признаны недействительными судом в установленном порядке.
Определением от 11.11.2008 окончена подготовка дела к судебному разбирательству; дело назначено к судебному разбирательству на 08.12.2008.
В судебное заседание 08.12.2008 представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица.
Представители заявителя поддержали заявление в полном объеме, представив письменное пояснение по заявлению, из которого следует:
- до 24.04.2006 структуру органов местного самоуправления Минусинского района составляли следующие органы и должностные лица: глава района; Минусинский районный Совет депутатов; администрация района; Федеральный закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под структурой местной администрации понимает ее внутренние подразделения, которые подразделяются на отраслевые; функциональные или территориальные органы и носят различные наименования: отделы, комиссии, комитеты управления и т.п.;
- Решением Совета депутатов № 74-рс от 24.04.2006 в статью 6
Устава Минусинского района внесены дополнения, изменяющие структуру органов местного самоуправления в соответствии с которыми Контрольно-ревизионная комиссия является контрольным органом муниципального образования, формируемым представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением
о контрольном органе муниципального образования;
- Решением
Совета депутатов № 200-рс от 28.03.2008 внесены изменения в статью 6
Устава Минусинского района, которая изложена в новой редакции: "Контрольно-счетная палата - контрольный орган муниципального образования, формируемый представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением
о Контрольно-счетной палате Минусинского района"; статья 8
Устава дополнена вновь созданным органом местного самоуправления - Контрольно-счетной палатой с правами юридического лица;
- Решением
Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс утверждено Положение
Контрольно-счетной палаты Минусинского района, вступающее в силу с момента опубликования;
- статья 41, абзац 3 пункта 2 Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования;
- 28.03.2008 состоялась 23-я очередная сессия Минусинского районного Совета депутатов третьего созыва, на которой вопрос о создании нового юридического лица - Контрольно-счетной палаты не рассматривался; рассматривался только вопрос об утверждении Положения
Контрольно-счетной палаты;
- статья 47 указанного Закона определяет, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); согласно статье 44 Закона уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
- в соответствии с пунктом 5 ст. 25
Устава Минусинского района Красноярского края нормативные решения Совета подписывает глава района; решение Совета вступает в силу после подписания, если иное не указано в решении (п. 6 ст. 25
Устава); пункт 7 ст. 4
Устава определяет, что нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете "Власть труда", осуществляемого в 15-дневный срок со дня подписания; пункт 7 ст. 25
Устава содержит аналогичное положение;
- в пункте 3
Решения № 203-рс от 28.03.2008 установлено, что оно вступает в силу с момента опубликования; Решение
под № 203-рс опубликовано 01.04.2008 в газете "Власть труда" за № 35/1, в которой ничего не указано о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты; согласно справке газеты "Власть труда" от 27.08.2008 за исх № 53 иных решений Минусинского районного Совета депутатов за номером 203-рс от 28.03.2008 не публиковалось;
- решение, представленное в регистрирующий орган для регистрации юридического лица, в законную силу не вступило, поскольку не принималось представительным органом и официально не опубликовано, т.е. документы, представленные для регистрации создания Контрольно-счетной палаты Минусинского района, не соответствуют требованиям закона и волеизъявления представительного органа на создание юридического лица не было.
Представитель третьего лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района считает требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыве:
В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду подпункт 2 пункта 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
- в соответствии с требованиями подп. 2 п. 8 *** Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 01.07.2005 приводят в соответствие с требованиями данного Закона уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
- указанное требование муниципальным образованием Минусинский район своевременно выполнено не былоa, о чем свидетельствует редакция его Устава
с изменениями и дополнениями, принятыми Решениями Совета от 30.01.2003 № 110-рс и от 24.05.2004 № 173-рс (в части структуры органов местного самоуправления), о чем после соответствующей проверки в январе 2006 г. указано Минусинским межрайонным прокурором;
- изменения и дополнения в Устав
района были внесены Решением Совета депутатов от 24.04.2006 № 74-рс, где структура органов местного самоуправления Минусинского района была приведена в соответствие с требованиями Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Решение
Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 200-рс контрольный орган муниципального образования без изменения структуры органов местного самоуправления в целом и своих функций сменил название "Контрольно-ревизионная комиссия" на "Контрольно-счетная палата" и приобрел статус юридического лица; обязанность по опубликованию решений Совета пунктом 6 статьи 22
Устава района возложена на администрацию Минусинского района;
- с учетом изложенного утверждение заявителя о том, что представительным органом не принималось решение о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района является необоснованным;
- оспариваемым решением регистрирующего органа не нарушены чьи-либо законные интересы в сфере предпринимательской и иной деятельности, не возложены какие-либо обязанности и не созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. заявление администрации Минусинского района не подлежат удовлетворению
Представители заявителя пояснили, что нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии регистрируемым органом оспариваемого решения состоит в отсутствии волеизъявления заявителя на создание юридического лица, а также в том, что обязанность по финансированию деятельности зарегистрированного юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района лежит администрации Минусинского района.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства:
Решением Совета депутатов от 24.04.2006 № 74-рс в статью 6
Устава Минусинского района внесены дополнения, изменяющие структуру органов местного самоуправления в соответствии с которыми Контрольно-ревизионная комиссия является контрольным органом муниципального образования, формируемым представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением
о контрольном органе муниципального образования.
Решением
Совета депутатов от 28.03.2008 № 200-рс внесены изменения в статью 6
Устава Минусинского района Красноярского края, которая изложена в новой редакции: "Контрольно-счетная палата - контрольный орган муниципального образования, формируемый представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением
о контрольно-счетной палате Минусинского района"; статья 8
Устава дополнена вновь созданным органом местного самоуправления - Контрольно-счетной палатой с правами юридического лица.
]]>Решением
Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс утверждено Положение
Контрольно-счетной палаты Минусинского района. В пункте 5
Решения указано, что оно вступает в силу с момента опубликования.
01.04.2008 в газете "Власть труда" № 35/1 опубликовано Решение
№ 203-рс от 28.03.2008.
15.05.2008 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю обратился Г., представив документы для государственной регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты Минусинского района: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001; Положение
Контрольно-счетной палаты Минусинского района; Решение
Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008.
16.05.2008 МИФНС № 10 по Красноярскому краю принято решение № 312А о государственной регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты Минусинского района; в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1082455000506 о государственной регистрации о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серии 24 № 005014340.
Полагая, что решение № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, поскольку на момент регистрации у регистрирующего органа отсутствовали сведения об опубликовании Решения
Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс, у администрации Минусинского района отсутствовало волеизъявление на создание данного юридического лица, регистрация привела к необходимости незапланированного финансирования деятельности зарегистрированного юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа № 312А от 16.05.2008. В качестве правового основания заявитель ссылается на статьи 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 12, 13, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 41 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 12, 23 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на орган или должностное лицо.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенных норм, ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц могут быть признаны недействительными по заявлению граждан, организаций и иных лиц при наличии одновременно следующих условий:
1) если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
2) если их применение нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо незаконно возлагает на них обязанности, препятствующие осуществлению такой деятельности.
По мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в принятии регистрирующим органом решения № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, несмотря на отсутствие доказательств опубликования в установленном законодательством порядке Решения
Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс, опубликованный текст которого не содержал сведений о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Регистрирующим органом не доказана обоснованность принятия решения № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Согласно статье 2 Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 506 от 30.09.2004, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, - государственную регистрацию юридических лиц.
Из материалов дела (содержание 23-й очередной сессии Минусинского районного Совета депутатов третьего созыва, протокол 23-й очередной сессии Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008, газета "Власть труда" от 01.04.2006 за № 35/1) следует, что Решением
Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс утверждено Положение
Контрольно-счетной палаты Минусинского района. При этом, в тексте данного Решения
, представленного в материалы дела администрацией Минусинского района, отсутствуют сведения о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, однако указано, что Решение
вступает в силу с момента опубликования. Кроме того, из имеющихся в материалах дела копии газеты "Власть труда" № 35/1 от 01.04.2008 (стр. 3, "Об утверждении Положения
Контрольно-счетной палаты Минусинского района") и справки главного редактора газеты "Власть труда" от 26.09.2008 за исх. № 62 следует, что Решение
Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс опубликовано 01.04.2008 в газете "Власть труда" в номере 35/1; за период с 28.03.2008 по 01.04.2008 включительно периодическое издание "Власть труда" не опубликовывалось.
Материалами дела (регистрационное дело юридического лица) подтверждается и представителем третьего лица не оспаривается, что 15.05.2008 им в МИФНС России № 10 по Красноярскому краю представлены документы для государственной регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001; Положение
Контрольно-счетной палаты Минусинского района; Решение
Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008. Доказательства опубликования данного Решения
в регистрирующий орган третьим лицом не представлялись, что не опровергается ни регистрирующим органом, ни представителем третьего лица.
Посчитав, что документы, представленные для регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты, соответствуют установленным действующим законодательством требованиям, регистрирующим органом принято решение № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района.
Вместе с тем, данная позиция не соответствует обстоятельствам дела и законодательству, подлежащему применению к рассматриваемым правоотношениям.
Статья 12 Закона о регистрации содержит полный перечень необходимых документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, к числу которых относится решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт "б" статьи 12 Закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона о регистрации представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.
В силу статьи 9 Закона о регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, решение о создании юридического лица является обязательным документом, подлежащим представлению в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, назначение которого состоит в официально выраженной воле лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью, на создание юридического лица. Решение о создании в виде определенного документа (протокола, договора, иного документа) должно быть оформлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При этом, правовые акты о создании юридических лиц, изданные уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, относятся к числу иных документов, свидетельствующих о создании юридического лица, и должны отвечать требованиям, предъявляемым к их форме и содержанию действующим законодательством, в том числе - быть официально опубликованными, при наличии указания об этом в законодательстве.
Согласно статьям 6
, 8
Устава Минусинского района Красноярского края в редакции изменений, внесенных в нее Решением
Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 200-рс, Контрольно-счетная палата - контрольный орган муниципального образования, формируемый представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением
о контрольно-счетной палате Минусинского района.
Пунктом 1.4
Положения Контрольно-счетной палаты Минусинского района предусмотрено, что Контрольно-счетная палата Минусинского района входит в структуру органов местного самоуправления и является контрольным органом муниципального образования Минусинский район.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 7 статьи 34 Закона о местном самоуправлении изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 43 Закона о местном самоуправлении в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходу граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
В соответствии со статьей 47 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 17
Устава Минусинского района Красноярского края, в которой указано, что нормативные правовые акты главы района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
При этом, согласно пункту 2 статьи 17
Устава Минусинского района Красноярского края правовые акты, кроме указанных в пункте 3 статьи 17
Устава, вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не определено иное.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду подпункт 8 пункта 3 статьи 19 Устава Минусинского района Красноярского края.
В силу подпункта 8 пункта 3 ***
Устава Минусинского района Красноярского края в полномочия председателя Минусинского районного Совета депутатов входит направление главе города для подписания и опубликования решения, принятые Советом.
Согласно пункту 7 статьи 4
Устава Минусинского района Красноярского края нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете "Власть труда", осуществляемого в 15-дневный срок со дня подписания.
В соответствии с пунктами 5
, 6 статьи 25
Устава Минусинского района Красноярского края нормативные решения Совета подписывает глава района; решение Совета вступает в силу после подписания, если иное не указано в решении.
Исходя из изложенных норм, решения Минусинского районного Совета депутатов в качестве правовых актов представительного органа муниципального образования - Минусинского района Красноярского края вступают в силу со дня их подписания главой района, если в самом акте не определено иное.
В Решении
Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008 определено, что оно вступает в силу с момента опубликования. Несмотря на это, доказательства официального опубликования данного документа в газете "Власть труда" при обращении в регистрирующий орган 15.05.2008 руководителем Контрольно-счетной палаты Минусинского района не представлены, т.е. в качестве решения о создании юридического лица представлен правовой акт органа местного самоуправления, не отвечающий требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица не соблюдены требования статьи 12 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающей, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется решение о создании юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 указанного Закона данное обстоятельство является основанием для отказа в государственной регистрации.
При таких обстоятельствах решение регистрирующего органа № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы администрации Минусинского района, поскольку у заявителя фактически отсутствовало волеизъявление на создание данного юридического лица, а его создание привело к необходимости финансирования деятельности зарегистрированного юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственного органа, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственного органа незаконными.
Поскольку у регистрирующего органа отсутствовали основания, предусмотренные Законом о регистрации, для принятия решения № 312А от 16.05.2008 и регистрации юридического лица при создании на основании не опубликованного в установленном порядке Решения
Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008, и оспариваемое решение регистрирующего органа нарушает права и законные интересы заявителя, требование о признании недействительным решения регистрирующего органа № 312А от 16.05.2008 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Указанная норма не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда указанные органы выступают в качестве процессуальных истцов.
При подаче заявления администрацией Минусинского района уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. С учетом удовлетворения заявления в полном объеме расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежат отнесению на регистрирующий орган.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Заявление администрации Минусинского района удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица при создании, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю устранить нарушение прав заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о признании недействительным решения № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица при создании.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю в пользу администрации Минусинского района расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Разъяснить, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья
О.И.МЕДВЕДЕВА