Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2008 г. по делу № А33-13329/2008

Судья Арбитражного суда Красноярского края Медведева О.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации Минусинского района (г. Минусинск)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю (г. Минусинск)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
Контрольно-счетная палата Минусинского района, г. Минусинск,
о признании недействительным решения регистрирующего органа № 312А от 16.05.2008,
при участии:
от заявителя: М. - представителя по доверенности от 21.05.2008 № 534-17; С. - представителя по доверенности от 04.03.2008 № 226-07;
от третьего лица: Г. - руководитель на основании распоряжения № 22-р от 20.05.2001,
при ведении протокола судебного заседания судьей Медведевой О.И.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 8 декабря 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 9 декабря 2008 года.

установил:

администрация Минусинского района обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации. Одновременно администрацией Минусинского района заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления в арбитражный суд.
Определением от 15.10.2008 заявление принято к производству; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Минусинского района; назначено предварительное судебное заседание. Заявителю разъяснено, что его ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления будет рассмотрено в предварительном судебном заседании.
Определением от 11.11.2008 судом удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении ему срока на подачу заявления. Основанием для восстановления срока послужило признание судом уважительности причин пропуска заявителя трехмесячного срока на подачу заявления о признании недействительным решения № 312А о государственной регистрации от 16.05.2008, т.к. после получения информации о государственной регистрации Контрольно-счетной палаты Минусинского района в качестве юридического лица (09.06.2008) заявитель своевременно обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данной регистрации недействительной (19.07.2008), однако по объективным, не зависящим от него причинам, узнал о представлении на регистрацию в регистрирующий орган не принятого и не опубликованного Решения Минусинского районного Совета депутатов № 203-рс от 28.03.2008, в связи с чем вынужден был изменить основание заявления по делу № А33-9470/2008. При этом, судом учтено, что в силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предусматривающей возможность одновременного изменения заявителем основания и предмета заявления по делу № А33-9470/2008, сложившиеся обстоятельства фактически лишают заявителя защитить свои права и законные интересы способом, предусмотренным действующим законодательством.
В представленном в материалы дела отзыве на заявление регистрирующий орган считает заявление не подлежащим удовлетворению на основании следующего:
- 15.05.2008 в МИФНС № 10 по Красноярскому краю были представлены документы по Контрольно-счетной палате от Г. для государственной регистрации юридического лица при создании: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001; Положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района; Решение Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008 года;
- МИФНС № 10 по Красноярскому краю проверен представленный пакет документов на предмет его соответствия установленным требованиям по оформлению, полноте и на наличие оснований для отказа в регистрации;
- проверка достоверности (правовая экспертиза) представляемых документов не входит в компетенцию налогового органа, поскольку в силу ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ответственность за предоставление недостоверных сведений несут заявители, а не регистрирующий орган; исходя из части 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом;
- заявление было оформлено в соответствии с требованиями "Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица"; в нем подтверждалось, что представленные учредительные документы юридического лица соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок их учреждения на момент государственной регистрации, в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы действующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
- в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" одновременно к заявлению было представлено решение об утверждении Положения Контрольно-счетной палаты Минусинского района, которое подписано главой района Б.; представленное Положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района утверждено Решением Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс;
- порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании определен Законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно части 4 статьи 5 которого записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации; каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр;
- в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о регистрации ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; исходя из пункта 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 (далее - "Правила") основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица;
- согласно п. 2 статьи 11 Закона о регистрации моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр;
- 16.05.2008 МИФНС № 10 по Красноярскому краю на основании представленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом 15.05.2008, в порядке Закона о регистрации принято решение о государственной регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты Минусинского района;
- с учетом изложенного нарушений порядка регистрации регистрирующим органом не допущено, а представленные для государственной регистрации документы не признаны недействительными судом в установленном порядке.
Определением от 11.11.2008 окончена подготовка дела к судебному разбирательству; дело назначено к судебному разбирательству на 08.12.2008.
В судебное заседание 08.12.2008 представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица.
Представители заявителя поддержали заявление в полном объеме, представив письменное пояснение по заявлению, из которого следует:
- до 24.04.2006 структуру органов местного самоуправления Минусинского района составляли следующие органы и должностные лица: глава района; Минусинский районный Совет депутатов; администрация района; Федеральный закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под структурой местной администрации понимает ее внутренние подразделения, которые подразделяются на отраслевые; функциональные или территориальные органы и носят различные наименования: отделы, комиссии, комитеты управления и т.п.;
- Решением Совета депутатов № 74-рс от 24.04.2006 в статью 6 Устава Минусинского района внесены дополнения, изменяющие структуру органов местного самоуправления в соответствии с которыми Контрольно-ревизионная комиссия является контрольным органом муниципального образования, формируемым представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением о контрольном органе муниципального образования;
- Решением Совета депутатов № 200-рс от 28.03.2008 внесены изменения в статью 6 Устава Минусинского района, которая изложена в новой редакции: "Контрольно-счетная палата - контрольный орган муниципального образования, формируемый представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате Минусинского района"; статья 8 Устава дополнена вновь созданным органом местного самоуправления - Контрольно-счетной палатой с правами юридического лица;
- Решением Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс утверждено Положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района, вступающее в силу с момента опубликования;
- статья 41, абзац 3 пункта 2 Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования;
- 28.03.2008 состоялась 23-я очередная сессия Минусинского районного Совета депутатов третьего созыва, на которой вопрос о создании нового юридического лица - Контрольно-счетной палаты не рассматривался; рассматривался только вопрос об утверждении Положения Контрольно-счетной палаты;
- статья 47 указанного Закона определяет, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); согласно статье 44 Закона уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
- в соответствии с пунктом 5 ст. 25 Устава Минусинского района Красноярского края нормативные решения Совета подписывает глава района; решение Совета вступает в силу после подписания, если иное не указано в решении (п. 6 ст. 25 Устава); пункт 7 ст. 4 Устава определяет, что нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете "Власть труда", осуществляемого в 15-дневный срок со дня подписания; пункт 7 ст. 25 Устава содержит аналогичное положение;
- в пункте 3 Решения № 203-рс от 28.03.2008 установлено, что оно вступает в силу с момента опубликования; Решение под № 203-рс опубликовано 01.04.2008 в газете "Власть труда" за № 35/1, в которой ничего не указано о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты; согласно справке газеты "Власть труда" от 27.08.2008 за исх № 53 иных решений Минусинского районного Совета депутатов за номером 203-рс от 28.03.2008 не публиковалось;
- решение, представленное в регистрирующий орган для регистрации юридического лица, в законную силу не вступило, поскольку не принималось представительным органом и официально не опубликовано, т.е. документы, представленные для регистрации создания Контрольно-счетной палаты Минусинского района, не соответствуют требованиям закона и волеизъявления представительного органа на создание юридического лица не было.
Представитель третьего лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района считает требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыве:

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду подпункт 2 пункта 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

- в соответствии с требованиями подп. 2 п. 8 *** Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 01.07.2005 приводят в соответствие с требованиями данного Закона уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
- указанное требование муниципальным образованием Минусинский район своевременно выполнено не былоa, о чем свидетельствует редакция его Устава с изменениями и дополнениями, принятыми Решениями Совета от 30.01.2003 № 110-рс и от 24.05.2004 № 173-рс (в части структуры органов местного самоуправления), о чем после соответствующей проверки в январе 2006 г. указано Минусинским межрайонным прокурором;
- изменения и дополнения в Устав района были внесены Решением Совета депутатов от 24.04.2006 № 74-рс, где структура органов местного самоуправления Минусинского района была приведена в соответствие с требованиями Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Решение Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 200-рс контрольный орган муниципального образования без изменения структуры органов местного самоуправления в целом и своих функций сменил название "Контрольно-ревизионная комиссия" на "Контрольно-счетная палата" и приобрел статус юридического лица; обязанность по опубликованию решений Совета пунктом 6 статьи 22 Устава района возложена на администрацию Минусинского района;
- с учетом изложенного утверждение заявителя о том, что представительным органом не принималось решение о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района является необоснованным;
- оспариваемым решением регистрирующего органа не нарушены чьи-либо законные интересы в сфере предпринимательской и иной деятельности, не возложены какие-либо обязанности и не созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. заявление администрации Минусинского района не подлежат удовлетворению
Представители заявителя пояснили, что нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии регистрируемым органом оспариваемого решения состоит в отсутствии волеизъявления заявителя на создание юридического лица, а также в том, что обязанность по финансированию деятельности зарегистрированного юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района лежит администрации Минусинского района.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства:
Решением Совета депутатов от 24.04.2006 № 74-рс в статью 6 Устава Минусинского района внесены дополнения, изменяющие структуру органов местного самоуправления в соответствии с которыми Контрольно-ревизионная комиссия является контрольным органом муниципального образования, формируемым представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением о контрольном органе муниципального образования.
Решением Совета депутатов от 28.03.2008 № 200-рс внесены изменения в статью 6 Устава Минусинского района Красноярского края, которая изложена в новой редакции: "Контрольно-счетная палата - контрольный орган муниципального образования, формируемый представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением о контрольно-счетной палате Минусинского района"; статья 8 Устава дополнена вновь созданным органом местного самоуправления - Контрольно-счетной палатой с правами юридического лица.

]]>
Решением Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс утверждено Положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района. В пункте 5 Решения указано, что оно вступает в силу с момента опубликования.
01.04.2008 в газете "Власть труда" № 35/1 опубликовано Решение № 203-рс от 28.03.2008.
15.05.2008 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю обратился Г., представив документы для государственной регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты Минусинского района: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001; Положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района; Решение Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008.
16.05.2008 МИФНС № 10 по Красноярскому краю принято решение № 312А о государственной регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты Минусинского района; в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1082455000506 о государственной регистрации о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серии 24 № 005014340.
Полагая, что решение № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, поскольку на момент регистрации у регистрирующего органа отсутствовали сведения об опубликовании Решения Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс, у администрации Минусинского района отсутствовало волеизъявление на создание данного юридического лица, регистрация привела к необходимости незапланированного финансирования деятельности зарегистрированного юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа № 312А от 16.05.2008. В качестве правового основания заявитель ссылается на статьи 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 12, 13, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 41 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 12, 23 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на орган или должностное лицо.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенных норм, ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц могут быть признаны недействительными по заявлению граждан, организаций и иных лиц при наличии одновременно следующих условий:
1) если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
2) если их применение нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо незаконно возлагает на них обязанности, препятствующие осуществлению такой деятельности.
По мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в принятии регистрирующим органом решения № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, несмотря на отсутствие доказательств опубликования в установленном законодательством порядке Решения Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс, опубликованный текст которого не содержал сведений о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Регистрирующим органом не доказана обоснованность принятия решения № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Согласно статье 2 Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 506 от 30.09.2004, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, - государственную регистрацию юридических лиц.
Из материалов дела (содержание 23-й очередной сессии Минусинского районного Совета депутатов третьего созыва, протокол 23-й очередной сессии Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008, газета "Власть труда" от 01.04.2006 за № 35/1) следует, что Решением Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс утверждено Положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района. При этом, в тексте данного Решения, представленного в материалы дела администрацией Минусинского района, отсутствуют сведения о создании юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, однако указано, что Решение вступает в силу с момента опубликования. Кроме того, из имеющихся в материалах дела копии газеты "Власть труда" № 35/1 от 01.04.2008 (стр. 3, "Об утверждении Положения Контрольно-счетной палаты Минусинского района") и справки главного редактора газеты "Власть труда" от 26.09.2008 за исх. № 62 следует, что Решение Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 203-рс опубликовано 01.04.2008 в газете "Власть труда" в номере 35/1; за период с 28.03.2008 по 01.04.2008 включительно периодическое издание "Власть труда" не опубликовывалось.
Материалами дела (регистрационное дело юридического лица) подтверждается и представителем третьего лица не оспаривается, что 15.05.2008 им в МИФНС России № 10 по Красноярскому краю представлены документы для государственной регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001; Положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района; Решение Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008. Доказательства опубликования данного Решения в регистрирующий орган третьим лицом не представлялись, что не опровергается ни регистрирующим органом, ни представителем третьего лица.
Посчитав, что документы, представленные для регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты, соответствуют установленным действующим законодательством требованиям, регистрирующим органом принято решение № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района.
Вместе с тем, данная позиция не соответствует обстоятельствам дела и законодательству, подлежащему применению к рассматриваемым правоотношениям.
Статья 12 Закона о регистрации содержит полный перечень необходимых документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, к числу которых относится решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт "б" статьи 12 Закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона о регистрации представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.
В силу статьи 9 Закона о регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, решение о создании юридического лица является обязательным документом, подлежащим представлению в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, назначение которого состоит в официально выраженной воле лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью, на создание юридического лица. Решение о создании в виде определенного документа (протокола, договора, иного документа) должно быть оформлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При этом, правовые акты о создании юридических лиц, изданные уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, относятся к числу иных документов, свидетельствующих о создании юридического лица, и должны отвечать требованиям, предъявляемым к их форме и содержанию действующим законодательством, в том числе - быть официально опубликованными, при наличии указания об этом в законодательстве.
Согласно статьям 6, 8 Устава Минусинского района Красноярского края в редакции изменений, внесенных в нее Решением Минусинского районного Совета депутатов от 28.03.2008 № 200-рс, Контрольно-счетная палата - контрольный орган муниципального образования, формируемый представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением о контрольно-счетной палате Минусинского района.
Пунктом 1.4 Положения Контрольно-счетной палаты Минусинского района предусмотрено, что Контрольно-счетная палата Минусинского района входит в структуру органов местного самоуправления и является контрольным органом муниципального образования Минусинский район.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 7 статьи 34 Закона о местном самоуправлении изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 43 Закона о местном самоуправлении в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходу граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
В соответствии со статьей 47 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 17 Устава Минусинского района Красноярского края, в которой указано, что нормативные правовые акты главы района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
При этом, согласно пункту 2 статьи 17 Устава Минусинского района Красноярского края правовые акты, кроме указанных в пункте 3 статьи 17 Устава, вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не определено иное.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду подпункт 8 пункта 3 статьи 19 Устава Минусинского района Красноярского края.

В силу подпункта 8 пункта 3 *** Устава Минусинского района Красноярского края в полномочия председателя Минусинского районного Совета депутатов входит направление главе города для подписания и опубликования решения, принятые Советом.
Согласно пункту 7 статьи 4 Устава Минусинского района Красноярского края нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете "Власть труда", осуществляемого в 15-дневный срок со дня подписания.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 25 Устава Минусинского района Красноярского края нормативные решения Совета подписывает глава района; решение Совета вступает в силу после подписания, если иное не указано в решении.
Исходя из изложенных норм, решения Минусинского районного Совета депутатов в качестве правовых актов представительного органа муниципального образования - Минусинского района Красноярского края вступают в силу со дня их подписания главой района, если в самом акте не определено иное.
В Решении Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008 определено, что оно вступает в силу с момента опубликования. Несмотря на это, доказательства официального опубликования данного документа в газете "Власть труда" при обращении в регистрирующий орган 15.05.2008 руководителем Контрольно-счетной палаты Минусинского района не представлены, т.е. в качестве решения о создании юридического лица представлен правовой акт органа местного самоуправления, не отвечающий требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица не соблюдены требования статьи 12 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающей, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется решение о создании юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 указанного Закона данное обстоятельство является основанием для отказа в государственной регистрации.
При таких обстоятельствах решение регистрирующего органа № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы администрации Минусинского района, поскольку у заявителя фактически отсутствовало волеизъявление на создание данного юридического лица, а его создание привело к необходимости финансирования деятельности зарегистрированного юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственного органа, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственного органа незаконными.
Поскольку у регистрирующего органа отсутствовали основания, предусмотренные Законом о регистрации, для принятия решения № 312А от 16.05.2008 и регистрации юридического лица при создании на основании не опубликованного в установленном порядке Решения Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008, и оспариваемое решение регистрирующего органа нарушает права и законные интересы заявителя, требование о признании недействительным решения регистрирующего органа № 312А от 16.05.2008 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Указанная норма не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда указанные органы выступают в качестве процессуальных истцов.
При подаче заявления администрацией Минусинского района уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. С учетом удовлетворения заявления в полном объеме расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежат отнесению на регистрирующий орган.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление администрации Минусинского района удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица при создании, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю устранить нарушение прав заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о признании недействительным решения № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица при создании.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю в пользу администрации Минусинского района расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Разъяснить, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
О.И.МЕДВЕДЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru