Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2010 г. по делу № А76-7915/2010-51-273

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 июня 2010 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Забутыриной Л.В., судей Михайловой Е.А., Щукиной Г.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Танаевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Челябинской области
к Администрации города Челябинска
о признании недействующим пункта 3 Постановления Администрации г. Челябинска от 13.01.2010 № 4-п, Порядка предоставления в субаренду недвижимого имущества, находящегося в собственности города Челябинска, утвержденного пунктом 3 Постановления Администрации г. Челябинска от 13.01.2010 № 4-п
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (третьи лица):
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (КУИиЗО)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (УФАС)
Челябинская городская Дума (Дума)
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: С. - прокурор, служебное удостоверение;
от ответчика: Б. - доверенность; удостоверение;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
от КУИиЗО г. Челябинска - Б. - доверенность; удостоверение;
от УФАС по Челябинской области - не явился, извещен (л.д. 109);
от Челябинской городской Думы - не явился, извещен (л.д. 106);

установил:

прокурор Челябинской области (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации г. Челябинска о признании недействующим пункта 3 Постановления Администрации г. Челябинска от 13.01.2010 № 4-п, Порядка предоставления в субаренду недвижимого имущества, находящегося в собственности города Челябинска, утвержденного пунктом 3 Постановления Администрации г. Челябинска от 13.01.2010 № 4-п (л.д. 3 - 7).
Определением суда от 29.04.2010 (л.д. 1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУИиЗО, Комитет), Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - УФАС, антимонопольный орган), Челябинская городская Дума (далее - Дума).
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и уточнениях к заявлению. Пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон 131-ФЗ), пп. 5 п. 1 ст. 26 Устава муниципального образования г. Челябинск, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), издан с превышением полномочий, нарушает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель Администрации в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 96 - 98), пояснил со ссылкой на ст.ст. 15, 17.1 Закона о защите конкуренции, п. 2 ст. 615 ГК РФ, пп. 5 п. 1 ст. 26, пп. 6 п. 4 ст. 36 Устава г. Челябинска, решения Челябинской городской Думы от 27.12.2005 № 9/16, от 03.11.1998 № 56/5, что в нарушение ст. 192 АПК РФ прокурором не представлено доказательств нарушения норм действующего законодательства и нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов неопределенного круга лиц - субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспариваемый в части акт издан в соответствии с предоставленными полномочиями и с соблюдением норм действующего законодательства.
Представитель Комитета в судебном заседании пояснил, что требования заявителя не обоснованны, не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 94 - 95). Основания для отказа в удовлетворении требований аналогичны, приведенным Администрацией.
Представитель Челябинской городской Думы в судебное заседание не явился, документов, затребованных определением суда, в т.ч. письменного мнения относительно существа заявленных требований, не представил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 106).
Представитель антимонопольного органа в судебном заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 109). Через канцелярию суда представил отзыв, из которого следует, что антимонопольный орган полагает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемый в части нормативный акт издан с нарушением ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (л.д. 88).
Дело рассматривается по правилам ст. 156 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Устава г. Челябинска (зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 26 марта 2007 г. № RU743150002007001, далее Устав города) к вопросам местного значения города Челябинска относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Челябинска, указанные положения соответствуют норме, закрепленной пп. 3 ч. 1 ст. 16 Закона 131-ФЗ.
Статья 24 Устава города определяет структуру органов местного самоуправления города Челябинска.
Так, в соответствии с ч. 1 Устава города структуру составляют:
1) Представительный орган муниципального образования - Челябинская городская Дума (далее городская Дума);
2) Глава муниципального образования - Глава города Челябинска (Председатель Челябинской городской Думы) (далее - Глава города (Председатель городской Думы));
3) Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города Челябинска;
4) Контрольный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата города Челябинска.
Исходя из ч. 3 ст. 24 Устава города органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области.
Статья 26 Устава города определяет компетенцию городской Думы.
Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Устава города в исключительной компетенции городской Думы находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, что соответствует положениям, закрепленным в п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона 131-ФЗ.
Таким образом, вопросы определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относятся к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

]]>
Статья 36 Устава города определяет, в т.ч. компетенцию Администрации города.
В соответствии с ч. 1 указанной статьи администрация города Челябинска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области.
При этом в силу ч. 2 ст. 36 Устава города Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами органов государственной власти, настоящим Уставом, Регламентом администрации города, иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, изданными в пределах компетенции указанных органов.
Так, часть 4 ст. 36 Устава города устанавливает, что Администрация города: осуществляет полномочия собственника муниципального имущества в порядке, установленном решением городской Думы, контроль владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом; ведет учет и реестр муниципального имущества; осуществляет подготовку и обеспечивает реализацию решений о приватизации муниципального имущества; изымает, в том числе путем выкупа, земельные участки для муниципальных нужд, управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Челябинской области, решениями Челябинской городской Думы; осуществляет муниципальный земельный контроль использования земель города, ведет кадастр землеустроительной и градостроительной документации; осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения и по вопросам переданных отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, изданными в пределах компетенции указанных органов.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что администрация наделена только полномочиями исполнительно-распорядительного характера.
Статья 43 Устава города определяет систему муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Устава города по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами, население города непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления города Челябинска принимают муниципальные правовые акты.
В систему муниципальных правовых актов города Челябинска входят: нормативные и иные правовые акты Челябинской городской Думы; правовые акты Главы города (Председателя городской Думы), правовые акты администрации города Челябинска (ч. 2 ст. 43 Устава города).
Исходя из ч. 4 ст. 7 Закона 131-ФЗ, ч. 3 ст. 43 Устава города муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, Уставу города и решениям, принятым на местном референдуме.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Устава города правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их опубликования. Официальные источники опубликования правовых актов органов местного самоуправления определяются решением городской Думы.
29.09.2009 Челябинской городской Думой четвертого созыва принято решение № 6/6 "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска".
Пунктом 1 указанного решения Думы утверждены следующие официальные источники опубликования:
1) газета "Вечерний Челябинск" и "Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы (официальное издание)" для опубликования муниципальных правовых актов Челябинской городской Думы;
2) газета "Вечерний Челябинск" для опубликования нормативных правовых актов Администрации города Челябинска.
При этом в силу п. 2 указанного решения Думы официальным опубликованием муниципальных правовых актов Челябинской городской Думы и Администрации города Челябинска считается их первая публикация в одном из определенных официальных источников (решение Думы № 6/6 вступает в силу со дня официального опубликования (пункт 8 данного документа), опубликован - "Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва", № 6 (часть 2), сентябрь, 2009, "Вечерний Челябинск", № 147, 02.10.2009).
27 декабря 2005 г. Челябинской городской Думой принято решение № 9/16, которым было утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Челябинск" (л.д. 63 - 73).
Указанный акт опубликован в изданиях "Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы третьего созыва", № 8 (2 часть), 27 декабря, 2005, "Челябинск за неделю", № 50, 30.12.2005 (л.д. 114).
22.03.2010 прокурором города был принесен протест на п.п. 41, 48 Положения, утв. решением Думы № 9/16 (л.д. 29 - 30).
02.04.2010 письмом Председатель Челябинской городской Думы сообщил прокурору о принятых по итогам рассмотрения актов прокурорского реагирования решениях Думы (л.д. 31 - 32).
30.03.2010 Челябинской городской Думой принято решение № 12/11 "О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 27.12.2005 № 9/16 "Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Челябинск", которое опубликовано в Сборнике нормативных правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва", № 12, 30.03.2010.
В соответствии с п.п. 1, 3 Положения, последнее разработано в целях установления правовой основы: 1) формирования объектов муниципальной собственности муниципального образования "город Челябинск"; 2) деятельности органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом; 3) обеспечения эффективного функционирования муниципального хозяйственного комплекса муниципального образования "город Челябинск"; 4) создания условий для привлечения инвестиций в развитие городского хозяйства, и регулирует: 1) формирования объектов муниципальной собственности города Челябинска; 2) разграничение полномочий органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом; 3) управление муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями; 4) приватизацию объектов муниципальной собственности; 5) создание хозяйственных обществ и товариществ с участием муниципального образования "город Челябинск"; 6) аренду муниципального имущества; 7) безвозмездное пользование имуществом; 8) доверительное управление муниципальным имуществом, договоры поручения, агентские, комиссии, коммерческой концессии; 9) залог муниципального имущества; 10) финансовое обеспечение управления муниципальным имуществом.
Разделом III Положения предусмотрено разграничение полномочий органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.
Так, в соответствии с п. 15 Положения в соответствии с Уставом города Челябинска субъектами управления, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью являются:
1) Челябинская городская Дума (далее - городская Дума) - представительный орган местного самоуправления;
2) Глава города - высшее должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования "город Челябинск";
3) Администрация города - исполнительный и распорядительный орган местного самоуправления, в лице Комитета, и другие структурные подразделения Администрации города.
При этом, в силу п.п. 16, 17 Положения Городская Дума определяет общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и обладает следующими полномочиями: устанавливает полномочия органов местного самоуправления по управлению, владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.
Глава города в области управления муниципальным имуществом осуществляет следующие полномочия: осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов и подразделений Администрации города по выполнению ими функций в сфере управления муниципальным имуществом; решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом, в том числе: - создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности или их отчуждения (пп. 4, 5 п. 18 Положения).
Комитет от имени муниципального образования "город Челябинск" осуществляет в пределах своих полномочий, в соответствии с настоящим Положением управление, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом (п. 19 Положения).
В соответствии с п. 45 Положения передача в аренду земельных участков осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и законодательством Челябинской области.
Методика расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом, за исключением земельных участков, устанавливается нормативным правовым актом Администрации города Челябинска (п. 48 Положения).
13.01.2010 Администрацией города издано Постановление № 4-П "Об установлении размеров арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Челябинска, на 2010 год".
Пунктом 3 указанного Постановления утвержден порядок предоставления в субаренду недвижимого имущества, находящегося в собственности города Челябинска (далее - Порядок).
Постановление подписано Главой города Челябинска М.В. Юревичем.
В приложении № 2 к Постановлению Администрации города Челябинска от 13 января 2010 г. № 4-п приведен утвержденный Постановлением порядок.
Из пункта 2 Порядка следует, что решение о возможности предоставления арендаторами недвижимого имущества (нежилых помещений, зданий), находящегося в собственности города Челябинска (далее - объект аренды) в субаренду третьим лицам принимает Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
Пунктом 3 Порядка установлено, что арендаторы, которым право аренды предоставлено в порядке, предусмотренном частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", вправе с согласия Комитета передать право аренды в отношении части или частей объекта аренды третьим лицам без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых в субаренду третьим лицам частей объекта аренды не может превышать десять процентов площади объекта аренды и составлять более чем двадцать квадратных метров.
Арендаторы, с которыми заключены договоры аренды в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", или по результатам торгов вправе с согласия Комитета передать право аренды в отношении части или частей объекта аренды третьим лицам без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых в субаренду третьим лицам частей объекта аренды не может превышать пятьдесят процентов площади объекта аренды (л.д. 8 - 18).
Постановление опубликовано в издании "Вечерний Челябинск", № 5, 20.01.2010 (л.д. 21).
03.03.2010 Администрацией города Челябинска издано Постановление № 48-п "О внесении изменений в Постановление Администрации города от 13.01.2010 г. № 4-п "Об установлении размеров арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Челябинска, на 2010 год"
Постановление № 48-п опубликовано в издании "Вечерний Челябинск", № 19, 10.03.2010 (л.д. 111 - 113).
28.01.2010 прокурором города был принесен протест на Постановление № 4-п (л.д. 23 - 26), который был отклонен в части (л.д. 27 - 28).
Учитывая, что на основании протеста прокурора нормативный акт не был приведен в соответствие с действующим законодательством, полагая, что Постановление № 4-п и порядок, утвержденный им, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, прокурор обратился в суд с требованием о признании указанного акта недействующим в части.
Согласно статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 года № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а также на основании ст.ст. 27, 29, 52, 192 АПК РФ, исходя из анализа текста оспариваемого акта, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя относятся к подведомственности арбитражного суда.
Согласно ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Анализ оспариваемого в части акта показал, что Постановлением фактически определяется порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, а также нормы вышеприведенных нормативных актов, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части акт издан с превышением предоставленных полномочий, в связи с чем, довод Администрации и Комитета о том, что заявителем не доказан факт нарушения норм действующего законодательства при издании оспариваемого в части акта, противоречит фактическим обстоятельствам, установленным судом, и основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Следовательно, в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ Администрация не доказала соответствие оспариваемого акта федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Указанное, по мнению суда, свидетельствует о нарушении прав представительного органа местного самоуправления - Челябинской городской Думы, поскольку Постановление решает вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Думы.
Кроме того, из материалов дела следует, что оспариваемый в части акт применяется. Так, по информации, предоставленной Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в ответ на запрос прокурора на 2010 год оформлено 106 разрешений на право сдачи в субаренду части площадей, арендуемых арендаторами (л.д. 19).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт нарушения прав лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, доводы Администрации и Комитета в указанной части противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание.
Кроме того, статья 17.1 Закона о защите конкуренции определяет особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
Исходя из ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (ч. 5 ст. 17.1 Закона).
До 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в части 1 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года (часть 4 статьи 53 данного документа).
Согласно части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, из смысла и содержания частей 1, 3 статьи 17.1 Закона следует, что законодатель связывает соблюдение искомого порядка заключения сделок с такими обстоятельствами, как статус имущества - государственное или муниципальное, и переход прав (в том числе пользование) на имущество к другому лицу. Поэтому заключение договора субаренды в отношении государственного или муниципального имущества должно осуществляться по правилам статьи 17.1 Закона.
Норма, установленная в ст. 615 ГК РФ, на которую ссылаются Администрация и Комитет, является общей, в связи с чем, в данном случае имеет приоритет норма, закрепленная в ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Заключение договора субаренды без проведения конкурса, аукциона, обеспечивает одним лицам по сравнению с другими хозяйствующими субъектами более выгодные условия деятельности на рынке аренды государственного либо муниципального имущества. Это приведет к устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности аренды государственного либо муниципального имущества, которые могли бы претендовать на заключение договора аренды данного имущества.
Кроме того, о правомерности приведенной позиции свидетельствует и часть 4 названной статьи Закона о защите конкуренции, которая определяет, что лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи, и составлять более чем двадцать квадратных метров.
Из этого следует, что до установления изъятия из общего правила, сами по себе указанные сделки подлежат заключению в соответствии с порядком, установленным статьей 17.1 Закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части акт не соответствует и положениям ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что имеется совокупность условий для признания оспариваемого акта в части недействующим, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу ст.ст. 192 - 195 АПК РФ.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 2000 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ прокурор от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобожден.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующим в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.
Судом установлено, что заявителем по настоящему делу является Прокурор Челябинской области, обратившийся в защиту государственных и общественных интересов, что в силу статьи 333.37 НК РФ является основанием для освобождения от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Поскольку судебных расходов при обращении в суд заявителем не понесено, их возмещение не может быть возложено на ответчика.
Руководствуясь ч. 1 ст. 52, ст.ст. 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования Прокурора Челябинской области удовлетворить.
Признать недействующими пункт 3 Постановления Администрации г. Челябинска от 13.01.2010 № 4-п, Порядок предоставления в субаренду недвижимого имущества, находящегося в собственности города Челябинска, утвержденный пунктом 3 Постановления Администрации г. Челябинска от 13.01.2010 № 4-п, как не соответствующими п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп. 5 п. 1 ст. 26 Устава муниципального образования г. Челябинск, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Л.В.ЗАБУТЫРИНА

Судьи
Е.А.МИХАЙЛОВА
Г.С.ЩУКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru