ВЯЗЕМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2010 г. по делу № 2-255/2010
Вяземский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Рощиной Г.Н.,
с участием прокурора: Якубовской О.В.,
при секретаре Лукьяновой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Вяземского межрайонного прокурора о признании нормативного правового акта недействующим,
установил:
Вяземский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором указал, что решением
Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20.11.2009 № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области" с 1 января по 31 декабря 2010 установлены тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал".
Данный нормативный правовой акт
опубликован 26 ноября 2009 года в газете "Мой город - Вязьма" № 48.
Указанный нормативный правовой акт
противоречит нормам федерального законодательства, в частности п. 6, п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Постановлением
Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 23.10.2009 № 95 "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Смоленской области на 2010 год" предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2010 год утвержден для Вяземского городского поселения в размере 116,8%.
В период с 21 по 24 декабря 2009 года Экспертным советом Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике проведена проверка обоснованности установления Советом депутатов Вяземского городского поселения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в части соответствия предельному индексу максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденному постановлением
Департамента от 23.10.2009 № 95 на 2010 год.
По результатам проведенных контрольных мероприятий установлено, что индекс изменения установленных решением Совета депутатов Вяземского городского поселения тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению и очистке сточных вод по муниципальному образованию Вяземское городское поселение составляет 190,5%, что превышает предусмотренный максимальный предельный индекс возможного изменения тарифов.
15 января 2010 года Вяземским межрайонным прокурором на решение
Вяземского городского поселения № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области" принесен протест с требованием отменить незаконный нормативный правовой акт.
Однако, в удовлетворении требований прокурора было отказано.
Принятый нормативный правовой акт
является незаконным и нарушает права законные интересы неограниченного круга лиц в жилищно-коммунальной сфере.
Просит суд решение
Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20.11.2009 № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области" признать недействующим.
В суде прокурор заявленное требование поддержал.
Представители Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области Б. и Л. требования не признали, пояснив, что прокурор в обоснование заявления сослался на подпункт 7 пункта 2 статьи 5 закона № 210-ФЗ, согласно которому органы местного самоуправления муниципальных образований устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ.
Вместе с тем, право органов муниципального образования по регулированию тарифов и надбавок предусмотрено также частью 3 статьи 5 ФЗ № 210, согласно которой органы регулирования муниципальных образований осуществляют регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунального комплекса, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
При этом установление индивидуального тарифа для организации, оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению, носит строго персонифицированный характер и зависит от экономически обоснованных затрат предприятия на оказание этих услуг. Это следует, в частности из пунктов 4, 22 - 24 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, в соответствии с которыми фиксированные тарифы устанавливаются исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы деятельности организаций коммунального комплекса по обеспечению оказания ею услуг в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 1 статьи 9 ФЗ № 210 регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установления тарифов на товары, и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности предоставленных организаций коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (части 2, 3, 7 статьи 9 ФЗ № 210).
Таким образом, производственная программа предприятия является основой для установления органом местного самоуправления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для предприятия.
Также согласно пункту 53 Основ ценообразования предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
Тарифы считаются установленными впервые, если ранее вышеуказанная процедура, предусмотренная ФЗ № 210 не реализовывалась. МП "Водоканал" ранее тарифы в порядке, установленном ФЗ № 210 не утверждались.
Выслушав прокурора, представителей Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу подпунктов 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 года "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (п. 7 в ред. Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ).
Согласно пункта 20 статьи 2 настоящего Закона предельные индексы, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к ним, действующих на конец текущего финансового года.
Постановлением
Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 23.10.2009 № 95 "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Смоленской области на 2010 год", предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2010 год утвержден для Вяземского городского поселения в размере 116,8% (л.д. 11 - 13).
Решением
Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20 ноября 2009 года № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области" установлены с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые муниципальным предприятием "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области, для расчетов с потребителями (в том числе населением) услуги по водоснабжению - 17,02 руб./м куб., услуги по водоотведению и очистке сточных вод - 16,32 руб./м куб. (л.д. 5).
Согласно акту № 42 результатов контрольных мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок по муниципальному образованию Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области от 24 декабря 2009 года, проведенных Экспертным советом Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике индекс изменения установленных тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод по муниципальному образованию Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области составляет 190,5%, подтверждается прилагаемыми расчетами.
Предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2010 год, утвержден постановлением
Департамента от 23.10.2009 № 95 для данного муниципального образования Смоленской области в размере 116,8% (л.д. 15 - 16).
У суда не имеется оснований ставить под сомнение вывод Экспертного совета о том, что индекс изменения утвержденных тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, превышает предельный индекс, установленный на 2010 год постановлением
Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 23.10.2009 № 95 для муниципального образования Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение
Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20.11.2009 № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьмы Смоленской области" не соответствует Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 № 210-ФЗ, поскольку данные тарифы превышают предельный индекс максимально возможного изменения тарифов.
Довод представителей Совета депутатов Вяземского городского поселения о том, что производственная программа предприятия является основой установления органом местного самоуправления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для предприятий в данном случае является несостоятельным, исходя из норм вышеназванного Закона.
Также суд находит несостоятельным и ссылку на пункт 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, согласно которому предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
По мнению представителей Совета депутатов МП "Водоканал" ранее тарифы в порядке, установленном ФЗ № 210 не утверждались.
Между тем, как следует из решения
Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 05.12.2008 № 64 "Об установлении платы за водоснабжение и водоотведение для населения, проживающего на территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области" была установлена плата для населения по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод (л.д. 22 - 23).
Согласно приложению
к этому решению установлены конкретные тарифы на услуги по водоснабжению и по водоотведению для населения (л.д. 24 - 26).
Данное решение
Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области было принято в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением
Региональной энергетической комиссии Смоленской области от 27.06.2007 № 60 "Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Смоленской области на 2008 год (в редакции постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 15.10.2008 № 48 "О внесении изменений в постановление РЭК Смоленской области от 27.06.2007 № 60").
Решением
Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 25.03.2009 № 16 "О внесении дополнения в решение Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 05.12.2008 № 64" в указанное решение внесены следующие дополнения: название
после слов "Об установлении платы на водоснабжение и водоотведение для" дополнено словами "Водоканал" и пункт 1
после слов "установить плату для" дополнен словами "МП "Водоканал" (л.д. 27).
В установленном законом порядке названное решение
не оспаривалось.
В силу вышеизложенного суд находит, что решение
Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20.11.2009 № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области" является незаконным, нарушающим права и законные интересы неограниченного круга лиц в жилищно-коммунальной сфере и поэтому оспариваемый прокурором данный нормативный правовой акт
подлежит признанию недействующим.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующим со дня его принятия решение
Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20 ноября 2009 года № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области".
Обязать Совет депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области опубликовать соответствующее сообщение о решении суда в средстве массовой информации, в котором размещалось отмененное решение.
Решение может быть обжаловано или на него прокурором может быть принесено кассационное представление в Смоленский областной суд в течение десяти дней через Вяземский городской суд.
Судья
Г.Н.РОЩИНА