Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


ВЯЗЕМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2010 г. по делу № 2-255/2010

Вяземский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Рощиной Г.Н.,
с участием прокурора: Якубовской О.В.,
при секретаре Лукьяновой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Вяземского межрайонного прокурора о признании нормативного правового акта недействующим,

установил:

Вяземский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором указал, что решением Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20.11.2009 № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области" с 1 января по 31 декабря 2010 установлены тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал".
Данный нормативный правовой акт опубликован 26 ноября 2009 года в газете "Мой город - Вязьма" № 48.
Указанный нормативный правовой акт противоречит нормам федерального законодательства, в частности п. 6, п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 23.10.2009 № 95 "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Смоленской области на 2010 год" предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2010 год утвержден для Вяземского городского поселения в размере 116,8%.
В период с 21 по 24 декабря 2009 года Экспертным советом Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике проведена проверка обоснованности установления Советом депутатов Вяземского городского поселения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в части соответствия предельному индексу максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденному постановлением Департамента от 23.10.2009 № 95 на 2010 год.
По результатам проведенных контрольных мероприятий установлено, что индекс изменения установленных решением Совета депутатов Вяземского городского поселения тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению и очистке сточных вод по муниципальному образованию Вяземское городское поселение составляет 190,5%, что превышает предусмотренный максимальный предельный индекс возможного изменения тарифов.
15 января 2010 года Вяземским межрайонным прокурором на решение Вяземского городского поселения № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области" принесен протест с требованием отменить незаконный нормативный правовой акт.
Однако, в удовлетворении требований прокурора было отказано.
Принятый нормативный правовой акт является незаконным и нарушает права законные интересы неограниченного круга лиц в жилищно-коммунальной сфере.
Просит суд решение Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20.11.2009 № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области" признать недействующим.
В суде прокурор заявленное требование поддержал.
Представители Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области Б. и Л. требования не признали, пояснив, что прокурор в обоснование заявления сослался на подпункт 7 пункта 2 статьи 5 закона № 210-ФЗ, согласно которому органы местного самоуправления муниципальных образований устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ.

Вместе с тем, право органов муниципального образования по регулированию тарифов и надбавок предусмотрено также частью 3 статьи 5 ФЗ № 210, согласно которой органы регулирования муниципальных образований осуществляют регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунального комплекса, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
При этом установление индивидуального тарифа для организации, оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению, носит строго персонифицированный характер и зависит от экономически обоснованных затрат предприятия на оказание этих услуг. Это следует, в частности из пунктов 4, 22 - 24 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, в соответствии с которыми фиксированные тарифы устанавливаются исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы деятельности организаций коммунального комплекса по обеспечению оказания ею услуг в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 1 статьи 9 ФЗ № 210 регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установления тарифов на товары, и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности предоставленных организаций коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (части 2, 3, 7 статьи 9 ФЗ № 210).
Таким образом, производственная программа предприятия является основой для установления органом местного самоуправления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для предприятия.
Также согласно пункту 53 Основ ценообразования предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
Тарифы считаются установленными впервые, если ранее вышеуказанная процедура, предусмотренная ФЗ № 210 не реализовывалась. МП "Водоканал" ранее тарифы в порядке, установленном ФЗ № 210 не утверждались.
Выслушав прокурора, представителей Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу подпунктов 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 года "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (п. 7 в ред. Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ).
Согласно пункта 20 статьи 2 настоящего Закона предельные индексы, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к ним, действующих на конец текущего финансового года.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 23.10.2009 № 95 "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Смоленской области на 2010 год", предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2010 год утвержден для Вяземского городского поселения в размере 116,8% (л.д. 11 - 13).
Решением Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20 ноября 2009 года № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области" установлены с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые муниципальным предприятием "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области, для расчетов с потребителями (в том числе населением) услуги по водоснабжению - 17,02 руб./м куб., услуги по водоотведению и очистке сточных вод - 16,32 руб./м куб. (л.д. 5).
Согласно акту № 42 результатов контрольных мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок по муниципальному образованию Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области от 24 декабря 2009 года, проведенных Экспертным советом Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике индекс изменения установленных тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод по муниципальному образованию Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области составляет 190,5%, подтверждается прилагаемыми расчетами.
Предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2010 год, утвержден постановлением Департамента от 23.10.2009 № 95 для данного муниципального образования Смоленской области в размере 116,8% (л.д. 15 - 16).
У суда не имеется оснований ставить под сомнение вывод Экспертного совета о том, что индекс изменения утвержденных тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, превышает предельный индекс, установленный на 2010 год постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 23.10.2009 № 95 для муниципального образования Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20.11.2009 № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьмы Смоленской области" не соответствует Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 № 210-ФЗ, поскольку данные тарифы превышают предельный индекс максимально возможного изменения тарифов.
Довод представителей Совета депутатов Вяземского городского поселения о том, что производственная программа предприятия является основой установления органом местного самоуправления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для предприятий в данном случае является несостоятельным, исходя из норм вышеназванного Закона.
Также суд находит несостоятельным и ссылку на пункт 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, согласно которому предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
По мнению представителей Совета депутатов МП "Водоканал" ранее тарифы в порядке, установленном ФЗ № 210 не утверждались.
Между тем, как следует из решения Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 05.12.2008 № 64 "Об установлении платы за водоснабжение и водоотведение для населения, проживающего на территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области" была установлена плата для населения по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод (л.д. 22 - 23).
Согласно приложению к этому решению установлены конкретные тарифы на услуги по водоснабжению и по водоотведению для населения (л.д. 24 - 26).
Данное решение Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области было принято в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Региональной энергетической комиссии Смоленской области от 27.06.2007 № 60 "Об утверждении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Смоленской области на 2008 год (в редакции постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 15.10.2008 № 48 "О внесении изменений в постановление РЭК Смоленской области от 27.06.2007 № 60").
Решением Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 25.03.2009 № 16 "О внесении дополнения в решение Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 05.12.2008 № 64" в указанное решение внесены следующие дополнения: название после слов "Об установлении платы на водоснабжение и водоотведение для" дополнено словами "Водоканал" и пункт 1 после слов "установить плату для" дополнен словами "МП "Водоканал" (л.д. 27).
В установленном законом порядке названное решение не оспаривалось.
В силу вышеизложенного суд находит, что решение Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20.11.2009 № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области" является незаконным, нарушающим права и законные интересы неограниченного круга лиц в жилищно-коммунальной сфере и поэтому оспариваемый прокурором данный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня его принятия решение Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 20 ноября 2009 года № 52 "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод для МП "Водоканал" г. Вязьма Смоленской области".
Обязать Совет депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области опубликовать соответствующее сообщение о решении суда в средстве массовой информации, в котором размещалось отмененное решение.
Решение может быть обжаловано или на него прокурором может быть принесено кассационное представление в Смоленский областной суд в течение десяти дней через Вяземский городской суд.

Судья
Г.Н.РОЩИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru