Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2009 года

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Авдеев А.И. - руководитель территориального управления
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело № 3-01/19-2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1, пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии представителей:
заявители: ООО "Курган" - Абубикиров Р.Ш., ООО "Стикс" - Храмов С.А., Лоцетный А.В., индивидуальных предпринимателей: представитель Байгиной И.М. - Байгин А.В. (доверенность 14.10.2009), представитель Развозжаевой Т.В. - Абдулов Р.Р. (доверенность от 11.10.2007), Яшин М.В.;
заинтересованные лица:
Ленина Е.Ю. - директор Пензенского регионального центра потребительского движения;
Колосов И.В. (доверенность от 04.08.2009) - МУП "Специализированное бюро" по коммунальному обслуживанию населения г. Пензы;
индивидуальный предприниматель Росса А.В. на рассмотрение дела не явился, уведомлен должным образом (уведомление № 14934),

установила:

23.09.2009 в Пензенское УФАС России поступило заявление от ООО "Курган", ООО "Стикс", индивидуальных предпринимателей: Развозжаевой Т.В., Байгиной И.М., Яшина М.В., в котором сообщается, что в газете "Курьер" № 28 (341), № 34 (347), № 36 (349) за 2009 год распространяется реклама следующего содержания: "ООО СПБ "Пензенская ритуальная компания". Ритуальные услуги. Единая диспетчерская служба 30-55-55 круглосуточно. Организация похорон, предоставление всех связанных с ними услуг. Изготовление памятников по льготным расценкам. Похороны за счет средств федерального бюджета. За действия частных лиц, оказывающих ритуальные услуги, ответственности не несем. Тел./факс 23-33-32, ул. Чаадаева, 121б".
Из заявления следует, что данную услугу оказывает индивидуальный предприниматель Александр Валерьевич Росса, который в то же время является генеральным директором ООО СПБ "Пензенская ритуальная компания". Индивидуальный предприниматель Росса А.В. использует в названии аббревиатуру СПБ (специализированное похоронное бюро). В соответствии с Законом РФ "О погребении и похоронном деле" статусом "специализированное" наделяются только государственные и муниципальные предприятия.
Также в рекламе используется фраза: "За действия частных лиц, оказывающих ритуальные услуги, ответственности не несем". Заявители утверждают, что эта структура позиционирует себя как государственная организация, при этом имея частную форму собственности. Формулировка в рекламе: "Единая диспетчерская служба" не соответствует действительности.
Кроме того, 24.09.2009 в Пензенское УФАС России поступило заявление от гражданина Сухаревского М.П. в котором сообщается, что он заказал ритуальные услуги в ООО СПБ "Пензенская ритуальная компания", но договор на оказание услуг был заключен с индивидуальным предпринимателем Росса А.В.
На рассмотрение дела индивидуальный предприниматель Росса А.В. не явился (уведомлен должным образом), из письменного объяснения следует, что в рекламе в наименовании организации не используется словосочетание "Специализированное похоронное бюро", а указано ООО СПБ "Пензенская ритуальная компания". Аббревиатура "СПБ" зарегистрирована в установленном РФ порядке, не расшифровываясь. Что касается используемого предложения "За действия частных лиц, оказывающих ритуальные услуги, ответственности не несем", то это предложение не противоречит законодательству РФ, а лишь повторяет принцип работы юридических лиц, указанных в ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", где сказано, что Общество с ограниченной ответственностью не отвечает по обязательствам своих участников, а участники не отвечают по обязательствам общества. А в соответствии с Гражданским кодексом РФ Общество с ограниченной ответственностью не отвечает по обязанностям третьих лиц. Организация имеет частную форму собственности, что подтверждается соответствующими документами и как государственная структура себя не позицирует, доказательством этому является, то, что во всех выпускаемых газетах "Курьер", в рекламе компании указана аббревиатура ООО, что подтверждает публичное выражение принадлежности к частной форме собственности. Что касается формулировки "Единая диспетчерская служба", используемой в рекламе, то действительности она соответствует, не противоречит действующему законодательству РФ. Индивидуальным предпринимателем Росса А.В. был подписан приказ № 3 от 24.01.2009, о создании в организации Единой диспетчерской службы (службы одного телефона), т.к. при осуществлении деятельности используются много абонентских номеров, и это было неудобно для потребителя, вызывало сложность. В организации есть диспетчерская, с сотрудниками в ней, что подтверждается внутренними документами.
На рассмотрении дела представители обществ с ограниченной ответственностью и индивидуальных предпринимателей поддержали доводы, изложенные в своем заявлении.
Представитель МУП "Специализированное бюро" сообщил, что в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" № 8-ФЗ от 12.01.1996 органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Также представитель МУП "Специализированное бюро" сообщил, что к ним приходят возмущенные граждане, которые обращались в ООО "Специализированное похоронное бюро "Пензенская ритуальная компания" по поводу гарантированного захоронения, где им было отказано. Наименование ООО "Специализированное похоронное бюро "Пензенская ритуальная компания" вводит граждан в заблуждение.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - ФЗ "О рекламе"), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 1 частью 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначения, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе": рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель Росса А.В. (договор с ООО "Курьер" от 11 января 2009 года).
Из письменного объяснения индивидуального предпринимателя Росса А.В. следует, что в наименовании организации не используется словосочетание "Специализированное похоронное бюро". В действительности, в газете "Курьер" № 36 (349) от 19.09.2009, размещена статья рекламного характера (рекламодатель Росса А.В.), где аббревиатура СПБ расшифровывается как "специализированное похоронное бюро". В статье говорится о хорошей работе ООО "Специализированное похоронное бюро "Пензенская ритуальная компания" содержатся выражения благодарности физическими лицами за оказанные обществом услуги.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Часть 1 статьи 29 Закона о погребении предусматривает, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о погребении к гарантированному перечню услуг по погребению относятся: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В силу части 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств.
В городе Пензе органом местного самоуправления создана специализированная служба по вопросам похоронного дела - это МУП "Специализированное бюро" по коммунальному обслуживанию населения г. Пензы.
Постановлением Главы администрации г. Пензы от 29.12.2008 № 2252 утвержден гарантийный перечень услуг по погребению, предоставляемых МУП "Спецбюро" г. Пензы.
Поскольку распространенная индивидуальным предпринимателем Росса А.В. реклама по оказанию ритуальных услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекаемая для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
ООО СПБ "Пензенская ритуальная компания" не представило ни одного договора на оказание ритуальных услуг, тем более по гарантированному перечню услуг по погребению.
Индивидуальный предприниматель Росса А.В. в рекламе привлекает внимание к ООО СПБ "Пензенская ритуальная компания", а договоры заключает от своего имени. В материалах дела имеются договоры граждан на оказание ритуальных услуг с ИП Росса А.В. В договорах ИП Росса А.В. имеется надпись "специализированное похоронное бюро "Пензенская ритуальная компания".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1539 Гражданского кодекса РФ не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащем другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламным товаром.

]]>
Данные рекламные объявления вводят потребителей в заблуждение относительно того, кто оказывает данные услуги.
При размещении рекламы в региональных СМИ индивидуальный предприниматель Росса А.В. не указал, что данную услугу оказывает индивидуальный предприниматель Росса А.В. Из распространяемой рекламы вытекает следующее, что данную услугу оказывает: ООО "Специализированное похоронное бюро "Пензенская ритуальная компания".
В тексте рекламы используется слоган "единая диспетчерская служба". Как видно из Устава ООО СПБ "Пензенская ритуальная компания", общество зарегистрировано по одному адресу (г. Пенза, ул. Чаадаева, 121б) и никаких филиалов не имеет. В своем объяснении индивидуальный предприниматель Росса А.В. сообщил, что общество имеет одну диспетчерскую службу, с наименованием "единая". Хотя, приказ о создании единой диспетчерской службы издан от имени индивидуального предпринимателя Росса А.В.
Слоган "единая диспетчерская служба" предполагает, что несколько диспетчерских служб объединены в единую диспетчерскую службу.
Комиссия посчитала, что, сообщая такую недостоверную информацию неопределенному кругу лиц, общество неправомерно привлекает внимание потребителей на рынке ритуальных услуг к одному хозяйствующему субъекту, принимающему заявки на ритуальные услуги по телефону 30-55-55, чем неправомерно и необоснованно создает преимущество рекламируемых им услуг перед оказываемыми другими хозяйствующими субъектами услугами на данном рынке. Формулировка "Единая диспетчерская служба" предполагает наличие единой службы по приему и распределению заявок между всеми хозяйствующими субъектами ритуальных услуг, координацию работы всех участников рынка ритуальных услуг, что не соответствует действительности.
Содержащиеся в рекламе: "специализированное похоронное бюро", "единая диспетчерская служба", "за действия частных лиц, оказывающих ритуальные услуги, ответственности не несем", все это говорит о какой-то государственной организации.
Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель Росса А.В. нарушил требования пункта 1 пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В силу части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу ритуальных услуг, размещенную в газете "Курьер" № 28 (341), № 34 (347), № 36 (349) за 2009 год, поскольку в ней нарушены требования пункта 1, пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Росса А.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Обратиться в арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя.
Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2009 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
А.И.АВДЕЕВ

Члены Комиссии:
В.А.ВОЛОДИН
М.В.КУЗЬМИНА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 14 октября 2009 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Авдеев А.И. - руководитель территориального управления
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
на основании своего решения от 14 октября 2009 г. по делу № 3-01/19-2009 о признании ненадлежащей рекламы ритуальных услуг индивидуального предпринимателя Росса А.В., распространяемой в газете "Курьер" № 28 (341), № 34 (347), № 36 (349) в 2009 году и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

предписывает:

1. Индивидуальному предпринимателю Росса А.В. (г. Пенза, ул. Чаадаева, 121б) в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: привести в соответствие с законодательством рекламу ритуальных услуг, распространяемую в газете "Курьер" № 28 (341), № 34 (347), № 36 (349) в 2009 году и распространяемую иными способами (пункт 1, пункт 2 часть 3, часть 7 статья 5 Федерального закона "О рекламе).
2. Индивидуальному предпринимателю Росса А.В. (г. Пенза, ул. Чаадаева, 121б) представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 03.11.2009.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
А.И.АВДЕЕВ

Члены Комиссии:
В.А.ВОЛОДИН
М.В.КУЗЬМИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru