Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

ДОКЛАД
от 7 мая 2010 года

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В 2009 ГОДУ

Введение

Никто никогда не имел других прав,
кроме тех, какие завоевал и сумел сохранить за собой.
Вилье де Лиль-Адан <*>
--------------------------------
<*> Вилье де Лиль-Адан (1838 - 1889) - французский писатель

Большим правозащитным событием 2009 года в жизни россиян является ратификация Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 03.05.1996. Соответствующий Федеральный закон № 101-ФЗ Президентом РФ подписан 03.06.2009. Россией приняты обязательства в отношении 19 статей (67 пунктов) из 31 статьи (98 пунктов) Хартии, которые с 01.12.2009 уже действуют в стране как закон.
Присоединение России к Европейской социальной хартии - это большой политический шаг нашей страны к реализации общепризнанных принципов международного права, что дает нам, жителям страны, видеть четкие ориентиры дальнейшей реформы в социальной сфере, планировать свою жизнь на будущее.
Хороший пример взаимодействия общества и власти продемонстрировал Президент РФ Д.А. Медведев, отреагировав на критические отзывы общественности, в частности, по поводу прошедших выборов, что прозвучало в его Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009.
Событием 2009 года стало вынесение определения Конституционного суда РФ от 19.11.2009 1344-О-Р по разъяснению своего постановления от 02.02.1999 № 3-П, которым не открывается в России "возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей". Осталось ратифицировать подписанный Протокол № 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Заявление нового директора ФСИН А. Реймера о необходимости реформирования всей уголовно-исполнительной системы было поддержано правозащитным сообществом. Теперь необходима правовая, финансовая, организационная и материальная поддержка органов власти всех уровней и понимание гражданского общества.
В правозащитном поле России в Год молодежи продолжено внедрение института Уполномоченного по правам ребенка Указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986.
Наконец, в начале нового года состоялась долгожданная ратификация Протокола № 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая предусматривает реформу Европейского суда по правам человека.
Прошедший 2009 год ознаменовался продолжением глобального мирового кризиса, позволявшего "открещиваться" от выполнения обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав человека. Как ожидалось, удар пришелся по "локомотиву" республики. В связи с критическим положением в АК "АЛРОСА" пришлось и Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) от имени трудящихся, находящихся в вынужденных отпусках, обратиться к премьер-министру России с предложением об увеличении закупа алмазов в Гохран страны, что могло служить дополнительным основанием для объективной картины происходящего и подтверждением усилий руководства республики по выходу из кризиса.
Но, в целом, 2009 год для населения республики был стабильным и в социальном, и в экономическом плане, в первую очередь, потому, что люди почувствовали ответственность власти за безработицу, получили надежду на сохранение социальной защищенности и на подъем уровня жизни населения.
Институт Уполномоченного по правам человека, который на сегодня уже действует в 55 субъектах Российской Федерации, служит тому, чтобы рядовой человек поверил власти и стал пользоваться ее инструментами для защиты своих имущественных и иных прав. С другой стороны, чтобы составляющие власти уважали права человека, не создавали бюрократические препоны, а помогали людям пользоваться благами и нести обязанности.
17.04.2010 исполнилось два года со дня вступления в конституционную должность государственного правозащитника повторно. В седьмом Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в 2009 году концентрируется внимание на тех основных проблемах и тенденциях в сфере защиты прав человека и гражданина, которые были в обращениях, выступлениях и практике правозащитников, содержатся факты и рекомендации по защите и восстановлению прав граждан.
Целью публичного освещения является привлечение внимания органов всех ветвей власти, местного самоуправления, правоохранительных структур, всех должностных лиц, а также широкой общественности республики к насущным проблемам соблюдения конституционных прав, свобод и достоинства личности для последующего принятия необходимых мер.
В соответствии со ст. 30 Закона РС(Я) "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" настоящий Доклад направлен в государственные органы, в СМИ, на официальный сайт, другим должностным лицам.

Раздел I. СТАТИСТИКА И ОБЩИЙ АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ

Часто говорят, что цифры управляют миром;
по крайней мере нет сомнения в том,
что цифры показывают, как он управляется.
Иоган Гете <*>
--------------------------------
<*> Иоган Гете (1749 - 1832) - крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы

+----------------------------------------------+--------------------------+
¦    Всего поступило обращений (2009/2008)     ¦   1824 (+ 4,7%) (1 742)  ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+
¦в т.ч. через общественных представителей      ¦    970 (+ 5,2%) (922)    ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+
¦в т.ч. через аппарат                          ¦    854 (+ 4,0%) (820)    ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+
¦(в т.ч. через личный прием, в т.ч.            ¦   (262 (- 6,1%) (278),   ¦
¦коллективных)                                 ¦   22 (+ в 3 раза!) (7))  ¦

]]>
- утверждать и расширять роль общественных организаций в диалоге с государством по проблеме реализации социальных и экономических прав и при проведении органами власти изменений в законодательстве и политике в социальной и трудовой сфере;
- на основе данных общественного мониторинга направлять предложения, содержащие рекомендации по изменению положения в сфере обеспечения социальных и экономических прав, в органы власти для принятия мер.

14. Средствам массовой информации:
- опубликовать настоящие рекомендации;
- постоянно и объективно освещать проблемы социально-экономических прав граждан.





Приложение № 5
к Докладу о деятельности
Уполномоченного по правам человека
в Республике Саха (Якутия) в 2009 году

VII РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ "АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В СВЕТЕ РАТИФИКАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ХАРТИИ"

РЕКОМЕНДАЦИИ
Круглого стола "Роль государства и общества
в противодействии пьянству и алкоголизму"

г. Якутск 04.12.2009

Президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в г. Сочи 12 августа 2009 года назвал проблему алкоголизма национальным бедствием. Правительство РФ разрабатывает Концепцию государственной политики по снижению масштабов алкоголизма в стране. Депутаты Государственной Думы подготовили несколько законов, направленных против пьянства. Основная их цель - снизить доступность алкоголя посредством повышения стоимости спиртного, акцизов на пиво. Однако увеличение акцизов на крепкие напитки не предусмотрено. Также предусматриваются запретительные меры: запрет прямой и косвенной рекламы алкогольной продукции, изменение требований к объему и упаковке слабоалкогольных напитков и медицинских настоек.
Участники Круглого стола надеются, что все эти меры позволят снизить потребление алкоголя и его негативное влияние и будут способствовать улучшению состояния здоровья населения и изменению отношения общества к употреблению спиртного.
Заслушав и обсудив тему "Роль государства и общества в противодействии пьянству и алкоголизму", участники Круглого стола рекомендуют:

1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (Басыгысов В.Н.):
- добиться увеличения штрафов за продажу алкоголя несовершеннолетним;
- ограничить (запретить) скрытую рекламу алкогольных напитков, в том числе пива, привлекающую внимание детей и молодежи;
- добиться законодательного приравнивания пива к алкогольным напиткам на территории РФ;
- выйти с законодательной инициативой о профилактике алкоголизма, о введении обязательного обучения в области охраны труда, предусмотрев изменения в ст. 225 Трудового Кодекса Российской Федерации.

2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Борисов Е.А.):
- разработать и осуществить Программу государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Республики Саха (Якутия) на период до 2015 года с определением ответственного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
- активизировать работу по расширению "зон трезвости" и укреплению нравственности и самосознания у молодого поколения в целях выработки способности противостоять употреблению алкоголя и наркотиков, и усилению пропаганды здорового образа жизни;
- рекомендовать Министерству образования Республики Саха (Якутия) введение в школьные программы дисциплин, обеспечивающих антиалкогольное просвещение и нетерпимость к пьянству, начиная с дошкольного возраста и первых классов начальной школы;
- рекомендовать Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) ввести спецкурсы в ССУЗах и ВУЗах о культуре здорового образа жизни под брендом молодежной субкультуры.

3. Органам государственной власти Республики Саха (Якутия) и органам местного самоуправления:
- ограничить время продажи алкоголя и продавать алкоголь только в будни - с 11 до 19 часов;
- запретить продажу алкоголя, пива, во временных торговых помещениях (павильоны, ларьки, киоски и.т.п.), разрешая только в специализированных магазинах в зависимости от количества населения;
- осуществлять повседневный контроль за производством и потреблением алкогольной продукции и профилактику алкоголизма среди населения Республики Саха (Якутия).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru