Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)

Документ изменён вышестоящим судом.

Подробнее см. Справку
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2010 г. по делу № 3-4/10

Верховный суд РС(Я) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., при секретаре Дудайти А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "15" марта 2010 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании п.п. 1 п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2, п. 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 № 848 противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению,

установил:

первый заместитель прокурора РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.п. 1 п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2, п. 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 № 848, указывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта субъекта РФ приняты с превышением компетенций Президента Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) прокурор Александрова Ю.А. поддержала заявленные требования, указала, что в связи с тем, что принятыми изменениями противоречия в Положении не устранены, также предусмотрено два вида контроля: государственный и финансовый, следовательно, п.п. 1 п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2 и 4.4 Положения противоречат ФЗ "О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" № 294-ФЗ. Кроме того, Положение принято с превышением полномочий Президента РС(Я) в части создания ГКУ.
Представитель Президента РС(Я) Телегина Г.И. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, т.к. Главное контрольное управление при Президенте Республики Саха (Якутия) является контрольным органом, созданным для осуществления государственного финансового контроля, следовательно, положения ФЗ-294 не распространяются на порядок организации и проведения проверок органами государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия).
Представитель Главного контрольного управления при Президенте РС(Я) Конакова И.Н. также просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, по тем основаниям, что Положением установлено осуществление именно государственного финансового контроля, положения ФЗ-294 на него не распространяются. В своей деятельности ГКУ руководствуется Законом РС(Я) "О государственном финансовом контроле в РС(Я)", который прокуратурой не оспорен.
Заслушав пояснения представителя прокуратуры РС(Я) Александровой Ю.А., пояснения представителя Правительства РС(Я) Телегиной Г.Н. и представителя Главного контрольного управления при Президенте РС(Я) Конаковой И.Н., исследовав материалы дела, прения сторон, Верховный суд РС(Я) считает, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
11 марта 2003 г. издан, и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации, Указ Президента Республики Саха (Якутия) "Об утверждении Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия)".
Предметом правового регулирования данного Указа являются общественные отношения в области организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления, в частности реализации Президентом Республики Саха (Якутия) контрольных полномочий за исполнением органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также организациями законодательства Российской Федерации, законов Республики Саха (Якутия), указов и распоряжений Президента Республики Саха (Якутия), эффективностью использования государственных ресурсов.
Пункт 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ устанавливает, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции (Устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Конституцией Республики Саха (Якутия) в ч. 1 ст. 68 установлено, что Президент Республики Саха (Якутия) является главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностным лицом, возглавляет исполнительную власть республики.
Таким образом, Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 № 848 "Об утверждении Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия)" издан в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и, не выходит за пределы компетенции Президента Республики Саха (Якутия) как высшего должностного лица республики, установленной статьей 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ.
Президентом Республики Саха (Якутия) принят Указ от 01.03.2010 № 1832 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 № 848 "Об утверждении Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия)", которым п. 1.1 дополнен абзацем следующего содержания: "Главное управление обеспечивает осуществление государственного финансового контроля в Республике Саха (Якутия)", также дополнен п.п. 1 п. 2.2 Положения о ГКУ где в качестве одной из основных задач ГКУ, предусмотрено "осуществление государственного финансового контроля и проверка исполнения органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, а также организациями законодательства РФ и РС(Я)", абзац 1 п. 3.1 Положения изложен в следующей редакции: "ГКУ - организует и проводит в соответствии с Планом, утверждаемым Президентом Республики Саха (Якутия), контрольные мероприятия "в пределах полномочий".
Первым заместителем прокурора РС(Я) оспариваются п.п. 1 п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2 и 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 № 848, в связи с отсутствием, по мнению прокурора, в Положении норм, конкретизирующих предмет контрольных мероприятий, что создает возможность проведения проверок, не отнесенных к полномочиям контрольного органа, а также установление основания проверок в соответствии с планом, утверждаемым Президентом, противоречит Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 № 294-ФЗ, т.к. полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по контролю за исполнением законодательства Российской Федерации в деятельности организаций ограничены федеральным законодательством.
Статьей 270 Бюджетного кодекса РФ, регламентирующей финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов РФ, предусмотрена возможность создания собственных контрольных органов в субъектах федерации.
Законом РС(Я) "О государственном финансовом контроле в Республике Саха (Якутия)" от 22.03.2006 320-З № 653-III в ст. 7 закреплены полномочия Президента РС(Я) по созданию органов государственного финансового контроля в целях осуществления государственной финансовой и бюджетной политики республики.
Порядок организации финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, согласно ч. 2 ст. 9 Закона РС(Я) 22.03.2006 320-З № 653-III, устанавливается органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Согласно Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 № 848 - Главное Контрольное Управление создано на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 21.02.2003 № 817 "О совершенствовании структуры контрольных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия)".
Таким образом, исходя из внесенных изменений Указом от 01.03.2010 № 1832 в оспариваемое прокурором Положение, Главное контрольное управление при Президенте Республики Саха (Якутия) является контрольным органом, созданным для осуществления именно государственного финансового контроля.
Поэтому доводы прокурора о том, что п.п. 1 п. 2.2 Положения о ГКУ, не конкретизируют предмет контроля, и, следовательно, не ограничивают полномочия ГКУ и создают возможность проведения проверок, не отнесенных к полномочиям контрольного органа и его должностных лиц, не основаны на законе, т.к. понятие "государственный контроль" в Положении о ГКУ ограничивается сферой государственных финансов и иных государственных ресурсов, и не имеет расширительного толкования.
В п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2 и 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 № 848, установлены основания проверок в соответствии с планом, утверждаемым Президентом РС(Я), что по мнению прокурора также противоречит ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ, т.к. план проведения плановых проверок утверждается руководителем органа государственного контроля.
Согласно части 3 статьи 1 ФЗ-294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" действие настоящего закона не распространяется к действиям государственных органов при проведении финансового контроля и финансово-бюджетного контроля.
Поскольку Главное контрольное управление является контрольным органом, созданным Президентом Республики Саха (Якутия), для осуществления государственного финансового контроля, то положения ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ не распространяются на порядок организации и проведения проверок органами государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации.
Анализируя доказательства в их совокупности, суд считает, что заявление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) по оспариванию п.п. 1 п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2 и 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 № 848, подлежит отказу в удовлетворении ввиду его необоснованности.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ Верховный суд РС(Я),

решил:

В удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании п.п. 1 п. 2.2, п.п. 1 п. 3.1, п. 4.2, п. 4.4 Положения о Главном контрольном управлении при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.03.2003 № 848 противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий
Н.А.КОЛЕСНИК



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru