Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2010 г. по делу № А28-1448/2010-55/14

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 05 мая 2010 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе:
председательствующего Ч.,
судей А., К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Б.Я.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя М.А.
к Омутнинской городской Думе Омутнинского района Кировской области
о признании недействующим решения от 16.12.2008 № 84 "Об утверждении перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства" в части включения в перечень имущества помещения магазина;
с участием прокуратуры Кировской области,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: М.А. - предпринимателя, М.Г. по доверенности от 27.01.2010, Р. - по доверенности от 12.04.2010,
ответчика: В. по доверенности от 12.03.2010,
прокуратуры Кировской области: Б.Е.

установил:

индивидуальный предприниматель М.А. (далее - заявитель, предприниматель, ИП М.А.) обратился в Арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим решения Омутнинской городской Думы от 16.12.2008 № 84 "Об утверждении перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства" в части включения в перечень имущества помещения магазина, как несоответствующего пункту 3 статьи 3, пункту 7 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статье 3 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункту 5 статьи 18, подпунктам 1, 2 пункта 2, подпункту 3 пункта 3 статьи 6 и статье 15 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, заявитель указывает на нарушение порядка опубликования оспариваемого решения.
Ответчик заявленные требования не признает, просит в удовлетворении заявленных требований отказать; подробно доводы ответчика изложены в письменном отзыве на заявление и дополнениях к нему.
Прокуратура Кировской области представила письменную правовую позицию, в которой полагает, что требования заявителя о признании недействующим решения Омутнинской городской Думы удовлетворению не подлежат.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства:
М.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 16.12.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером; относится к субъектам малого предпринимательства.
ИП М.А. арендует нежилое помещение общей площадью 71,4 кв.м. для использования под розничную торговлю на основании договоров аренды от 01.09.2002, от 01.08.2003, от 01.07.2004, заключенных между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района Кировской области и ИП М.А. Согласно пункту 10.1 договора договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока аренды ни одна из сторон не заявит о своем отказе от продления договора.
Постановлением Правительства Кировской области от 10.07.2008 № 137/173 собственником вышеуказанного арендуемого имущества определено муниципальное образование Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области; между собственником и ИП М.А. заключено дополнительное соглашение от 16.03.2009 к договору аренды.
16.12.2008 Омутнинской городской Думой Омутнинского района Кировской области второго созыва принято решение № 84 "Об утверждении перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства".
Названное решение с прилагаемым перечнем опубликовано 15.01.2009 в Сборнике основных муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области № 1. В указанный перечень включено нежилое помещение общей площадью 71,4 кв.м., арендуемое ИП М.А.
ИП М.А. обратился в адрес главы муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области с просьбой исключить арендуемого им нежилое помещение (магазин "С") торговой площадью 71,4 кв.м., из перечня недвижимого имущества с целью дальнейшего использования им права преимущественного выкупа указанного имущества.
19.05.2009 Омутнинской городской Думой Омутнинского района Кировской области второго созыва принято решение № 41, которым ИП М.А. отказано в просьбе об исключении арендуемого нежилого помещения (магазин "С") торговой площадью 71,4 кв.м., из перечня недвижимого имущества.
Письмом от 24.11.2009, подписанным председателем Омутнинской городской Думы, предпринимателю отказано в реализации преимущественного права на выкуп со ссылкой на включение арендуемого помещения в "Перечень имущества, находящегося в собственности муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства".
Считая, что решение от 16.12.2008 № 84 "Об утверждении перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства" в части включения в перечень имущества помещения магазина принято с нарушением норм действующего законодательства и нарушает право заявителя на реализацию его преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, ИП М.А. обратился в суд с требованием признать его недействующим в данной части.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что ИП М.А. до принятия и опубликования оспариваемого решения с заявлением о реализации имеющегося у него преимущественного права выкупа арендованного помещения, не обращался.
Также указал, что согласно статьям 14, 18 Закона № 209-ФЗ формирование перечней осуществляется в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства; включение в перечень нежилого имущества основано исключительно на заявительном порядке. ИП М.А. заявление о предоставлении поддержки в виде предоставления ему помещения, свободного от прав третьих лиц, не подавал.
Вышеприведенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Федеральным законом РФ от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 159-ФЗ) установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества.
Согласно статье 3 Закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества.
При этом в силу пункта 4 статьи 3 названного Федерального закона преимущественное право арендатора на приобретение арендуемого имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности может быть предоставлено при условии, что арендуемое имущество не включено в предусмотренный частью 4 статьи 18 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее Закон № 209-ФЗ) перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 4.1 указанной статьи установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 22 Устава муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения, относится к исключительной компетенции городской Думы.
Из материалов дела следует, что 19.11.2008 Омутнинской городской Думой Омутнинского района Кировской области второго созыва принято решение № 77 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и опубликования перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства".
16.12.2008 Омутнинской городской Думой Омутнинского района Кировской области второго созыва принято решение № 84 "Об утверждении перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства".
Единственным критерием (условием), предусмотренным статьей 18 Закона № 209-ФЗ, которым должно отвечать имущество при включении в перечень имущественной поддержки, является отсутствие прав третьих лиц на данное имущество (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Согласно пункту 1 решения от 16.12.2008 № 84 в перечень недвижимого имущества может быть включено имущество, свободное от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), что соответствует части 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ.
Порядок формирования указанного перечня осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Заявительный характер обращения за поддержкой не влияет на право органов местного самоуправления включать в перечень поддержки те или иные объекты муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения от 16.12.2008 № 84 Омутнинская городская Дума руководствовалась положениями действующего федерального законодательства и реализовывала предоставленные ей полномочия, включение в перечень арендуемого ИП М.А. помещения, не противоречит статье 3 Закона № 159-ФЗ и не нарушает преимущественного права, предусмотренного данной нормой.
Довод заявителя о принятии оспариваемого решения без участия представителей координационного Совета несостоятелен в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона № 209-ФЗ в случае, если при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренная частью 1 настоящей статьи передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.
12.12.2008 главой администрации Омутнинского муниципального района Кировской области принято постановление № 68 "О координационном Совете по развитию малого и среднего предпринимательства".
25.12.2008 названное постановление опубликовано в районной газете "Наша жизнь" № 27 (87), которая в силу части 3 статьи 7 Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области является официальным источником опубликования правовых актов органов местного самоуправления.
Исходя из изложенного, оспариваемое решение от 16.12.2008 № 84 было принято до вступления в силу постановления о координационном Совете, следовательно, участие представителей координационного Совета при принятии оспариваемого решения не представлялось возможным.
Согласно части 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ перечни недвижимого имущества подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 7 Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в районной газете (либо обнародование - бюллетени, сборники нормативных правовых актов, стенды, доски, обсуждение на предприятиях и др.), определяемой решением городской Думы.
Омутнинской городской Думой принято решение от 19.11.2008 № 80, которым в качестве официального издания для опубликования основных муниципальных правовых актов учреждено печатное средство массовой информации - "Сборник основных муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области" (далее Сборник). 27.11.2008 названное решение опубликовано в районной газете "Наша жизнь" № 23 (83).
Оспариваемое решение с перечнем имущества, находящегося в собственности муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, опубликованы в Сборнике от 15.01.2009 № 1.
С учетом изложенного Омутнинской городской Думой соблюдена процедура опубликования нормативного акта - решения от 16.12.2008 № 84.
Таким образом, принятое 16.12.2008 Омутнинской городской Думой Омутнинского района Кировской области второго созыва решение № 84 "Об утверждении перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства" в части включения в перечень имущества помещения магазина не противоречит закону и не нарушает прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, государственная пошлина в сумме 200 рублей была уплачена им при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя М.А. о признании недействующим решения от 16.12.2008 № 84 "Об утверждении перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства" в части включения в перечень имущества помещения магазина отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение суда по делу об оспаривании нормативного акта может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru