Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2009 г. № 33-Г09-12

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Т.И.Еременко
судей О.А.Ксенофонтовой, Л.А.Калининой
при секретаре Н.В.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Б.В.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим в части пункта 1 постановления правительства Ленинградской области № 356 от 29 декабря 2007 года (в редакции постановления правительства Ленинградской области от 19 марта 2009 года) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" по кассационной жалобе Б.В.В. на решение Ленинградского областного суда от 10 июня 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.Еременко, объяснения представителя Б.В.В. по доверенности В.И.В., поддержавшего кассационную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т.А.Власовой, полагавшей решение по существу оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Правительством Ленинградской области 29 декабря 2007 года принято постановление № 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области", которое официально опубликовано в издании "Вестник Правительства Ленинградской области" № 97 от 29 декабря 2007 года.
Б.В.В. обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 названного постановления в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка площадью 33 905 кв. м. по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Павлово, ул. Набережная р. Мга № 1а, кадастровый номер 47:16:03-35-007:0004, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемым постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, однако в качестве приложения опубликованы в официальном издании лишь средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах и средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов, что нарушает порядок утверждения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка и в нарушение требований ст.ст. 7, 14 и 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости" влечет недостоверность информации, а также нарушает права заявителя на уплату законно установленного налога.
В судебном заседании Правительство Ленинградской области просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Ленинградского областного суда от 10 июня 2009 года в удовлетворении заявленных требований Б.В.В. отказано.
В кассационной жалобе Б.В.В. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 были утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с п. 10 которых (в редакции, действовавшей до 26 апреля 2006 года) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316, согласно которому органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из преамбулы оспариваемого постановления усматривается, что оно принято во исполнение указанных норм федерального законодательства и постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 945 "О государственной кадастровой оценке земли", т.е. оспариваемое постановление принято Правительством Ленинградской области в пределах предоставленных федеральным законодательством компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а Приказом от 28 июня 2007 года № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: оспариваемое постановление от 29.12.2007 № 356 издано Правительством Ленинградской области, а не Омской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление принято Правительством Омской области в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года.
Поскольку оспариваемое в настоящем деле постановление принято надлежащим органом власти субъекта РФ, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, официально опубликовано, противоречий положениям данного постановления нормам федерального законодательства не усматривается, оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого в настоящем деле постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим не имеется.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков опубликованы лишь на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Ленинградской области, т.е. в нарушение порядка опубликования нормативных правовых актов и не являются действующими, не может быть признана состоятельной, поскольку как усматривается из материалов дела, утвержденные оспариваемым постановлением материалы кадастровой оценки земель являются неотъемлемой частью оспариваемого нормативного правового акта, который в установленном законом порядке был опубликован в издании "Вестник Правительства Ленинградской области" № 97 от 29 декабря 2007 года, а утвержденные постановлением материалы опубликованы на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Ленинградской области, что также может рассматриваться как их обнародование.
Довод жалобы о том, что оспариваемым постановлением определены средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов и средние значения показателей кадастровой стоимости земельных участков, а не конкретные результаты государственной кадастровой оценки земель, что привело к недостоверному размеру уплаты заявителем налога на землю, не свидетельствует о нарушении установленного федеральным законодательством порядка их принятия.
Согласно ст. 65 и ст. 66 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с принятыми Правительством РФ постановлениями, утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Таким образом, указанный довод заявителя не основан на требованиях федерального законодательства.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ленинградского областного суда от 10 июня 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б.В.В. - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru