Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2009 г. по делу № А33-15930/2009

Резолютивная часть решения вынесена 24 ноября 2009 года
В полном объеме решение изготовлено 27 ноября 2009 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи М.В. Лапиной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент"
к Красноярской таможне
о взыскании излишне уплаченных авансовых платежей в размере 139 210,50 руб.,
при участии:
представителей заявителя: Б. по доверенности от 18.08.2009 № 87-20090818-01 (до перерыва);
представителей ответчика: Д. по доверенности от 05.10.2009 № 12/41 (до перерыва);
при ведении протокола судебного заседания судьей М.В. Лапиной,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне (далее по тексту - ответчик, таможня, таможенный орган) о взыскании излишне уплаченных авансовых платежей в размере 139 210,50 руб.
Заявление принято к производству суда. Определением от 18.09.2009 возбуждено производство по делу.
В ходе судебного заседания представитель заявителя требование поддержал, представитель ответчика, в свою очередь требование, заявленное обществом с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент", не признал.
С точки зрения представителя общества, несмотря на истечение трехлетнего срока для возврата денежных средств в административном порядке, плательщик вправе в пределах общего срока исковой давности, предусмотренного статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в суд с требованием о возврате излишне уплаченных авансовых платежей, являющихся собственностью лица, их внесшего.
По мнению представителя таможни, отказ в возврате излишне уплаченных авансовых платежей правомерен, так как плательщик обратился с соответствующим заявлением в таможенный орган лишь 06.07.2009, то есть по прошествии трехлетнего срока, начинающего свое течение с момента внесения авансовых платежей в кассу таможни или поступления на ее счет.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Платежным поручением от 06.07.2005 № 278 на счет Красноярской таможни плательщиком перечислены авансовые платежи в размере 4 100 000 руб., часть из которых, а именно 3 960 789,50 руб. зачтены таможенным органом в счет уплаты таможенных платежей.
По состоянию на 14.05.2009 таможней составлен акт выверки авансовых платежей № 4, согласно которому на счете таможни находятся денежные средства в размере 139 210,50 руб., являющиеся остатком авансовых платежей, перечисленных платежным поручением от 06.07.2005.
06.07.2009 общество обратилось в Красноярскую таможню с заявлением о возврате денежных средств в размере 139 210,50 руб.
10.07.2009 таможней принято решение об отказе в возврате 139 210,50 руб. авансовых платежей по причине истечения трехлетнего срока, предусмотренного статьей 330 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Общество, посчитав, что отказом в возврате денежных средств таможенный орган нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованием о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в размере 139 210,50 руб.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о том, что таможенным органом неправомерно отказано в возврате излишне уплаченных авансовых платежей, подлежащих возврату плательщику, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации, действующей в редакции до вступления в силу Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ, под авансовыми платежами законодателем понимались денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Пункт 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривал условия возврата авансовых платежей, в частности в соответствии с данным пунктом возврат авансовых платежей осуществлялся по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано плательщиком в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ в статью 330 Таможенного кодекса Российской Федерации внесены существенные изменения, касающиеся, в том числе, порядка возврат уплаченных авансовых платежей.
Так, пункт 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ закрепил следующее положение: возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Судом в ходе рассмотрения спора установлено, что соответствующие авансовые платежи, перечисленные плательщиком на основании платежного поручения от 06.07.2005 № 278, поступили на соответствующий счет Федерального казначейства 07.07.2005.
В то время как заявление о возврате излишне уплаченных платежей получено таможенным органом 06.07.2009, то есть в период действия статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ, согласно положениям которой возврат невостребованных сумм авансовых платежей возможен только в течение трехлетнего срока со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства.
При этом пункт 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ закрепил императивное правило о том (в отличие от пункта 5 в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 58-ФЗ), что в случае пропуска данного срока авансовые платежи плательщику не возвращаются, а учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации, регламентирующим порядок действия актов таможенного законодательства во времени, акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, соответствующие правоотношения, в рамках которых плательщик наделен правом на возврат излишне уплаченных авансовых платежей, между обществом и таможенным органом возникли в момент уплаты авансовых платежей, то есть 06.07.2005, в период действия Таможенного кодекса Российской Федерации в редакции, предшествующей внесению в нее изменений Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ.
Следовательно, учитывая то обстоятельство, что отношения между плательщиком и таможней возникли до введения в действия Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ, по общему правилу, не имеющего обратной силы, арбитражный суд приходит к выводу о том, что возникшие между заявителем и ответчиком правоотношения подлежат регулированию Таможенным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ.
Как указано ранее, согласно пункту 1 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации, действующей в редакции до вступления в силу Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ, авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Пункт 3 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает, что денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса Российской Федерации. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
В силу пункта 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
Из вышеприведенных положений статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица, и истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет таможенного органа не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими.
При этом таможенным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов распоряжения излишне уплаченными авансовыми платежами, а именно подача лицом или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Данное ограничение распоряжения излишне уплаченными платежами установлено в рамках публично-правовых отношений и направлено на обеспечение государственных интересов в области таможенного дела и обеспечение поступления в бюджет таможенных платежей в полном объеме, вместе с тем, это не ограничивает право плательщика требовать возврата своих денежных средств в частно-правовом порядке, регулируемом гражданским законодательством, предполагающим в том числе, возможность обращения в суд за защитой своих прав.
Так, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 № 173-О, нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что с заявлением в таможенный орган плательщик обратился 06.07.2009. По мнению общества, вынесение 10.07.2009 таможней решения об отказе в возврате авансовых платежей является днем, когда плательщик узнал о нарушении своего права, вследствие чего с указанного момента начинает течение трехлетний срок исковой давности для возврата излишне уплаченных авансовых платежей в судебном порядке.
Между тем, как следует из положения пункта 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации в вышеприведенной редакции, течение трехлетнего срока для возврата излишне уплаченных авансовых платежей в административном порядке начинается с момента внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа. С учетом того, что денежные средства перечислены обществом платежным поручением 06.07.2005 и поступили на счет таможни 07.07.2005, трехлетний срок для возврата авансовых платежей путем подачи заявления в таможню истек 07.07.2008, о чем должно было быть известно плательщику.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что течение общего трехгодичного срока исковой давности начинается по прошествии трех лет для возврата денежных средств в административном порядке, то есть 07.07.2008 в момент, когда общество должно было узнать о невозможности осуществления своего права на возврат излишне уплаченных таможенных платежей в административном порядке. Окончание срока исковой давности соответственно приходится на 07.07.2011.
Следовательно, исходя из того, что с заявлением в арбитражный суд общество обратилось 16.09.2009, суд считает, что заявителем не пропущен общий срок исковой давности для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченных авансовых платежей.
Кроме того, суд считает необходимым разъяснить, что заявленное обществом к Красноярской таможне требование о взыскании излишне уплаченных авансовых платежей в размере 139 210,50 руб. рассматривается судом как требование об обязании ответчика возвратить соответствующие денежные средства, в силу того, что возникшие между плательщиком и государственным органом правоотношения носят публично-правовой характер и сами излишне уплаченные авансовые платежи не являются задолженностью таможни, возникшей вследствие вступления сторон в гражданско-правовые отношения.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, арбитражный суд считает, что заявитель правомерно в пределах трехлетнего срока исковой давности обратился в суд с требованием о взыскании излишне уплаченных авансовых платежей, являющихся собственностью общества, не утратившего право на возврат данных денежных средств в частно-правовом порядке по прошествии трехлетнего срока для возврата платежей в административном порядке, вследствие чего требование общества подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений имущественного характера при цене иска от 100 001 рубля до 500 000 рублей подлежит уплате государственная пошлина в размере 3 500 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
В качестве доказательства уплаты государственной пошлины в установленном порядке и размере заявителем приложено к поданному заявлению платежное поручение от 28.08.2009 № 1025 на сумму 4 284,21 руб.
Учитывая то обстоятельство, что требование заявителя о взыскании излишне уплаченных авансовых платежей в размере 139 210,50 руб. удовлетворено, государственная пошлина в размере 4 284,21 руб. подлежит взысканию с таможенного органа в пользу общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент".
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент" удовлетворить.
Обязать Красноярскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент" 139 210,50 руб. излишне уплаченных авансовых платежей.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Красноярской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент" 4 284,21 руб. судебных расходов.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья
М.В.ЛАПИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru