АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2010 г. по делу № А28-30/2010-21/35
(извлечение)
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Щ.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью "У"
к муниципальному образованию "Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области"
третье лицо: администрация Опаринского района Кировской области, департамент финансов Кировской области, открытое акционерное общество "М", региональная служба по тарифам Кировской области
о взыскании 790 918 рублей 44 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Б., на основании решения от 26.03.2008, Ш., по доверенности от 01.04.2010,
от ответчика: Т., на основании решения от 18.09.2009,
от администрации Опаринского района Кировской области: Е., по доверенности от 05.04.2010, Р., по доверенности от 03.03.2010,
от департамента финансов Кировской области: О., по доверенности от 11.01.2010,
от ОАО "М": не явились,
от региональной службы по тарифам Кировской области: В., по доверенности от 18.06.2009,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "У" (далее - Общество, истец) обратилось в суд с иском, в котором, уточнив требования, просит взыскать с муниципального образования "Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области" (далее - МО "Заринское сельское поселение") 575 213 рублей 80 копеек убытков в связи с применением предельного индекса изменения размера платы граждан по оплате коммунальных услуг в 2009 году (далее - убытки).
Уточнение требования от 12.05.2010 судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принимается, поскольку не противоречит действующему законодательству, не нарушает права других лиц.
Исковые требования основаны на положениях статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что ответчик в нарушение условий договора сумму субсидии, предусмотренную на выплату компенсации убытков в связи с установлением стандартного уровня платежей граждан за коммунальные услуги по теплоснабжению, выплатил не в полном объеме.
Ответчик требования не признает, в отзыве указывает, что предусмотренные договором денежные обязательства перед истцом исполнены надлежащим образом.
Третье лицо - департамент финансов Кировской области считает требования истца необоснованными, поскольку предусмотренные для него денежные средства на возмещение межтарифной разницы выплачены в полном объеме. В судебном заседании представитель департамента пояснил, что истец в период с января по май 2009 года ресурсоснабжающей организацией не являлся ввиду отсутствия для него установленного тарифа. С момента установления тарифа для истца сумма убытков выплачена Обществу в полном объеме.
Третье лицо - администрация Опаринского района, ссылаясь на отсутствие финансирования областного бюджета, против удовлетворения исковых требований возражает.
Третье лицо - РСТ Кировской области указывает, что истец с 01.08.2008 являлся ресурсоснабжающей организацией, поскольку посредством тепловых сетей осуществляет поставку тепловой энергии в жилые дома.
Третье лицо - открытое акционерное общество "М" явку представителя после перерыва не обеспечило, о месте и времени проведения заседания извещено, отзыв не представило, в судебном заседании заявило, что требования истца являются обоснованными.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 11.05.2010 по 12.05.2010.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
01.08.2008 и 01.08.2009 между ОАО "М" (теплоснабжающая компания) и Обществом (абонент) заключен договор энергоснабжения управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией (далее - договор энергоснабжения), в соответствии с которыми теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию для отоплений зданий и сооружений, находящихся в управлении Общества, а последний - ее своевременно ее оплачивать. Срок действия договоров: до 01.08.2009, до 01.08.2010.
В период с января по декабрь 2009 года Общество по накладным на отпуск материалов на сторону (имеются в материалах дела) приобретало у ОАО "М" тепловую энергию.
23.12.2008 решением Опаринской районной Думы третьего созыва № 37/12 (далее - Решение от 23.12.2008 № 37/12) на 2009 год установлен стандарт уровня платежей граждан за коммунальную услугу по теплоснабжению (отоплению) по муниципальному образованию "Заринское сельское поселение" в размере 77,5 %.
01.01.2009 между обществом (Получатель) и администрацией Заринского сельского поселения (Администрация) подписан договор о возмещении субсидий на компенсацию убытков ресурсоснабжающей организации в связи с установлением стандарта уровня платежей граждан за коммунальные услуги по теплоснабжению по муниципальному образованию "Заринское сельское поселение" (далее - договор от 01.01.2009) по условиям которого последний возмещает разницу между платой за коммунальные услуги, рассчитанные в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления в соответствии с установленным предельным уровнем платежей за коммунальные услуги в пределах бюджетных ассигнований на данные цели (пункты 1.1, 2.1 договора).
Пунктом 1.2 договора определено, что под ресурсоснабжающей организацией подразумевается ООО "У".
Согласно счетам, предъявленным Обществом на оплату, за период с января по декабрь 2009 года разница в тарифах по услугам, подлежащая возмещению ответчиком, составила общую сумму 2 497 259 рублей 05 копеек.
Платежными поручениями от 26.02.2009, от 17.03.2009, от 25.03.2009, от 28.05.2009, от 25.08.2009, от 24.09.2009 ответчик перечислил истцу сумму 1 706 340 рублей 61 копейку.
02.02.2009 на основании договора аренды ответчиком истцу переданы по акту сдачи-приема имущества во временное владение, пользование тепловые сети п. Заря.
28.04.2009 постановлением
Правительства № 9/92 "О компенсации в 2009 году убытков ресурсоснабжающим организациям в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами" (далее - Постановление от 28.04.2009 № 9/92) размер субсидии на компенсацию убытков ресурсоснабжающим организациям для Опаринского района установлен в сумме 2 469 200 рублей 00 копеек (пункт 13
в редакции постановления Правительства Кировской области от 28.12.2009 № 35/538).
30.04.2009 во исполнение договора между МО "Заринское сельское поселение" (ссудодатель) и Обществом (ссудополучатель) последний принял во временное пользование и владение имущество жилищно-коммунального комплекса, в том числе сети теплоснабжения поселка.
29.05.2009 решением
правления региональной службы по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области) № 16/4 установлен для истца тариф на отпускаемую им тепловую энергию.
Письмом от 07.12.2009 истец известил ответчика о наличии задолженности по договору в сумме 790 918 рублей 44 копеек и просит перечислить ее в течение 10 дней (почтовое уведомление от 15.12.2009).
30.12.2009 решением Опаринской районной Думы третьего созыва № 47/01 сумма субсидии для возмещения ресурсоснабжающим организациям скорректирована и составляет 2 469 200 рублей 00 копеек. В этой связи в бюджет Опаринского района внесены соответствующие изменения (п. 1.9 решения Опаринской районной Думы третьего созыва от 30.12.2009 № 47/01).
30.12.2009 ответчик решением Заринской сельской Думы второго созыва от 30.12.2009 № 11/01 "О внесении изменений и дополнений в решение Заринской сельской Думы второго созыва от 02.12.2008 № 13/03 "О бюджете Заринского сельского поселения на 2009 год" предусмотрел расходы на компенсацию части убытков ресурсоснабжающим организациям в сумме 30 800 рублей 00 копеек.
Предметом заявленных требований истец считает ненадлежащее исполнение ответчиком условий договора от 01.01.2009. Наличие задолженности в сумме 575 213 рублей 80 копеек и отсутствие добровольного исполнения ответчиком требований претензии послужило основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.
Как следует из материалов дела между сторонами спора подписан договор от 01.01.2009, предметом которого является возмещение субсидий на компенсацию ресурсоснабжающей организации в связи с установлением стандарта уровня платежей граждан за коммунальные услуги по теплоснабжению по муниципальному образованию "Заринское сельское поселение" на 2009 год (пункты 1.1, 3.1 договора).
Согласно пункту 1
Постановления Правительства области от 28.04.2009 № 9/92 размер компенсации убытков ресурсоснабжающим организациям устанавливается на основании расчета, произведенного РСТ Кировской области.
Из письма РСТ Кировской области от 22.07.2009 видно, что рассчитанная сумма субсидии для истца составляет 1 687 200 рублей 00 копеек.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается участвующими в деле лицами, что за период с июня по декабрь 2009 года субсидия в сумме 1 687 200 рублей 00 копеек ответчиком принята и перечислена истцу.
Спорным является период с января по май 2009 года.
Из представленного в материалы дела отзыва департамента финансов Кировской области, пояснений представителя, следует, что в данный период субсидии Обществу не перечислялись, поскольку отсутствовал установленный для него тариф, ресурсоснабжающей организацией не являлся.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Аналогичное определение дано в постановлении
Правительства Кировской области от 28.09.2007 № 107/401 "Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 25.03.2008 № 126/97).
Суд, исходя из представленных в материалы дела документов (протокол об административном правонарушении от 30.06.2009, постановление по делу об административном правонарушении от 14.07.2009, решение Октябрьского районного суда от 21.08.2009), с учетом позиции участвующих в деле лиц, пришел к выводу, что истец в спорный период фактически являлся ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, вышеуказанный довод подлежит отклонению.
Между тем, в соответствии пунктом 2.1 договора от 01.01.2009 ответчик принял на себя обязательства по возмещению межтарифной разницы в пределах бюджетных ассигнований на данные цели в полном объеме.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов.
Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
По смыслу договора, с учетом вышеуказанных норм права и положений статьи 431 ГК РФ, ответчик должен перечислить истцу денежные средства, заложенные в своем бюджете (Заринского сельского поселения), а также - субсидии, поступающие из областного бюджета.
Представленные суду доказательства, свидетельствуют о том, что ответчик обязательства по договору исполнил надлежащим образом.
Довод истца о наличии задолженности департамента финансов перед Опаринским районом в части перечисленной суммы субсидии судом признается несостоятельным, поскольку в данном случае идет речь о межбюджетных обязательствах, в то время как между истцом и ответчиком в силу статьи 8 ГК РФ и заключенного договора от 01.01.2009 сложились гражданско-правовые отношения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Принимая во внимание имущественное положение истца, суд в силу статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 110 АПК РФ считает возможным снизить размер государственной пошлины по делу до 500 рублей 00 копеек, которая подлежит взысканию с Общества в доход федерального бюджета, ввиду предоставленной ему отсрочки по уплате государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 170, 176, 177, 180 - 182, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "У" о взыскании с муниципального образования "Заринское сельское поселение Опаринского района Кировской области" 575 213 рублей 80 копеек отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "У" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 (пятьсот) рублей 00 копеек.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.