Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2010 г. № 07-18/2010-005

    Дата оглашения решения: 12 февраля 2010 г.
    Дата изготовления решения: 18 февраля 2010 г.                г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;
- Иванова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,
рассмотрев дело № 07-18/2010-005, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг связи, оказываемых ОАО "ВымпелКом" (<...>),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ОАО "ВымпелКом" (<...>), установила:

В ходе проведения проверки в филиале ОАО "ВымпелКом" в г. Иванове была выявлена реклама услуг связи ОАО "ВымпелКом" - бонусной программы "Платеж Плюс", имеющая следующее содержание: "Кому добавки? Бонусная программа "Платеж Плюс" - до 10% сверху от суммы платежей. Узнай больше 0555", а ниже мелким, нечитаемым шрифтом указано: "Предложение для абонентов "Билайн" предоплатной системы расчетов. Необходима регистрация. Условия выплаты бонуса - пополнение счета в течение месяца на сумму от 100 рублей. Размер бонуса не может превышать 10% от общей суммы пополнения или 10% от суммы расходов на связь в текущем месяце. Бонус начисляется ежемесячно. Юридически бонус является скидкой на услуги связи, не возмещается в денежном эквиваленте и может быть использован для оплаты SMS, исходящих вызовов на платные номера информационно-развлекательных сервисов, голосовых справочных служб, подключение дополнительных услуг, в счет оплаты Абонентской платы за тарифный план и за дополнительные услуги, мобильную коммерцию. Подробнее об акции и ограничениях по круглосуточному номеру 0555".
Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламных щитов 3 x 6 м, расположенных на территории г. Иваново (ул. Бубнова, ул. Велижская, ул. Лежневская, пр. Ленина, пр. Ф. Энгельса и др.), а также в городах Родники, Фурманов, Вичуга, Кинешма Ивановской области.
Из данной рекламы следует, что все абоненты "Билайн" смогут получить 10% сверху от суммы платежей независимо от того, в какой сумме и в какие сроки сделан платеж.
Распространение указанной рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения не позволяет потребителям воспринимать сведения о том, что бонусы начисляются лишь абонентам "Билайн", которые зарегистрировались, а также то, что для получения бонуса необходимо в течение месяца внести платеж на сумму не менее 100 рублей, так как данные сведения выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе указанных сведений, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным. В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.
Данный факт свидетельствует о признаках нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
23 декабря 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, наделила Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе по факту рекламы услуг связи ОАО "ВымпелКом" - бонусной программы "Платеж Плюс".
Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 14 января 2010 года возбуждено дело № 07-18/2010-005 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО "ВымпелКом", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Информация об услуге ОАО "ВымпелКом" - бонусной программе "Платеж Плюс" подпадает под определение рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услуге, предоставляемой ОАО "ВымпелКом") и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций 3 x 6 м).
Объектом рекламирования в данном случае является услуга, оказываемая ОАО "ВымпелКом", а именно бонусная программа "Платеж Плюс".
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что рекламная информация о бонусной программе "Платеж Плюс" размещалась ОАО "ВымпелКом" с помощью различных визуальных приемов: текст "Кому добавки? Бонусная программа "Платеж плюс" - до 10% сверху от суммы платежей" выполнен крупными буквами и может быть прочитан на значительном расстоянии; текст "Узнай больше 0555" выполнен более мелким шрифтом и может быть прочитан с более близкого расстояния. Текст же следующего содержания: "Предложение для абонентов "Билайн" предоплатной системы расчетов. Необходима регистрация. Условия выплаты бонуса - пополнение счета в течение месяца на сумму от 100 рублей. Размер бонуса не может превышать 10% от общей суммы пополнения или 10% от суммы расходов на связь в текущем месяце. Бонус начисляется ежемесячно. Юридически бонус является скидкой на услуги связи, не возмещается в денежном эквиваленте и может быть использован для оплаты SMS, исходящих вызовов на платные номера информационно-развлекательных сервисов, голосовых справочных служб, подключение дополнительных услуг, в счет оплаты Абонентской платы за тарифный план и за дополнительные услуги, мобильную коммерцию. Подробнее об акции и ограничениях по круглосуточному номеру 0555" - выполнен мелким, нечитаемым шрифтом. При этом только в макете рекламы высота строчных букв текста "Кому добавки?" в 9 раз превышает высоту букв мелкого шрифта; высота строчных букв текста "Бонусная программа "Платеж плюс" - до 10% сверху от суммы платежей" - в 4 - 5 раз.
Необходимо принять во внимание, что наружная реклама для того и рассчитана, чтобы ее потребители смогли воспринимать обозначенную в ней информацию с дальнего расстояния, а не приближаться вплотную к конструкции для восприятия указанных в рекламе сведений. Реклама направлена на импульсивное восприятие содержащейся в ней информации, то есть на так называемое восприятие "с первого взгляда", чего явно не происходит в момент обращения внимания потребителей на рассматриваемую рекламу. Данный факт подтверждается и тем, что самое привлекательное условие программы "Платеж Плюс", а именно "до 10% сверху от суммы платежей", воспринимается с возможно дальнего расстояния от конструкции для того, чтобы заинтересовать потребителей "якобы" выгодным предложением ОАО "ВымпелКом". Однако те сведения, которые способны обмануть ожидания потребителей и являются невыгодными для них, выполнены мелким, нечитаемым шрифтом.
Кроме того, текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте - свыше пяти метров от земли, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом.
Также необходимо отметить, что в рассматриваемой рекламе отсутствует существенная информация о том, что 10% от суммы платежей абонент получит лишь в случае, если за предыдущий календарный месяц сумма его расходов на определенные виды услуг будет больше суммы всех платежей, а начисление бонуса происходит 1 раз в месяц в период с 3-го по 9-е число каждого месяца.
Поскольку распространенная обществом реклама бонусной программы "Платеж Плюс" направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях программы может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым ОАО "ВымпелКом" предложением.
Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, так как не имел возможности получить всю информацию о предоставляемой ОАО "ВымпелКом" бонусной программе "Платеж Плюс".
Информация о возможности уточнения существенных условий о рекламируемой программе не заменяет необходимого опубликования в рекламе существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Рассматриваемая реклама распространялась с помощью рекламных конструкций, установленных вдоль оживленных магистралей: по ул. Лежневской, по пр. Ф. Энгельса, пр. Ленина и др. Наружная реклама, как и знаки дорожного движения, рассчитана на ее импульсивное восприятие гражданами, в том числе и водителями транспортных средств. Реклама, содержащая информацию, которая требует значительного времени для ее восприятия, способна отвлечь внимание водителя от управления транспортным средством. Данное обстоятельство может способствовать созданию аварийной ситуации на дорогах.
Данный факт свидетельствует о нарушении п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным способом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
С учетом названных обстоятельств и положений п. 3 ч. 4 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе следует признать, что рассматриваемая реклама общества не отвечает требованиям Закона о рекламе.
В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО "ВымпелКом".
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 4 и 7 статьи 5 данного Закона.
Представитель ОАО "ВымпелКом" факт нарушения законодательства РФ о рекламе признал и пояснил, что в рассматриваемой рекламе часть существенной информации вовсе отсутствует, а часть действительно выполнена мелким шрифтом, который не воспринимается потребителями, что подтверждается макетом рекламы. Макет утверждается ОАО "ВымпелКом" и предоставляется в Ивановский филиал для последующего изготовления и размещения рекламы. Представитель также сообщил, что на территории Ивановской области размещение данной рекламы завершено, что подтверждается таблицей о сроках размещения наружной рекламы, представленной в Ивановское УФАС России в ходе проведения проверки. О распространении в настоящее время данной рекламы на территории других субъектов РФ пояснений дать не смог.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:

1. Признать рекламу услуг связи ОАО "ВымпелКом" - бонусной программы "Платеж Плюс" ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 3 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

2. Выдать ОАО "ВымпелКом" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ОАО "ВымпелКом".

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Т.А.МИХЕЕВА

Члены Комиссии:
А.А.СЕМЕНОВ
Н.В.ИВАНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru