Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2010 г. по делу № А12-5544/2010

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Машлыкин А.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Машлыкиным А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражное дело по иску открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области и встречному иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области к открытому акционерному обществу "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" о признании права собственности, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц администрации Волгоградской области, Администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, Управления по недропользованию по Волгоградской области,
при участии в судебном заседании:
от истца - Д., представитель по доверенности <...>,
от ответчика - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,
от третьих лиц - Л., представитель администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области,
С., представитель Управления по недропользованию по Волгоградской области

установил:

Открытое акционерное общество "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, в котором просит признать право собственности на скважину № 5, Николаевская, расположенная в Волгоградской области в Николаевском районе, город Николаевск, в 6,4 км по направлению на северо-восток от здания Николаевского почтамта, глубина 5 165 метров, год ввода в эксплуатацию - 1982, инвентарный номер 236:001021, кадастровый номер земельного участка 34:18:140601:8 (далее - спорное имущество).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ответчик) заявило встречный иск к открытому акционерному обществу "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" (далее - истец) о признании права собственности Российской Федерации на спорное имущество.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Волгоградской области, администрация Николаевского муниципального района Волгоградской области, Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, Управление по недропользованию по Волгоградской области.
Ответчик до судебного разбирательства заявил ходатайство, в котором отказался от встречного иска в полном объеме, просит производство по делу в названной части прекратить.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (часть 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Суд считает, что отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, производство по делу в названной части подлежит прекращению.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в судебном заседании в связи с участием в других судебных заседаниях.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просит удовлетворить заявленные требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленный иск подлежит удовлетворению, производство по встречному иску подлежит прекращению.
Как видно из материалов дела, спорное имущество находится на балансе истца, построено в 1982 г. государственным производственным объединением "Нижневолжскнефть".
Решением Комитета по управлению имуществом Волгоградской области от 20.05.1994 г. № 292 "О преобразовании государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" в акционерное общество открытого типа "Нижневолжскнефть", был утвержден план приватизации государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть", утвержден акт оценки стоимости имущества государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" по состоянию на 01.06.1992 г.
Из материалов дела видно, что истец является правопреемником прав и обязанностей акционерного общества открытого типа "Нижневолжскнефть" по спорным правоотношения.
В соответствии с пунктом 5 названного решения Комитета по управлению имуществом Волгоградской области в виде вклада в уставный капитал образованного акционерного общества "Нижневолжскнефть" было внесено имущество государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" на сумму 1 344 717 тыс. руб.
В акте оценки стоимости имущества (приложение № 1 к плану приватизации) пообъектный перечень государственного имущества, внесенного в уставный капитал образованного акционерного общества отсутствует. В акте оценки стоимости имущества среди сооружений названы скважины с указанием первоначальной (балансовой) стоимостью, фактического физического износа, остаточной стоимостью.
Спорное имущество не относится к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежавшим приватизации, и не вошло в соответствующий перечень, утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 1448-р.
Суд считает, что спорное имущество подлежало передаче в уставный капитал акционерного общества открытого типа "Нижневолжскнефть" при приватизации имущества государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть".
Спорное имущество находится во владении истца, он уплачивает соответствующие налоги. Земельным участком под спорным имуществом истец владеет на праве аренды по договору от 20.11.2009 г. № 1246/09W1036, заключенному с администрацией Николаевского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии со статьей 15 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" приватизация осуществляется способами, предусмотренными законодательством, в том числе путем преобразования государственного предприятия (объединения) в акционерное общество.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для реорганизации юридического лица (абзац третий пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 г. № 547 в приложениях к плану приватизации, являющиеся его неотъемлемой частью указывается перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, и иных объектов, не подлежащих приватизации либо для которых установлен иной режим приватизации, передаваемых акционерному обществу по договору.
В соответствии с пунктом 7 названного решения Комитета по управлению имуществом Волгоградской области утвержден пообъектный перечень государственного имущества государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" для которого действующим законодательством предусмотрены ограничения и установлен особый режим приватизации и которое передано по договору на баланс образованного акционерного общества.
Спорное имущество не указано в перечне государственного имущества государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" для которого действующим законодательством предусмотрены ограничения и установлен особый режим приватизации и которое передано по договору на баланс образованного акционерного общества.
Данные учета основных средств (инвентарные карточки), акты на передачу скважин из бурения в эксплуатацию свидетельствуют, что спорное имущество вошло в состав приватизированного имущества, что и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с пунктом 2.1.43 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2284 среди объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, названы предприятия, объекты и организации геологической службы, выполняющие региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана, включая предусмотренные для этого морские суда, а также выполняющие фундаментальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение федеральных программ развития минерально-сырьевой базы страны, в соответствии со специальным перечнем, утверждаемым Указом Президента Российской Федерации, скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям, и государственная сеть наблюдательных скважин и пунктов наблюдения нефтяных и газовых фонтанов.
В ссылке к пункту 2.1.43 методических рекомендаций по применению основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994 г., утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом 22.07.1994 г. № АЧ-6535 уточнено, что указанные скважины не включаются в состав имущества приватизируемого предприятия, не учитываются при определении размеров его уставного капитала и подлежат продаже предприятиям-лицензиатам в порядке, установленном Госкомимуществом России совместно с Роскомнедрами и Минтопэнерго России.
В пункте 1 названных методических указаний сказано, что названные методические рекомендации разъясняют порядок применения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2284 с учетом Указов Президента Российской Федерации от 28.06.1994 г. № 1374 "О мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации", от 20.07.1994 г. № 1498 "О дополнительных мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации" и от 22.07.1994 г. № 1535 "Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994 г.", а также опыта и результатов проведения приватизации в 1992 - 1993 годах.
Согласно Положению о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, зарегистрированного в Минюсте России 25.09.1995 г. № 953 скважины глубокого бурения на нефть и газ, пробуренные и законченные строительством за счет средств федерального бюджета и числящиеся на балансе государственных геологических предприятий, реализуются горнодобывающим или иным организациям исходя из положений названного нормативного правового акта.
Суд считает, что в пункте 2.1.43 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2284 названы скважины глубокого бурения предприятий и организаций геологической службы, выполняющие региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана.
В силу статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд считает, что истец представил суду доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных исковых требований, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 148, 167 - 170, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волгоградской области

решил:

Иск удовлетворить. Признать право собственности открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" на скважину № 5, Николаевская, расположенная в Волгоградской области в Николаевском районе, город Николаевск, в 6,4 км по направлению на северо-восток от здания Николаевского почтамта, глубина 5 165 метров, год ввода в эксплуатацию - 1982, инвентарный номер 236:001021, кадастровый номер земельного участка 34:18:140601:8. Производство по встречному иску прекратить.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" расходы по государственной пошлине в размере 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Двенадцатом арбитражном апелляционном суде (г. Саратов).

Судья
А.П.МАШЛЫКИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru