Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 3 декабря 2009 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. Авдеев А.И. - руководитель управления, председатель Комиссии,
2. Бутузова Т.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
3. Кузнецова О.Н. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
рассмотрев дело № 2-03/37-2009 по признакам нарушения ЗАО "Пензенская горэлектросеть" (далее - ЗАО "ПГЭС") требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции),
при участии представителей со стороны ЗАО "ПГЭС":
- Елисеевой С.Е. - начальника юридического отдела, доверенность от 02.11.2009 № 759/юр;
- Шмырева С.В. - начальника технического отдела, доверенность от 17.02.2009 № 89/юр; со стороны заявителя:
Милюкова А.В. - паспорт 56 02 736947, выдан ОВД Ленинского района г. Пензы 27.06.2002,

установила:

В антимонопольное управление обратился Милюков А.В. с заявлением в отношении ЗАО "ПГЭС" по факту ущемления его интересов, в результате предъявления необоснованных требований для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащего ему объекта, расположенного по адресу: г. Пенза, Тимирязева, 69, к электрическим сетям ЗАО "ПГЭС".
Из заявления следует, что Милюков А.В. в целях обеспечения энергоснабжения принадлежащего ему строящегося жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, 13.10.2009 обратился в ЗАО "ПГЭС". 15.10.2009 ЗАО "ПГЭС" был направлен в его адрес договор подключения к электрическим сетям. Пунктами 3.1 и 3.2 договора устанавливалось, что оплата услуг за подключение производится в соответствии с Постановлением Главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 № 326 и составляет 40415 рублей. Не согласившись с условиями договора в указанной части, Милюков А.В. направил в адрес сетевой организации мотивированный отказ от 20.10.2009. Однако в своем ответе от 26.10.2009 № 731/юр ЗАО "ПГЭС" указало на необоснованность требований заявителя и настаивало на принятии заказчиком вышеуказанного пункта договора в редакции исполнителя. Считая действия ЗАО "ПГЭС" неправомерными, Милюков А.В. обратился в антимонопольный орган с требованием принять в отношении сетевой организации меры антимонопольного воздействия.
В своих письменных объяснениях от 26.11.2009 № 843/юр ЗАО "ПГЭС" указало, что Общество осуществляет деятельность по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, находящихся у него в аренде, в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 и заключает с обратившимися к нему лицами договоры на подключение к электрическим сетям ЗАО "ПГЭС". В настоящее время в отношении ЗАО "ПГЭС" действует инвестиционная программа на 2007 - 2009, утвержденная Решением Пензенской городской Думы от 27.02.2007 № 569-31/4, в которой предусмотрены мероприятия по строительству электрических сетей и другого оборудования, в том числе и для электроснабжения жилой застройки в районе ул. 8 Марта, Мересьева, от которых планируется электроснабжение дома заявителя. Источником финансирования указанных мероприятий является плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры, утверждаемая органом местного самоуправления. На основании изложенного цена договора, направленного в адрес Милюкова А.В., установленная в п. 3.1. и п. 3.2., была рассчитана в соответствии с Постановлением Главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 № 326 "Об утверждении тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры" (с изм. от 7, 19 мая 2008, 22 апреля 2009) из расчета 6850 рублей без НДС за 1 кВт запрашиваемой мощности. В связи с чем, ЗАО "ПГЭС" действовало в соответствии с требованиями законодательства и не ущемило законных прав и интересов Милюкова А.В.
На заседании Комиссии представители ответчика дополнительно пояснили, что Милюков А.В. за технологическим присоединением в адрес ЗАО "ПГЭС" не обращался, в связи с чем для заключения договора на технологическое присоединение заявителю необходимо повторно обратиться в ЗАО "ПГЭС" с заявкой на технологическое присоединение принадлежащего ему объекта к сетям Общества.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
В силу статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) ЗАО "ПГЭС" является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на территории г. Пензы, охваченной муниципальными присоединенными электрическими сетями.
В соответствии со статьей 5 (п. 5) Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ЗАО "ПГЭС" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%...", на основании приказа Пензенского УФАС России от 27.04.2006 г. № 69, с долей более 65%, на территории г. Пензы, охваченной муниципальными присоединенными электрическими сетями.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (с изменениями), без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (в ред. от 27.03.2007 № 168, от 21.04.2009 № 334) (далее - Правила технологического присоединения), обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названных Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения (этот договор является публичным).
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
Из изложенного следует, что технологическое присоединение осуществляется ЗАО "ПГЭС" в границах товарного рынка услуг по передаче электрической энергии, на котором указанная сетевая организация занимает доминирующее положение и, следовательно, ЗАО "ПГЭС" обязано выполнить мероприятия по технологическому присоединению в отношении любого обратившегося в ее адрес лица.
Милюков А.В. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.08.2009 № 58 АА 608570, является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по вышеуказанному адресу.
По запросу Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы от 17.09.2009 № 378, ЗАО "ПГЭС" выдало технические условия от 27.09.2009 № 5/1054 для электроснабжения объекта, принадлежащего Милюкову А.В.
13.10.2009 Милюков А.В. обратился к ЗАО "ПГЭС" с заявкой на подключение указанного объекта к сетям данной сетевой организации.
В ответ ЗАО "ПГЭС" направило в адрес Милюкова А.В. проект договора от 15.10.2009 № 282-09/Ю на подключение к электрическим сетям организации. По условиям договора (пункт 3.1 и 3.2) расчет платы за подключение производится в соответствии с Постановлением Главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 № 326, и стоимость услуг, оказываемых ЗАО "ПГЭС", составляет 40415 рублей.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 21.04.2009 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям", имеет номер 334, а не 344.

Не согласившись с условиями договора в указанной части Милюков А.В. направил в адрес сетевой организации мотивированный отказ от 20.10.2009, в котором потребовал привести данные пункты договора в соответствие с Постановлением Правительства от 21.04.2009 № 344 и установить плату за технологическое присоединение (подключение) энергопринимающих устройств принадлежащего ему объекта в размере 550 рублей.
Однако ЗАО "ПГЭС" в своем ответе от 26.10.2009 № 731/юр настаивало на принятии заказчиком вышеуказанных пунктов договора в редакции исполнителя, указав при этом, что Общество договоры на технологическое присоединение не заключает.
В соответствии с пунктом 3 статьи 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил технологического присоединения установлено, что заключение договора технологического присоединения является обязательным для сетевой организации.
Как установлено пунктом 17 Правил технологического присоединения, размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (в ред. от 25.12.2008) и частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.
Приказом Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области от 28.04.2009 № 14 (в редакции приказа от 18.05.2009 № 18), как уполномоченного органа, установлена и введена в действие на период с 01.06.2009 по 31.12.2010 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в размере 550 руб. с учетом НДС за 1 присоединение.

]]>
Согласно разъяснению, полученному от Управления по регулированию тарифов, указанная плата обязательна для применения всеми сетевыми организациями. В материалах дела имеется письмо Управления от 28.05.2009 № 1983 об обязательности применения данной платы, направленное в адрес руководителей территориальных сетевых организаций Пензенской области.
Из изложенного следует, что требования ответчика, содержащиеся в пунктах 3.1 и 3.2 договора, направленного в адрес Милюкова А.В. для подключения объекта с величиной требуемой максимальной мощности 5 кВт к сетям ЗАО "ПГЭС", не соответствуют вышеуказанным нормам законодательства.
Кроме того, Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", были внесены изменения, в соответствии с которыми установление тарифов на подключение к сетям организаций коммунального комплекса исключено из полномочий органов местного самоуправления.
В этой связи нельзя признать обоснованным применение ЗАО "ПГЭС" тарифа, утвержденного Постановлением Главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 № 326, в размере 6850 рублей за 1 кВт, при оказании ЗАО "ПГЭС" услуг по технологическому присоединению (подключению) энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающих 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) к сетям организации.
Комиссия также не принимает довод сетевой организации о том, что Милюков А.В. за технологическим присоединением принадлежащего ему объекта в ЗАО "ПГЭС" не обращался, поскольку, как был указано выше, в своем мотивированном отказе от 20.10.2009 заявитель прямо указал на необходимость привести договор на подключение к сетям ЗАО "ПГЭС" в соответствие с Постановлением Правительства от 21.04.2009 № 344 и установить плату за технологическое присоединение (подключение) энергопринимающих устройств принадлежащего ему объекта в размере 550 рублей.
В случае исполнения Милюковым А.В. необоснованных требований ЗАО "ПГЭС", заявитель мог понести дополнительные, не предусмотренные законодательством расходы при оплате услуг сетевой организации за технологическое присоединение (подключение) энергопринимающих устройств принадлежащего ему объекта, в размере 39865 рублей.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "...и нарушением 1 статьи 10 Закона..." имеются в виду слова "...и нарушением части 1 статьи 10 Закона...".

Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что действия ЗАО "ПГЭС", выразившиеся в предъявлении Милюкову А.В. необоснованных требований для осуществления технологического присоединения (подключения) энергопринимающих устройств принадлежащего ему объекта к электрическим сетям ЗАО "ПГЭС", являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии и нарушением 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что в период действия Приказа Управления по регулированию тарифов от 28.04.2009 № 14 (в ред. приказа от 18.05.2009 № 18) "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Пензенской области", ЗАО "ПГЭС" в отношении лиц, чьи энергопринимающие устройства максимальной мощностью не превышают 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливала плату за оказываемые услуги по технологическому присоединению (подключению) из расчета 6850 рублей за 1 кВт без НДС, (8083 рублей с НДС).
В результате в период с 01.06.2009 по 20.10.2009 ЗАО "ПГЭС" за технологическое присоединение (подключение) энергопринимающих устройств максимальной мощностью не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) к сетям организации было получено 1410486 рублей с НДС. При этом, в случае соблюдения ЗАО "ПГЭС" вышеуказанных требований законодательства сетевая организация от выполнения технологического присоединения (подключения) получила бы 21450 рублей. В результате необоснованный доход ЗАО "ПГЭС" составил 1389036 рублей с НДС или 1177149,15 рубля без НДС.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать ЗАО "Пензенская горэлектросеть", занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории г. Пензы, охваченной муниципальными присоединенными электрическими сетями, нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ЗАО "Пензенская горэлектросеть" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об исключении из договора необоснованных требований, о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.И.АВДЕЕВ

Члены Комиссии
Т.В.БУТУЗОВА
О.Н.КУЗНЕЦОВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 декабря 2009 г. № 2-03/37-2009

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:
1. Авдеев А.И. - руководитель управления, председатель Комиссии,
2. Бутузова Т.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
3. Кузнецова О.Н. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 17.12.2009 по делу № 2-03/37-2009 о нарушении ЗАО "Пензенская горэлектросеть" требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции)

предписывает:

1. ЗАО "Пензенская горэлектросеть" в срок до 27.12.2009 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов потребителей, в результате предъявления необоснованных требований при осуществлении технологического присоединения (подключения) энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) к сетям ЗАО "Пензенская горэлектросеть".
2. Обязать ЗАО "Пензенская горэлектросеть" в срок до 27.12.2009 исключить из договора, направленного в адрес Милюкова А.В., необоснованные требования об оплате технологического присоединения (подключения), принадлежащего ему объекта, в размере, превышающем 550 рублей.
3. О выполнении пункта 1, 2 настоящего предписания ЗАО "Пензенская горэлектросеть" письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 29.12.2009 с приложением подтверждающих документов.
4. Обязать ЗАО "Пензенская горэлектросеть" с момента получения настоящего предписания при заключении договоров на технологическое присоединение (подключение) энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) к сетям ЗАО "Пензенская горэлектросеть" устанавливать плату за услуги по договору в размере не более 550 рублей, о чем ежеквартально направлять в Пензенское УФАС отчет с приложением подтверждающих документов в течение 1 года.
5. ЗАО "Пензенская горэлектросеть" в срок до 01.02.2009 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 1177149,15 рубля, о чем письменно сообщить в Пензенское УФАС не позднее 05.02.2009.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.И.АВДЕЕВ

Члены Комиссии
Т.В.БУТУЗОВА
О.Н.КУЗНЕЦОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru