Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2009 г. по делу № 3-88/2009

Ярославский областной суд в составе председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н., при секретаре Сурковой Т.Ю., с участием прокурора Ганцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Призыв" о признании недействующим в части постановления Правительства Ярославской области от 09.10.2008 № 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",

установил:

9 октября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
Подпунктом 196 названного приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 № 537-п (далее - постановление № 537-п) разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Тутаевский район, ТОО "Призыв", кадастровый номер земельного участка 76:15:000000:155, площадь земельного участка 33530000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести", № 91 от 20.10.2008.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Призыв" (далее - СПК "Призыв") обратился в суд с заявлением о признании незаконным п/п 196 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению № 537-п, ссылаясь на то, что указанный выше земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании СПК "Призыв", оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ) и нарушает права заявителя как правообладателя земельного участка, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Призыв" на спорный земельный участок в таком случае необоснованно прекращается ввиду нахождения земель лесного фонда в исключительной федеральной собственности, пресекается право заявителя на приватизацию земельного участка (выкуп из государственной собственности), кроме того, перевод произведен без согласия СПК "Призыв" и при отсутствии правовых оснований к такому переводу.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Климов Ю.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, а также указал на то, что территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области не обладало правом заявлять ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Представитель Правительства Ярославской области по доверенности Кулаев С.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством и действующим Земельным кодексом РФ земли, на которых расположены леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения, так как они входили в единый лесной фонд и не передавались сельскохозяйственным организациям в собственность, а передавались им в постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование. Лесные земли передавались в управление колхозам в бессрочное пользование после изъятия их из земель государственного лесного фонда. При этом их перевод в земли сельхозназначения не требовался. Кроме того, в оспариваемом постановлении не ставится вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования СПК "Призыв" на земельный участок, заявитель имеет право переоформить принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с положениями действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, Правительства Ярославской области, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
С ходатайством о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда обращалось территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области, которое в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области может выступать заинтересованным лицом в смысле ст. 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с п.п. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается, в том числе согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 196 приложения к постановлению № 537-п, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, а территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ.
Постановлением главы администрации Тутаевского района Ярославской области от 11.09.1992 № 516 (л.д. 13) утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) совхоза "Призыв". В приложении к указанному постановлению (л.д. 14) утверждены показатели проекта перераспределения земель реорганизуемого совхоза "Призыв".
Постановлением главы Тутаевского муниципального района Ярославской области от 15.04.2008 № 678 (л.д. 11) внесены изменения в постановление главы администрации Тутаевского района Ярославской области от 11.09.1992 № 516 в части приложения в отношении показателей проекта перераспределения земель реорганизуемого совхоза "Призыв".
Согласно приложению 1 (л.д. 12) к указанному постановлению СПК "Призыв" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок общей площадью 3353 га из категории земель сельскохозяйственного назначения.
В пункте 2 постановления главы Тутаевского муниципального района Ярославской области от 15.04.2008 № 678 СПК "Призыв" указано провести в установленном законом порядке кадастровый учет и государственную регистрацию прав на закрепленные за ним земли. Земельный участок, расположенный по адресу: Ярославская область, Тутаевский район, площадью 33530000 кв. м, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 76:15:000000:155.
Совхоз "Призыв" по решению общего собрания работников хозяйства (пр. № 108 от 01.10.1992) преобразован в ТОО "Призыв" (п. 1.1 общих положений Устава СПК "Призыв".).
Согласно свидетельству № 4343 о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия (л.д. 15) 21.06.2000 ТОО "Сельскохозяйственное предприятие "Призыв" реорганизовано в СПК "Призыв".
Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что СПК "Призыв" является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, Тутаевский район, площадью 33530000 кв. м, кадастровый номер 76:15:000000:155, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
По сообщению Тутаевского отдела Управления Росреестра по Ярославской области, спорный земельный участок до принятия постановления № 537-п в государственном кадастре недвижимости был учтен в категории земель сельскохозяйственного назначения как принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования СПК "Призыв".
Как видно из материалов дела, указанное право СПК "Призыв" на земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия постановления оспорено не было.
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.
Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст. ст. 216, 305 ГК РФ).
Из объяснений представителя заявителя, а также текста ходатайства территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельного участка с кадастровым номером 76:15:000000:155 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда от 01.10.2008 № 4726 и приложенных к нему документов следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие СПК "Призыв" на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие у СПК "Призыв" получено не было.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка - СПК "Призыв", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, избрав один из указанных видов права исключительно по своему усмотрению (с учетом установленных Кодексом и федеральными законами оснований отказа в предоставлении земельных участков в собственность).
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права СПК "Призыв", поскольку перевод земельного участка, принадлежащего СПК "Призыв", в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования СПК "Призыв" на земельный участок.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 53.1 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" (в редакции Закона ЯО от 09.07.2009 № 45-з) решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующим п/п 196 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 09.10.2008 № 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 10-дневный срок с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий
К.Н.ИГНАТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru