Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. по делу № 3-9/10

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., при секретаре Васильевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "02" апреля 2010 г. гражданское дело по заявлению
И.о. Прокурора Республики Саха (Якутии) о признании ч. 1 ст. 2 (в части) Закона Республики Саха (Якутии) "О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)" от 07.07.2003 г. 59-З № 121-Ш противоречащим Федеральному законодательству и недействующим,

установил:

И.о. прокурора РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим ч. 1 ст. 2 (в части) Закона Республики Саха (Якутии) "О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)" от 10.07.2003 г. 59-З № 121-Ш указывая, что оспариваемое положение нормативного правового акта субъекта РФ принято с превышением компетенций Президента Республики Саха (Якутии).
В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) - прокурор Пантюхина Е.Л. поддержала заявленные требования, указала, что отнесение чукчей к коренным малочисленным народам Севера в Республике Саха (Якутия) вступает в противоречие с действующим федеральным законодательством, т.к. согласно ст. 1 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" единый перечень коренных малочисленных народов РФ утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы, и, не подлежит устранению путем самостоятельного законодательного регулирования.
Представитель Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов В.Н просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по тем основаниям, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, куда включен народ "чукчи", без территориального закрепления, следовательно, запрета на включение данного народа в закон РС(Я) нет, поэтому Закон Республики не противоречит федеральному законодательству. Кроме того, на территории Республики проживает 602 чукчи, из которых компактно проживают в с. Колымское Нижнеколымского района 367 человек.
Выслушав представителя прокуратуры РС(Я) Пантюхину Е.Л., представителя Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванова В.Н., заключение эксперта - представителя МЮ РФ по РС(Я) Эверстова К.Е., исследовав материалы дела, судебные прения, суд приходит к следующему.
10 июля 2003 г. принят, и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации, Закон Республики Саха (Якутии) "О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)".
Предметом правового регулирования Закона РС(Я) от 10.07.2003 г. 59-З № 121-Ш являются общественные отношения в сфере обеспечения реализации конституционно закрепленных гарантий прав коренных малочисленных народов.
В соответствии с пунктом "м" части 1 статьи 72 Конституции РФ защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находится в совместном в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 4 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Закон Республики Саха (Якутия) принят в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и в рамках компетенции Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Между тем, ч. 1 ст. 2 Закона РС(Я) 10.07.2003 г. 59-З № 121-Ш противоречит федеральному законодательству.
Так ч. 1 ст. 2 Закона РС(Я) 10.07.2003 г. 59-З № 121-Ш на основании ст. 1 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" к перечню коренных малочисленных народов Севера отнесены следующие аборигенные этносы Республики Саха (Якутия): долганы, эвены, эвенки, чукчи, юкагиры.
В соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255, на территории Республики Саха (Якутия) проживают следующие коренные малочисленные народы Российской Федерации: долганы, эвены, эвенки, юкагиры.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 5 с ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ Правительство Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов утверждает перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
Отсутствие в Едином перечне какого-либо народа, компактно проживающего на территории субъекта РФ, является основанием для представления органами государственной власти субъекта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации обоснования необходимости внесения изменений в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, и не подлежит устранению путем самостоятельного законодательного регулирования.
Следовательно, часть 1 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) в соответствии с которой к перечню коренных малочисленных народов Севера отнесены как аборигенные этносы Республики Саха (Якутия) чукчи, вступает в противоречие с ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ, т.к. в ходе судебного заседания установлено, что органы государственной власти Республики Саха (Якутия) с представлением о включении в Перечень народа чукчей как аборигенного этноса Республики Саха (Якутия) в Правительство Российской Федерации не обращались.
Кроме того, включение народа в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации является основанием распространения на него гарантий, установленных Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и иными федеральными законами, определяющими права коренных малочисленных народов.
Согласно п.п. 54 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ вопросы организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Из пояснений представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Иванова В.Н., следует, что в обеспечение гарантий, установленных для коренных малочисленных народов, часть средств выделяется из федерального бюджета в виде субсидий, поэтому законодательное включение в перечень коренных малочисленных народов проживающих в Республике Саха (Якутия) чукчей, произведено с превышением полномочий органов государственной власти субъекта РФ.
Так же не состоятельна ссылка представителя Госсобрания (Ил Тумэн) Иванова В.Н. на Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006 № 536-р об утверждении Перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ без территориальной "привязки", что дает основание отнести чукчей к коренным малочисленным народам в Республике Саха (Якутия), т.к. данным Перечнем перечислены коренные малочисленные народы, в целом, проживающие на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока, и, прокуратурой не оспаривается отнесение "чукчей" к коренным малочисленным народам.
Согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255, территориями проживания чукчей как коренных малочисленных народов Российской Федерации, являются Чукотский автономный округ и Камчатский край. Указанные субъекты входят в состав Дальневосточного федерального округа, чем и обусловлено включение народа "чукчи" в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, утвержденный распоряжением Правительстве РФ от 17.04.2006 № 536-р.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, анализируя доказательства в их совокупности, суд считает, что включение в перечень коренных малочисленных народов Севера как аборигенных этносов Республики Саха (Якутия), народа чукчей, противоречит федеральному законодательству, и потому надлежит признать в этой части ч. 1 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутии) "О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)" от 10.07.2003 г. 59-З № 121-Ш не действующей и не подлежащей применению.
По изложенному и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд РС(Я)

решил:

Заявление и.о. Прокурора Республики Саха (Якутии) удовлетворить.
Признать ч. 1 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутии) "О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)" от 10.07.2003 г. 59-З № 121-Ш в части отнесения народа "чукчи" к коренным малочисленным народам Севера в Республике Саха (Якутия), противоречащим Федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течении 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий
КОЛЕСНИК Н.А.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru