Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА [ЯКУТИЯ)

Именем Республики Саха (Якутия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2010 г. № 5-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ
СТАТЕЙ 24 (ЧАСТЬ 2) И 77 (ЧАСТИ 2 И 4) УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА "ЖИГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭВЕНКИЙСКИЙ РАЙОН"

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием представителя Правительства Республики Саха (Якутия) К.А. Худогизова, представителя администрации муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район" И.А. Мищук и представителя Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Жиганского национального эвенкийского района "Эдиген" В.Н. Сергеева рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений статей 24 (часть 2) и 77 (части 2 и 4) Устава муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство председателя постоянного комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Государственного Собрания (Ил Тумэн), народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Саха (Якутия) оспариваемые заявителем положения Устава муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район".
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Т. Филиппова, выступления участников судебного заседания, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

1. Согласно части 2 статьи 24 Устава муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район", принятого решением Районного Совета депутатов от 15 апреля 2009 года, председатель Районного Собрания (Суглана) избирается на первой организационной сессии простым большинством голосов из числа депутатов Районного Собрания (Суглана) и исполняет свои должностные обязанности на постоянной основе. Представительный орган муниципального района - Районное Собрание (Суглан) формируется путем выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населением муниципального района.
Устав муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район" вступает в силу после его официального опубликования (статья 77, часть 2). Устав, принятый представительным органом местного самоуправления 18 апреля 2008 года, признается утратившим силу с момента официального опубликования настоящего Устава (статья 77, часть 4).
Ходатайствующий считает, что с момента вступления в силу Устава от 15 апреля 2009 года положения прежнего Устава о порядке формирования представительного органа, избрания его председателя утрачивают силу. В связи с этим, по мнению народного депутата, должны быть проведены выборы нового представительного органа - Районного Собрания (Суглана), а его председатель должен избираться в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 24 Устава.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда является подлежащее применению положение части 2 статьи 24 Устава муниципального района, вступающее в силу в порядке статьи 77 (частей 2 и 4) переходных положений Устава.
2. Согласно статье 98 (пункт 1) Конституции Республики Саха (Якутия) местное самоуправление в республике осуществляется на началах самостоятельности и законности. Необходимым условием реализации указанных принципов является определение структуры, порядка формирования, сроков полномочий органов местного самоуправления. Их установление, в соответствии с частью 2 статьи 97 Конституции республики, относится к предмету регулирования учредительного акта муниципального образования.
2.1. Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года Жиганский улус (район) был наделен статусом "национальный эвенкийский". В связи с этим 15 апреля 2009 года решением Районного Совета депутатов был принят Устав муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район". Устав зарегистрирован 23 июля 2009 года и опубликован 10 февраля 2010 года. В Уставе представительный орган муниципального района - Районный Совет депутатов - переименован в Районное Собрание (Суглан), что соответствует статусу национального муниципального района.
В соответствии с частью 2 статьи 24 этого Устава председатель Районного Собрания (Суглан), избирается на первой организационной сессии простым большинством голосов из числа депутатов Районного Собрания (Суглана), сформированного путем муниципальных выборов. Указанный порядок формирования представительного органа и его председателя исключает участие в нем органов государственной власти и их должностных лиц. Такой способ избрания Районного Собрания (Суглана) и его председателя учитывает инициативу общественных организаций коренных малочисленных народов района и таким образом наиболее полно отражает интересы населения муниципального района.
Согласно части 5 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 указанной статьи, т.е. может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Таким образом, положения нового Устава о формировании представительного органа муниципального района соответствуют законодательству и обеспечивают организационную самостоятельность этого органа.
2.2. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции действующего представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны и имеют законодательно установленные правовые последствия.
По смыслу статьи 77 Устава муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район" для вступления в силу его отдельных положений устанавливается переходный период. Решением Районного Совета депутатов часть 4 статьи 77 дополнена пунктом 4.1, в соответствии с которым положение статьи 23 вступает в силу после прекращения полномочий Районного Совета депутатов.
Районный Совет депутатов в 2008 году был сформирован на основе действующего избирательного законодательства. Его легитимность подтверждается и тем, что он остается и сейчас представительным органом, выражая интересы всего населения района. Наделение муниципального района статусом "национальный эвенкийский район" в его прежних границах не может рассматриваться как преобразование муниципального района. Полномочия действующего представительного органа - Районного Совета депутатов могут быть прекращены досрочно только по основаниям части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. В связи с отсутствием таких оснований досрочные выборы в представительный орган в сроки, установленные Федеральным законом, не проводились.
В Уставе муниципального района вступление в силу положений статей 23 и 24 связывается с юридическим фактом истечения срока полномочий Районного Совета депутатов. Указанный срок истекает в 2012 году. Исходя из сказанного, нормы статей 23 и 24 (часть 2) Устава муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район" о порядке формирования его представительного органа не могут применяться до истечения срока полномочий Районного Совета депутатов, принявшего Устав муниципального района.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 86, 87, 88, 90, 92, 97, 100 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

1. Признать положения части 2 статьи 24, частей 2 и 4 статьи 77 Устава муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район" соответствующими статьям 97 (часть 2), 98 (пункт 1) Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку закрепленный в них порядок избрания председателя Районного Совета депутатов, сформированного на муниципальных выборах, не предполагает досрочного прекращения полномочий действующих органов муниципального района и не противоречит установленному законодательством порядку принятия и вступления в силу учредительного акта муниципального образования.
2. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".

Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ

Судья-секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru