Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2008 г. по делу № А33-5235/2008

Судья Арбитражного суда Красноярского края И.П. Крицкая, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (г. Красноярск) к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (г. Красноярск)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 10.04.2008 № 04-08/1904П,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя: Т.И. - представителя по доверенности от 15.01.2008 № 1.1/75-08-73, К.А. - представителя по доверенности от 05.03.2008 № 1.1/75-08-674,
от ответчика: А.Т. - представителя по доверенности от 12.05.2008 № 13,
Т.О. - представителя по доверенности от 08.05.2008 № 12,
при ведении протокола настоящего судебного заседания судьей И.П. Крицкой,
резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 мая 2008 года,
мотивированное решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2008 года,

установил:

открытое акционерное общество "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (далее - ОАО АК "КрасЭйр", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10.04.2008 № 04-08/1904П.
Заявитель настаивает на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении
Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.
ОАО АК "КрасЭйр" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022400662404.
Административным органом проведена проверка соблюдения ОАО АК "КрасЭйр" валютного законодательства Российской Федерации. Проверкой установлено, что ОАО АК "КрасЭйр" принят к оплате инвойс от 27.07.2007 № 188095-341 на сумму 19.542,24 долл. США, выставленный нерезидентом Baseops World Fueld (США) за проживание экипажей воздушного судна в отеле г. Майами с 04.07.2007 по 12.08.2007.
Обществом по указанному инвойсу в Восточно-Сибирском банке Сбербанка Российской Федерации (ОАО) 23.08.2007 оформлен паспорт сделки № 07080018/1481/0664/4/0.
Поскольку из графы "1" справки о подтверждающих документах от 23.08.2007 и ведомости банковского контроля следует, что услуги получены обществом 27.07.2007, а паспорт сделки оформлен 23.08.2007, то есть после исполнения обязательств нерезидентом, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом единых правил оформления паспортов следок, установленных Инструкцией Банка России от 15.06.2004 № 117-И "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция № 117).
Данное правонарушение зафиксировано в составленном по результатам проверки протоколе об административном правонарушении от 30.01.2008 № 04-08/1904, которым обществу вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением о назначении административного наказания от 10.04.2008 № 04-08/1904П общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Заявитель не согласен с оспариваемым постановлением, считает, что оплаченные им по названному инвойсу услуги относятся к аэронавигационному обслуживанию полетов, которые не являются торговыми операциями. В связи с этим заявитель полагает, что у него отсутствовала обязанность по оформлению паспорта сделки по данной операции, и, соответственно, его действия по оформлению паспорта следки по указанной операции с нарушением установленного срока не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган считает, что уплаченные средства за проживание экипажа в гостинице не являются аэронавигационными сборами, поэтому общество было обязано оформить паспорт следки по данной операции в установленные Инструкцией № 117-И сроки.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует факт нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля необходимые документы и информацию, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктом 11 статьи 23 Закона № 173-ФЗ установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
В силу пунктов 1, 3 статьи 20 Закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Инструкцией № 117-И утвержден порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов следок.
В силу пунктов 3.1, 3.2 Инструкции № 117-И действие установленного разделом II Инструкции порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченном банке, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях на основании разрешений, выданных Банком России, в том числе за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом или физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом, в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышает в эквиваленте 5000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора).
В соответствии с пунктом 3.14 Инструкции для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 3.5 Инструкции, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, но не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).
Согласно протоколу об административном правонарушении от 30.01.2008 № 04-08/1904 и обжалуемому постановлению, ОАО АК "КрасЭйр" по счету, выставленному нерезидентом Baseops World Fueld (США) за проживание экипажей воздушного судна в отеле г. Майами с 04.07.2007 по 12.08.2007, принят к оплате инвойс от 27.07.2007 № 188095-341 на сумму 19.542,24 долл. США.
В соответствии со статьей 69 Воздушного кодекса Российской Федерации, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной связи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Международный полет воздушного судна - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства (статья 79 Воздушного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 68 Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944 (далее - Конвенция), заключенной в Чикаго, каждое договаривающееся государство с учетом положений Конвенции может устанавливать маршрут, по которому в пределах его территории осуществляется любое международное воздушное сообщение, а также аэропорты, которые могут использоваться при любом таком сообщении.
Согласно статье 15 Конвенции каждый аэропорт в договаривающемся государстве, открытый для общественного пользования национальными воздушными судами, открыт также, с учетом положений статьи 68 Конвенции, на единообразных условиях для воздушных судов всех других договаривающихся государств. Такие же единообразные условия применяются при пользовании воздушными судами каждого договаривающегося государства всеми аэронавигационными средствами, включая радио- и метеорологическое обеспечение, которые могут быть предоставлены для общественного пользования в целях обеспечения безопасности и оперативности аэронавигации. Информация о всех сборах, которые могут взиматься или разрешены для взимания договаривающимися государствами за пользование аэропортами и аэронавигационными средствами, воздушными судами другим договаривающимся государством публикуется и сообщается Международной организацией гражданской авиации, при этом по заявлению заинтересованного договаривающегося государства сборы, взимаемые за пользование аэропортами и другими средствами, подлежат рассмотрению заинтересованным государством или государствами.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки 14.01.1994 (Москва) заключено Соглашение о воздушном сообщении (далее - Соглашение).
В соответствии с положениями статьи 10 Соглашения сборы за пользование аэронавигационными средствами, средствами связи и услугами, а также любые сборы за пользование каждым аэропортом, включая его сооружения, технические и другие средства и услуги ("сборы с пользователей") должны взиматься в соответствии со ставками и тарифами, установленными каждой стороной (пункт 1).
Сборы с пользователей, которые могут быть установлены компетентными властями или органами каждой Стороны для авиапредприятия другой Стороны, должны быть обоснованными, умеренными, недискриминационными и справедливо распределенными между категориями пользователей. В любом случае, сборы будут устанавливаться для всех авиапредприятий каждой Стороны на условиях не менее благоприятных, чем наиболее благоприятные условия доступные любому другому авиапредприятию в момент взимания данных сборов (пункт 2).
Сборы с пользователей, установленные для авиапредприятий другой Стороны, могут отражать, но не должны превышать справедливую часть от полной стоимости расходов компетентных властей или органов, ведающих сборами, связанных с предоставлением соответствующего аэропортового и аэронавигационного оборудования и услуг, а также соответствующего оборудования и услуг по авиационной безопасности и, в случае взимания аэропортовых сборов, могут обеспечивать разумный уровень доходов после покрытия расходов на амортизацию. Средства и услуги, за которые взимаются сборы, должны предоставляться на реальной и экономической основе. Заблаговременные уведомления должны быть даны до того, как будут изменены сборы с пользователей (пункт 3).
Каждая Сторона будет содействовать проведению консультаций между компетентными властями и органами, ведающими сборами на своей территории, и авиапредприятиями, пользующимися услугами и средствами, а также будет поддерживать обмен между компетентными властями и органами, ведающими сборами, и авиапредприятиями такой информацией, которая может быть необходима для обеспечения тщательного анализа обоснованности размера сборов в свете принципов, изложенных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи (пункт 4).
Таким образом, оплата указанных в Соглашении сборов с пользователей за пользование аэронавигационными средствами, средствами связи и услугами, за пользование аэропортом относится к операциям, лежащим вне рамок международных коммерческих контрактов, для которых предусмотрено обязательное оформление паспортов следок, что следует из системного толкования норм главы 3 Инструкции № 117-И.
Однако суд считает, что осуществленная обществом валютная операция не является операцией по оплате названных сборов с пользователей, предусмотренных названным Соглашением, а относится к торговым операциям.
Ссылаясь на положения статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации в части единообразных условий другого, кроме перечисленного в данной статье, обеспечения полетов воздушных судов, а также на пункт 1.6 и 4.3 СанПиН 2.5.1.051-96 "Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации", утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 19.03.1996 № 7, общество указывает на то, что полноценный межполетный отдых пилотов является необходимым, неотъемлемым условием обеспечения безопасности полета пассажиров, на основании чего услуги гостиницы относит к аэронавигационному обслуживанию воздушных судов.
Однако, как указывалось выше, к неторговым операциям, находящимся вне рамок международных контрактов, относятся операции по оплате тарифов и сборов, установленных государством за обслуживание воздушных судов, в том числе за аэронавигационное и аэродромное обслуживание воздушных судов. Оплата иных услуг, стоимость которых не определена в качестве сбора или тарифа, установленного государством, осуществляется в рамках иных правоотношений (в данном случае по договору оказания гостиничных услуг), что подпадает под действие Инструкции № 117-И и влечет обязанность по оформлению паспорта сделки с соблюдением установленного порядка.
Суд, исходя из толкования положений Соглашения и Приказа Федеральной службы воздушного транспорта России от 15.05.2000 № 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации", пришел к выводу, что договаривающимися государствами не установлены сборы или тарифы за услуги гостиниц в аэропортах.
Поскольку оплата стоимости услуги за проживание гостиницы относится к операциям, лежащим в рамках международных коммерческих контрактов, стоимость данной услуги превышает 5000 долларов США, на данную валютную операцию распространяется действие норм Инструкции № 117-И.
Факт нарушения обществом срока оформления паспорта сделки материалами дела подтверждается.
Следовательно, административный орган доказал нарушение обществом единых правил оформления паспортов следок, соответственно, доказал совершение обществом административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ОАО АК "КрасЭйр" в совершении вменяемого административного правонарушения при рассмотрении материалов административного дела и вынесении оспариваемого постановления административным органом установлена, что следует из содержания оспариваемого постановления и подтверждается материалами дела.
Судом не установлены нарушения административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении материалов административного дела, вынесении оспариваемого постановления процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт вынесения оспариваемого постановления 10 апреля 20089 года при дате составления протокола об административном правонарушении - 30 января 2007 года, сам по себе не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Обжалуемым постановлением общество привлечено к административной ответственности в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве нарушения процедуры привлечения к административной ответственности общество указывает на нарушение статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей порядок административного расследования.
Данной статьей предусмотрены случаи, при которых проводится административное расследование.
Суд установил, что у административного органа отсутствовали основания для проведения административного расследования по настоящему административному делу. Как следует из материалов дела, административное расследование по данному делу не проводилось, что не противоречит статье 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 5 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Согласно пунктам 1, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пунктов 5.1.2, 5.14 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н территориальное управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; имеет право проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
В силу статьи 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, статьей 15.25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов и агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и обжалуемое постановление вынесено должностными лицами административного органа в пределах их полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Исследовав материалы дела в их совокупности, исходя из приведенных выше правовых норм, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10.04.2008 № 04-08/1904П.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru