Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2010 г. по делу № А29-1680/2010

(извлечение)

16 апреля 2010 года
(дата объявления резолютивной части решения)
16 апреля 2010 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Руслан"
к Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми
об оспаривании постановления
при участии в заседании:
от заявителя: Х. - руководитель (паспорт), Н. (по доверенности 09.04.2010)
от ответчика: П. (по доверенности от 08.09.2009 № 0514)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Руслан" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми от 25.02.2010 о признании ООО "Руслан" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 45000 руб.
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми в отзыве заявленные требования не признала.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16.04.2010 до 14 часов 10 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 15.02.2010 Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми провела проверку деятельности Общества, расположенного по адресу: г. Ухта, ул. Печорская, 12, по вопросам соблюдения порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и проверки данных учета и отчетности. В ходе проверки установлено, что общество не оборудовало помещение кассы в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию касс предприятий (приложение № 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 № 40); Обществом не учтена в кассовой книге выдача денежных средств предприятия для зачисления на расчетный счет в банке; Обществом выданы под отчет наличные денежные средства должностному лицу организации, не представившему полный отчет по ранее выданным авансам.
Результаты проверки зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 16.02.2010 № 26.
По итогам рассмотрения материалов административного производства 25.02.2010 начальник налоговой инспекции вынес постановление № 19-27/18 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса в виде 45 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось за защитой нарушенных прав и интересов в суд.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа.
Как установлено материалами дела, ООО "Руслан" вменяется в вину то, что Обществом не учтена в кассовой книге выдача наличных денежных средств предприятия для зачисления на расчетный счет, поскольку отсутствует расходный кассовый ордер либо надлежаще оформленный другой документ, подтверждающий расход наличных денежных средств (торговой выручки) из кассы предприятия с целью зачисления на расчетный счет организации. Так, во вкладном листе к кассовой книге отсутствует запись о поступлении денежных средств (торговой выручки) организации 18.01.2010 по дебету счета 51 в сумме 7500 руб.; отсутствует расходный кассовый ордер либо надлежаще оформленный другой документ, подтверждающий расход наличных средств из кассы предприятия (торговой выручки) с целью зачисления на расчетный счет организации 29.01.2010 в сумме 2000 руб. Во вкладном листе кассовой книги отсутствует запись о поступлении денежных средств на расчетный счет организации 29.01.2010 по дебету счета 51 в сумме 2000 руб.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В пункте 13 Порядка установлено, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Согласно пунктам 22 - 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В соответствии с пунктом 25 Порядка ведения кассовых операций на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
Следовательно, под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательства того, что денежные средства, сданные в Банк 18.01.2010 в сумме 7500 руб. и 29.01.2009 в сумме 2000 руб. являлись торговой выручкой. Свои выводы налоговый орган делает на основании полученной выписки Банка, что в свою очередь не подтверждено первичными документами, в том числе документами, оформленными по приему наличных денежных средств от клиента банком, как это предусмотрено Положением от 24.04.2008 № 318-П, утвержденным Центральным Банком РФ.
Кроме того, данные обстоятельства опровергаются документами, имеющимися в материалах дела. Так, Обществом представлены в материалы дела документы, свидетельствующие о том, что по данным бухгалтерского учета ООО "Руслан" денежные средства в сумме 7500 руб. и 2000 руб. отражены по дебету счета 51 "Расчетный счет" в корреспонденции со счетом 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и наймам". Кроме того, согласно журналу кассира - операциониста выручка, полученная Обществом 18.01.2010 по кассе, составила 19029,20 руб.; данная сумма выручки нашла отражение во вкладном листе кассовой книги. Согласно книге кассира - операциониста сумма выручки по кассе за 29.01.2010 составила 27144,58 руб., эта сумма нашла отражение во вкладном листе кассовой книги. Приход и расход указанных сумм оформлен приходными и расходными кассовыми ордерами.
Кроме того, Обществу ставится в вину факт выдачи под отчет наличных средств организации лицу, не представившему полный отчет по ранее выданным авансам. Так, директором Общества получены денежные средства под отчет в период со 02.12.2009 по 31.12.2009, без предоставления Х. авансового отчета об израсходованных суммах, выданных под отчет 01.12.2009 в сумме 21320 руб. 81 коп.
Также Обществом выдавались по отчет директору Общества денежные средства в период с 02.01.2010 по 31.01.2010 без предоставления авансового отчета об израсходованных суммах, полученных под отчет 01.01.2010 в сумме 20326,07 руб.
В соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40, предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.
Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
Вместе с тем административным органом не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ. После выдачи денежных средств под отчет на хозяйственно-операционные расходы указанные денежные средства теряют статус "свободных денежных средств" и, как следствие, в действиях Общества имеется нарушение порядка выдачи денежных средств под отчет, а не порядка их хранения, однако административная ответственность за указанное правонарушение не установлена.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что Обществом не оборудовано изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств (кассы предприятия), соответствующее Приложению № 2 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 № 40.
Согласно пункту 29 Порядка ведения кассовых операций помещение кассы должно быть изолировано. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы, согласно пункту 3 этого Приложения, должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
Между тем, сам факт отсутствия кассы (без совершения операций с наличными денежными средствами) не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Доказательства того, что Общество имело свободные денежные средства и совершало операции с ними (принимало, выдавало, хранило) при отсутствии кассы, в связи с чем не выполнило обязанности по созданию условий, обеспечивающих сохранность денежных средств, не представлены. Кроме того, как установлено материалами дела, поскольку Обществу на проверяемый период лимит остатка кассы не устанавливался, денежные средства в кассе не хранились, выдавались "под отчет ответственному лицу" либо сдавались в Банк. Данные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества вменяемого ему административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление МИФНС России № 3 по Республике Коми от 25.02.2010 № 19-27/18 о признании ООО "Руслан" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 45000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Судья



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru