Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2010 года

ПО ДЕЛУ № 10-03-9-02/162

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 10-03-9-02/162 по признакам нарушения ООО "Развитие регионов" статьи 9 ФЗ РФ "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 (ФЗ "О рекламе"), установила:
17 декабря 2009 г. в Управление поступило письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (от 14.12.2009 № 06/25-/0409-09) о направлении в адрес Волгоградского УФАС России материалов внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Развитие регионов". В результате проверки сотрудниками Роспотребнадзора было установлено распространение рекламы о проведении стимулирующей акции "1 + 1 = 3 на белье и чулочно-носочные изделия" без указания сроков проведения такого мероприятия. К письму приложен фотографический материал - распечатка листовки.
В ходе мониторинга соблюдения российского законодательства о рекламе 21.01.2010 сотрудниками Управления зафиксировано размещение на наружной витрине магазина "Буду мамой" (ТРК "Европа Сити Молл", Волгоград, пр. им Ленина, 54б), справа от входа в магазин плаката формата А2 с информацией: "Время выгодных покупок! Купи две вещи - третью выбери в подарок! 1+1=3. Бюстгалтеры, бандажи, Трусики, купальники, Майки, Чулочно-носочные изделия. Будущим мамам. Кормящим мамам". Далее мелким шрифтом: "Информацию об ассортименте товаров, участвующих в данной акции, Вы можете получить у продавцов-консультантов магазинной сети "Буду мамой".

Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.

В ответ на запрос от 19.01.1010 № 02-8/149 ООО "Развитие регионов" представлены:
- информация для руководителей магазина для ознакомления продавцов и покупателей с условиями акции;
- учредительные документы;
- образец плаката акции, на котором имеется информация: "Срок действия акции: 10 октября по 1 марта. Более подробная информация об условиях акции у продавцов". Однако, как установлено сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области и специалистами Волгоградского УФАС России, фактически распространялась реклама без указания на сроки проведения акции с указанием на то, что "информацию об ассортименте товаров, участвующих в данной акции, Вы можете получить у продавцов-консультантов магазинной сети "Буду мамой".
На основе анализа полученных материалов было установлено следующее:
- ООО "Развитие регионов" проводит акцию "1 + 1 = 3 на белье и чулочно-носочные изделия".
В соответствии с условиями акции, размещенными на листовках, при покупке двух вещей (из указанных на плакате) третью можно выбрать в подарок.
В информационном письме от 18.05.2010 № 24 ООО "Развитие регионов" указало на то, что информация, представленная в листовке, не раздавалась покупателям ни на территории магазина, ни за ее пределами, а лишь информировала о том, что такая акция имеет место быть в данном торговом центре. Вся необходимая информация, касающаяся проведения акции, была в полном объеме представлена в магазине на информационном щите в свободном доступе и в виде инструкций у продавцов, в должностные обязанности которых входило обязательное разъяснение условий акции покупателям.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание по следующим обстоятельствам.
Понятие рекламы <1> закреплено в п. 1 ст. 3 ФЗ РФ "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ФЗ РФ "О рекламе"). В соответствии с этим определением рассматриваемая информация является рекламой:
--------------------------------
<1> реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

- распространяется на листовках о проведении акции;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (белье для будущих и кормящих мам);
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;
- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, закрепленного ст. 3 ФЗ РФ "О рекламе" под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Исходя из имеющихся в материалах сведений, информация о проведении акции "1 + 1 = 3 на белье и чулочно-носочные изделия" относится к рекламе о проведении стимулирующих мероприятий (ст. 9 ФЗ РФ "О рекламе"), поскольку условием участия в акции является приобретение определенного товара (белье и чулочно-носочные изделия для беременных женщин и кормящих мам).
В нарушение положений статьи 9 ФЗ РФ "О рекламе" в листовке о проведении акции не указаны следующие сведения:
- сроки проведения стимулирующего мероприятия;
- источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе размещен источник информации (продавцы-консультанты) об ассортименте товара, участвующего в данной акции.
Согласно разъяснениям ФАС России (№ АК/34209 от 01.10.2009 "О разъяснении некоторых положений ФЗ "О рекламе") в силу п. 2. ст. 9 ФЗ РФ "О рекламе" в рекламе необходимо указывать источник таких сведений, при этом в рекламе должно содержаться указание на то, какие именно сведения можно получить при обращении к такому источнику, что содержится в указанном месте по указанному адресу.
В рассматриваемом рекламном материале товаров для беременных и кормящих женщин сведений о том, кто является организатором стимулирующего мероприятия, не содержится.
Между тем, источник информации о правилах проведения рассматриваемого мероприятия имеет существенное значение, поскольку сами условия проведения акции специфичны в сравнении с анонсом в рекламе: "Купи две вещи - третью выбери в подарок! 1 + 1 = 3". Согласно представленной ООО "Развитие регионов" информации условия акции заключаются в том, что при выборе любых трех единиц товара на определенную сумму (2000 руб.) покупателю предоставляется скидка в размере наименьшего по стоимости товара.
Таким образом, с учетом судебной практики и практики ФАС России, реклама о проведении акции "1 + 1 = 3 на белье и чулочно-носочные изделия" не соответствует требованиям, предъявляемым законодателем к такому виду рекламы (ст. 9 ФЗ РФ "О рекламе").
В соответствии с информацией, представленной Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области, сведениями, полученными от ООО "Развитие регионов" (ООО "РР"), акция проводилась в конце 2009 г. ООО "Развитие регионов". Юридический адрес организации - г. Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, 4.
В соответствии с Уставом ООО "РР" является юридическим лицом - коммерческой организацией, созданной в целях извлечения прибыли. В числе видов деятельности определены розничная и оптовая торговля, торгово-закупочная и рекламная деятельность. <2>
--------------------------------
<2> П. 1.1, п. 2.2 Устава.
]]>
Решением учредителя ООО "РР" от 01.12.2008 с целью расширения деятельности принято решение создавать обособленные региональные подразделения (не являются юридическими лицами). Этим же решением все обязанности перед органами государственной власти возложены на головную организацию - ООО "РР".
Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508) предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы. Однако в рассматриваемом случае, исходя из представленной ООО "РР" информации акция "1 + 1 = 3 на белье и чулочно-носочные изделия" проходит на территории нескольких субъектов РФ (Липецк, Нижний Новгород, Казань, Сургут и др. - см. информацию для руководителя магазина, прилагается).
9 апреля 2010 г. в адрес Волгоградского УФАС России поступило письмо ФАС России от 31.03.2010 № АК/8967 о наделении Управления полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении ООО "Развитие регионов" (юр. адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, 4).
Исходя из изложенного, реклама о проведении акции "Время выгодных покупок! Купи две вещи - третью выбери в подарок! 1 + 1 = 3 на белье и чулочно-носочные изделия" не соответствует требованиям, предъявляемым законодателем к такому виду рекламы (ст. 9 ФЗ РФ "О рекламе").
Согласно ст. 3 ФЗ РФ "О рекламе" изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и /или содержание рекламы лицо является рекламодателем. Лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является рекламораспространителем.
За нарушение требований статьи 9 ФЗ РФ "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя (рекламопроизводитель отвечает за нарушение указанных положений закона только в случае, если будет доказана его вина) (п. 6, п. 7 ст. 38 ФЗ РФ "О рекламе").
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ РФ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Рассматриваемая реклама о проведении стимулирующего мероприятия является рекламой ненадлежащей, поскольку нарушены требования к рекламе стимулирующего мероприятия, предусмотренные ст. 9 ФЗ РФ "О рекламе". Нарушение выразилось в том, что в рекламном материале (плакат) о проведении акции "Время выгодных покупок! Купи две вещи - третью выбери в подарок! 1 + 1 = 3 на белье и чулочно-носочные изделия" отсутствуют указания на сроки проведения стимулирующего мероприятия, на источник информации об организаторе мероприятия, а также на источник информации о правилах проведения мероприятия, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте, порядке их получения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 36, частями 3 - 4 статьи 36, частью 9 статьи 36 ФЗ РФ "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006, пунктами 3.55.5, 3.56 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 28.12.2007 № 453, Комиссия Волгоградского УФАС России решила:
1. Признать рекламу, размещенную на плакате о проведении акции "Время выгодных покупок! Купи две вещи - третью выбери в подарок! 1 + 1 = 3 на белье и чулочно-носочные изделия", ненадлежащей.
2. Признать рекламораспространителя ООО "Развитие регионов" нарушившим требования статьи 9 ФЗ РФ "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006.
3. Выдать ООО "Развитие регионов" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ООО "Развитие регионов".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.В.БУРБА

Члены Комиссии
Е.В.АЛЕКСЕЕВА
А.В.КОЧЕРГИНА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 27 мая 2010 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ПО ДЕЛУ № 10-03-9-02/162

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 27 мая 2010 г. по делу № 10-03-9-02/162 о признании ненадлежащей рекламы, распространявшейся ООО "Развитие регионов" на плакатах о проведении акции "Время выгодных покупок! Купи две вещи - третью выбери в подарок! 1 + 1 = 3 на белье и чулочно-носочные изделия", в связи с нарушением рекламораспространителем требований статьи 9 ФЗ РФ "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33, частями 1, 6 статьи 36 Федерального закона РФ "О рекламе", пунктами 44, 46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, предписывает:
1. ООО "Развитие регионов" с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе - статьи 9 ФЗ РФ "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 и привести рекламу в соответствие с требованиями рекламного законодательства, а именно: при распространении в дальнейшем рекламы о проведении стимулирующего мероприятия указывать в тексте рекламы источник информации об организаторе мероприятия, а также источник информации о правилах проведения мероприятия, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте, порядке их получения, а также сроки проведения симулирующего мероприятия.
2. ООО "Развитие регионов" представить в Волгоградское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- при проведении в течение 2010 г. рекламы иного стимулирующего мероприятия: листовки, видеоролик или др. (срок - в течение десяти рабочих дней с момента разработки и сдачи рекламного материала в печать).
В случае невыполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа Волгоградское УФАС России вправе в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с подсудностью, установленной Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в течение трех месяцев со дня вынесения предписания в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.В.БУРБА

Члены Комиссии
Е.В.АЛЕКСЕЕВА
А.В.КОЧЕРГИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru