Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2008 г. по делу № А79-5673/2008

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Концерн "Чувашгосснаб", г. Чебоксары,
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе, г. Нижний Новгород,
об оспаривании постановления от 15.07.2008 № 01-19/210-Ш,
при участии:
от заявителя - Н. по доверенности от 09.01.2008,
от административного органа - К. по доверенности от 09.01.2008 № 1,

установил:

открытое акционерное общество "Концерн "Чувашгосснаб" (далее - ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" или Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее административный орган, РО ФСФР России в ПриФО) от 15.07.2008 № 01-18/210-Ш. Указанным постановлением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее КоАП РФ).
Заявление мотивировано нарушением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности. Заявитель указал, что законный представитель ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" не был надлежащим образом уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении, с текстом протокола не ознакомлен, не был заблаговременно вызван для дачи объяснений.
В судебном заседании представитель Общества заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что повестка о вызове на рассмотрение дела об административном правонарушении получена Обществом только 15.07.2008. Поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 11 часов 05 минут 15.07.2008 в г. Нижнем Новгороде, представитель ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" не мог участвовать при рассмотрении дела.
Телефонограммы в адрес Общества от административного органа не поступали. При этом в ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" не существует факса с номером 63-03-48. Законный представитель Общества - генеральный директор - не был извещен ни о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также своевременно не был извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении, из которого можно было понять, за что Общество привлекается к административной ответственности, поступил в адрес ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" только 15.07.2008.
Представитель административного органа заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что привлечение Общества к административной ответственности является обоснованным, так как состав административного правонарушения имеется. Процедура привлечения юридического лица к ответственности не нарушена, так как Общество было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении телефонограммами от 01 и 11 июля 2008 года соответственно. Текст данных телефонограмм был продублирован по факсу.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 02.07.2008 в отношении ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" сотрудником Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Административный орган посчитал, что Обществом нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством - на своей странице в сети Интернет Общество не обеспечило доступность бухгалтерской отчетности за 2005 год в составе ежеквартального отчета за 1 квартал 2006 года, годового отчета акционерного общества за 2006 год, ежеквартальных отчетов со 2 квартала 2005 года по 1 квартал 2008 год в течение сроков, установленных законодательством; в ленте новостей информационного агентства не имеется сообщения о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете; в регистрирующий орган не представлен ежеквартальный отчет за 1 квартал 2008 года.
Указанные обстоятельства являются нарушением требований пункта 1 статьи 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", подпунктов 5.6, 5.7, 5.8, 8.2.5, 8.3.4, 8.3.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н.
По итогам рассмотрения материалов проверки постановлением от 15.07.2008 № 01-18/210-Ш ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении представитель Общества не участвовал.
Как указывает Общество, его законный представитель не был уведомлен о составлении протокола, заблаговременно не был вызван для дачи объяснений.
Согласно части 1 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью, обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 42, от 26.07.2007 № 46) разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Составление протокола в отсутствие и без извещения лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, так как лишает данное лицо процессуальных гарантий защиты и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как указывает административный орган, он надлежащим образом известил Общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направив 01.07.2008 телефонограмму № 21-39 и факс с текстом телефонограммы.
Однако факт получения телефонограммы Обществом отрицается. В журнале регистрации входящих телефонограмм ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" за июль 2008 года не имеется телефонограмм от РО ФСФР России в ПриФО. Представленный административным органом журнал регистрации телефонограмм, согласно которому телефонограмм 01.07.2008 направлялась Обществу, является односторонним документом, который не может в достаточной степени подтвердить факт направления телефонограммы. Допрошенный в качестве свидетеля секретарь ОАО "Концерн "Чувашгосснаб", ответственный за прием телефонограмм, отрицал факт получения телефонограммы.
Административный орган также указывает на то, что текст телефонограммы от 01.07.2008 был направлен Обществу по факсу. Вместе с тем, представленный отчет об отправке факса не содержит пропечатанного номера вызываемого факса. Номер вызываемого факса дописан сотрудником административного органа от руки - № 63-03-48. Однако этот номер является телефоном приемной генерального директора Общества, и не является номером факса. Номером факса Общества, как видно из заявления об оспаривании постановления, является номер 62-87-29.
Допрошенная в качестве свидетеля секретарь ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" И. не отрицала, что получала два факса от административного органа. Однако она не смогла пояснить, какой текст содержали принятые факсограммы, а также точные дату и время, когда они были получены. Кроме того, по словам свидетеля одна из факсограмм направлена в связи с допущенной ошибкой. Поступившие факсограммы в Обществе не учитываются.
Довод РО ФСФР России в ПриФО о том, что факт направления факсограммы подтверждается журналом регистрации телефонограмм, протоколов и актов, судом не принимается, поскольку данный журнал содержит односторонние сведения о направлении телефонограмм, а не факсограмм.
К протоколу об административном правонарушении от 02.07.2008 приложена только телефонограмма от 01.07.2008, но не отчет об отправке факса (пункт 11 протокола).
Исходя из того, что законный представитель ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" в заявлении об оспаривании постановления от 15.07.2008 отрицает факт его извещения о времени и месте составления протокола, суд приходит к выводу об отсутствии бесспорных и достаточных доказательств надлежащего извещения законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении.
При этом суд отмечает, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием привлечения к административной ответственности, возложена на административный орган (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении орган, в производстве которого находится дело, выясняет в том числе, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ), а также рассматривает заявленные отводы и ходатайства (пункт 6 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Статьей 24.4 КоАП РФ предусмотрено, что заявленные ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
Из представленных материалов следует, что дело об административном правонарушении назначено к рассмотрению на 11 часов 05 минут 15.07.2008.
При этом повестку вызова на рассмотрение дела об административном правонарушении от 02.07.2008 № 01-22/214-ш ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" получило по почте только 15.07.2008 (л.д. 19). Почтовое уведомление о получении Обществом возвращено в г. Нижний Новгород 23.07.2008. То есть на момент рассмотрения дела об административном правонарушении у РО ФСФР России в ПриФО этого уведомления не имелось.
Административный орган утверждает, что уведомил Общество о рассмотрении дела телефонограммой от 11.07.2008 № 21-43 и направил текст данной телефонограммы по факсу.
Однако Общество отрицает факт получения и этой телефонограммы; в журнале регистрации входящих телефонограмм этой телефонограммы нет. То обстоятельство, что административный орган направил в Общество по факсу именно этот текст 11.07.2008, а равно и то, что 11.07.2008 Общество получило именно этот факс, не подтверждено. В отчете об отправке факса от 11.07.2008 также не пропечатан номер вызываемого факса; он дописан от руки сотрудником административного органа, при этом дописанный номер вызываемого факса - 63-03-48, который, как указывалось выше, не является номером факса Общества.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Суд также отмечает, что согласно пункту 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного суд пришел к выводу об отсутствии надлежащих и бесспорных доказательств уведомления ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" как о составлении протокола об административном правонарушении, так как о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В связи с нарушением административным органом порядка привлечения ОАО "Концерн "Чувашгосснаб" к административной ответственности постановление РО ФСФР России в ПриФО от 15.07.2008 № 01-19/210-Ш подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 15.07.2008 № 01-19/210-Ш о привлечении открытого акционерного общества "Концерн "Чувашгосснаб" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru