Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2009 г. по делу № А79-11725/2009

Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2009 года.
Резолютивная часть решения оглашена 14 декабря 2009 года.
Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Опытно-Конструкторское Предприятие "Феркон", 603000, г. Нижний Новгород, ул. Баумана, 50
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике, 429500, Чувашская Республика, п. Кугеси, ул. Советская, 32
о признании недействительным решения налогового органа от 29.06.2009 № 9732,
при участии:
от Заявителя - В. по пост. дов. от 28.09.2009 б/н, С. по пост. дов. от 28.09.2009 б/н
от Инспекции - начальника юротдела Е. по пост. дов. от 11.01.2009 № 1, старшего госналогинспектора Ш. по дов. от 30.11.2009 № 34

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Опытно-Конструкторское Предприятие "Феркон" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике (далее - МИФНС № 5 по ЧР, налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 29.06.2009 № 09-9732.
Представители Заявителя уточнили заявленные требования, просили признать недействительным решение налогового органа от 29.06.2009 № 9732 в полном объеме.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает уточнение ООО "Опытно-Конструкторское Предприятие "Феркон".
Представители Заявителя поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях, суду пояснили следующее: Обществом заявлены налоговые вычеты по НДС за спорные налоговые периоды в соответствии положениями статей 166, 169, пунктов 1, 2 статьи 171, статьи 172 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Не может в силу закона служить основанием для отказа в возмещении НДС довод об отсутствии юридического лица на момент проведения проверки по адресам, указанным в учредительных документах. Факт отсутствия юридического лица по адресам, указанным в его учредительных документах, в момент проведения проверки не может являться доказательством того, что юридическое лицо не находилось по проверяемым адресам в период исполнения договоров. Таким образом, доводы Ответчика, изложенные в оспариваемом решении по контрагенту ООО "ОКП "Феркон" - ООО "Колибр", не являются доказательством недобросовестности Заявителя.
Доводы, изложенные Ответчиком в отзывах, фактически сводятся к доказыванию недобросовестности контрагента ООО "Колибр". Все доказательства, представленные Ответчиком, косвенно подтверждают недобросовестность последнего, но не доказывают недобросовестность Заявителя, также не доказывают факт получения Заявителем необоснованной налоговой выгоды, в качестве самостоятельной деловой цели. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.10.2003 № 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Пункт 10 Постановления ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 предусматривает, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости. Ответчик не представил доказательств, подтверждающих взаимосвязь Истца и его контрагента - ООО "Колибр", не доказал согласованность их действий, направленных на получение налоговой выгоды.
Сделка между Истцом и ООО "Колибр" не носила разовый характер, что подтверждается документами: счетами-фактурами, товарными накладными, платежными поручениями.
Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Из представленных в налоговый орган документов следует, что ООО "ОКП "Феркон" оплатило в безналичном порядке (с учетом налога на добавленную стоимость), получило и оприходовало товары, поставленные ООО "Колибр". В подтверждение этого налогоплательщик представил договоры, передаточные акты, товарные накладные, счета-фактуры, платежные документы. Суммы налога на добавленную стоимость по данным счетам-фактурам предъявлены к вычету из бюджета за ноябрь и декабрь 2008 года; материалы и сырье, полученные от ООО "Колибр" используются в производственной деятельности; затраты на производство (приобретение) продукции включены в состав расходов, уменьшающих доходы от реализации при исчислении налога на прибыль.
Положения главы 21 Кодекса также не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленные счета-фактуры или замену такого счета-фактуры на документ, оформленный в соответствии с действующими нормами налогового законодательства.
В исправленных счетах-фактурах, представленных ООО "ОКП "Феркон" 18.05.2009 сведения о продавце - ООО "Колибр", а именно адрес контрагента, указаны в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц; ООО "ОКП "Феркон" соблюдены требования статьи 169 Кодекса; Общество представило достаточные и достоверные доказательства, указывающие на реальность совершенных хозяйственных операций и понесенных в связи с их совершением расходов, следовательно, выполнило обязанность по утверждению права на применение налоговых вычетов по НДС в оспариваемой сумме.
Факт уплаты налогоплательщиком НДС поставщикам товаров (работ, услуг), оприходования и использования товаров налоговым органом не оспаривается.
Как показывает анализ арбитражной практики, нельзя отказать в вычете по причине технических ошибок и опечаток, допущенных при оформлении счетов-фактур, если такие ошибки не препятствуют идентификации покупателя, поставщика, товара и т.д.
Полагают, что недочеты в спорных счетах-фактурах носили устранимый характер. Более того, налогоплательщиком в ходе проверки были представлены исправленные счета-фактуры. Однако данные счета-фактуры не были приняты налоговым органом.
При этом необходимо отметить, что ООО "ОКП "Феркон" внесло необходимые коррективы в деятельность предприятия, связанные с ошибкой в дате постановки на учет и внесении в ЕГРЮЛ. Ошибка произошла по техническим причинам, то есть машинально, поскольку 06.11.2008 Обществом были поданы документы для регистрации предприятия. Воспользовавшись правом на замену неправильно оформленных счетов-фактур, Все соответствующие изменения и исправления были внесены в книгу покупок за 4 квартал 2008 года. Уточненная декларация по НДС Обществом сдана 05.05.2009. Также была самостоятельна выявлена и исправлена не отраженная ранее реализация на сумму 17 500 руб. 00 коп., ошибка, которая произошла из-за несвоевременной сдачи менеджером предприятия соответствующих документов в бухгалтерию предприятия.
Представители Инспекции требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявлении, письменных пояснениях, дополнении к отзыву, суду пояснили следующее:
В силу пунктов 1 и 2 статьи 169, статьей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из положений ст. 169 Налогового кодекса РФ следует, что счет-фактура должен содержать достоверные и определенные в законодательстве о налогах и сборах сведения, а составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной нормы, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик обязан доказать правомерность своих требований. При этом документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.
Согласно Приложению № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, в счете-фактуре по строке 2а указываются место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами.
Счета-фактуры, представленные ООО "ОКП "Феркон" в качестве основания для получения вычетов по налогу на добавленную стоимость, в нарушение пунктов 5 и 6 статьи 169 Кодекса содержат недостоверные данные о поставщике, следовательно, не могут являться основанием для принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
А именно, в счетах-фактурах, выставленных ООО "Колибр" указан юридический адрес: 424029, Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Новотроицк, ул. Кокшайская, 47. При этом согласно государственной регистрации юридический адрес ООО "Колибр" 424029, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Кокшайский проезд, 47.
В целях подтверждения фактов совершения сделок ООО "ОКП "Феркон" с ООО "Колибр" ИНН 1515133080 Инспекцией направлено поручение об истребовании документов в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Ола. Из полученного ответа следует, что ООО "Колибр" по юридическому адресу не значится.
Согласно представленным ИФНС России по г. Йошкар-Оле письмом от 12.08.2009 № 13-08/9136дсп налоговым декларациям ООО "Колибр" по налогу на добавленную стоимость реализация товаров (работ, услуг) произведена за 4 квартал 2008 года на сумму 8438 руб. и налог на добавленную стоимость исчислен в сумме 1519 руб. С учетом НДС к вычету в сумме 994 руб. исчислено к уплате в бюджет 525 руб. То есть отсутствует корреспондирующая возмещению НДС из бюджета его исчисление и уплата поставщиком в бюджет.
В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила). В пункте 29 IV раздела "Заключительные положения" Правил указано, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Согласно Письма Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2006 № 03-04-09/06 счет-фактура может быть исправлен только посредством внесения исправлений в неправильно оформленный счет-фактуру.
Таким образом, представленные счета фактуры переделанные, то есть напечатанные с измененными данными, при этом изменения, внесенные в счета-фактуры, представленные ООО "ОКП "Феркон", в нарушение пункта 29 Правил не заверены подписями руководителей и печатями продавцов, а также не указаны даты внесения исправлений не могут быть приняты и подтверждать достоверность представленных документов.
Кроме того подписи в переделанных счетах-фактурах не соответствуют реальной подписи директора ООО "Колибри" К.
О моменте совершения сделок, а именно о том, что сделки по приобретению материалов и сырья для собственных нужд и производства продукции осуществлялись с 06.10.2008 года сообщил в адрес инспекции генеральный директор С.А. письмом от 06.02.2009 № 00001.
]]>
А указание в счетах фактурах ИНН и данных расчетного счета свидетельствует о том, что документальное оформление осуществленных ранее сделок произведено позднее, уже после получения данных об ИНН и регистрации расчетного счета. Все представленные первоначально документы, включая товарные накладные, счета-фактуры, договора, акты сверок, книги продаж и книги покупок свидетельствуют, что в даты, а именно 14.10.2008, 16.10.2008, 03.11.2008 произведены поставки продукции в ООО "Электропромкомплект", и закуплены товары (работы, услуги) 13.10.2008, 15.10.2008, 31.10.2008 в ООО "Колибр".
Кроме того, что организация представляла для проверки документы по направленному поручению об истребовании документов от 15.04.2009 № 08-20/03447 от ООО "Электропромкомплект" для подтверждения реализации товаров (работ, услуг), контрагентом представлены следующие документы: договор на поставку продукции от 15.10.2008 № 1, счет-фактура от 14.10.2008 № 3 на сумму 200882.02 руб., в т.ч. НДС 30643.02 руб., счет-фактура от 16.10.2008 № 4 на сумму 53024.48 руб., в т.ч. НДС 8088.48 руб.; счет-фактура от 03.11.2008 № 6 на сумму 308428.21 руб., в т.ч. НДС 47048.37 руб., счет-фактура от 10.11.2008 № 7 на сумму 540728.89 руб., в т.ч. НДС 82484,06 руб., счет-фактура от 28.11.2008 № 8 на сумму 3567 руб., в т.ч. НДС 544.12 руб., счет-фактура от 10.12.2008 № 5 на сумму 144077.82 руб., в т.ч. НДС 21977.98 руб., счет-фактура от 17.12.2008 № 9 на сумму 10705 руб., в т.ч. НДС 1632.97 руб., товарные накладные к счетам-фактурам, книга продаж за 4 квартал 2008 года, платежные поручения на общую сумму 1160995.42 руб., подтверждающие уплату за поставленную продукцию (работы, услуги).
Также имеется и договор № 29-1/08 от 01.11.2008 ООО "ОКП "Феркон" с ООО "СовИнКом" на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, согласно которому отпуск ООО "СовИнКом" тепловой энергии и потребление ООО "ОКП "Феркон" производится с 01.11.2008 по 31.12.2008 года.
Имеется также договор на оказание транспортных услуг с ИП Д. от 13 октября 2008 года свидетельствующим об оказании транспортных услуг с момента подписания, а именно с 13 октября 2008 года.
Таким образом, в нарушение пп. 2 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 144 Кодекса ООО "ОКП "Феркон" осуществляло деятельность без постановки на налоговый учет. Согласно п. 1 статьи 117 Кодекса сумма штрафа совершенное правонарушение сумма штрафа составляет 56233.50 руб. (расчет: 200882.02 руб. + 53024.48 руб. + 308428.21 руб.) * 10%.
В судебном заседании 11.12.2009 объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 14.12.2009.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Опытно-Конструкторское Предприятие "Феркон" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике 06.11.2008 за основным государственным регистрационным номером 1082135001013.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике в отношении ООО "Опытно-Конструкторское Предприятие "Феркон" проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, представленной в налоговый орган 21.01.2009, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 21.04.2009 № 7179.
18.05.2009 налогоплательщиком представлены возражения № 05/01 на указанный акт.
На основании акта от 21.04.2009 № 7179 и по результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, с учетом представления Обществом 05.05.2008 уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2008 года, Инспекцией принято решение от 28.05.2009 № 11 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение от 29.06.2009 № 9732 о привлечении к налоговой ответственности ООО "Опытно-Конструкторское Предприятие "Феркон" за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 33203,4 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года; предусмотренной пунктом 1 статьи 117 Кодекса за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа в сумме 56233,5 руб. Также данным решением ООО "ОКП "Феркон" предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 166017 руб., пени - 8916,69 руб.
Не согласившись с решением Инспекции ООО "Опытно-Конструкторское Предприятие "Феркон" обратилось в налоговый орган с апелляционной жалобой от 16.07.2009 б/н (вх. № 11115 от 20.07.2009), которая направлена в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике письмом Инспекции от 22.07.2009 № 03-2-57/06567 (вх. № 21576 от 22.07.2009). Решением от 11.09.2009 № 05-13/219 Управление указанную жалобу Общество оставило без удовлетворения.
С заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 29.06.2009 № 09-9732 ООО "Опытно-Конструкторское Предприятие "Феркон" обратилось в суд.
С учетом уточнений заявленных требований Заявитель просил признать недействительным решение налогового органа от 29.06.2009 № 9732 в полном объеме.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, рассмотрев доводы сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
Как указано выше ООО "ОКП "Феркон" зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС № 5 по ЧР 06.11.2008 за основным государственным регистрационным номером 1082135001013 (том 1, л.д. 39 - 40), на основании заявления, поступившего в Инспекцию 29.10.2008 за входящим № 559, согласно решению о государственной регистрации ООО "ОКП "Феркон" (том 3, л.д. 93).
Налоговым органом, согласно содержанию оспариваемого решения установлен факт осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе, то есть до 06.11.2008, при этом налоговым органом выявлена реализация товаров (работ, услуг) ООО "Электропромкомплект" по счетам-фактурам от 14.10.2008 № 3 на сумму 200882,2 руб. (в том числе НДС - 30643,02 руб.), от 16.10.2008 № 4 на сумму 53024,48 руб. (в том числе НДС - 8088,48 руб.), от 03.11.2008 № 6 на сумму 308428,21 руб. (в том чисел НДС - 47048,37 руб.).
Суд полагает необоснованным привлечение Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 117 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 56233,5 руб. (200882,02 руб. + 53024,48 руб. + 308428,21 руб.) * 10%, в виду следующего.
Общество объясняет наличие документов на отгрузку товаров (работ, услуг) датированных до государственной регистрации в качестве юридического лица и постановки Общества на налоговый учет в налоговом органе технической ошибкой, данные доводы подтверждаются содержанием спорных счетов-фактур и товарных накладных на отгрузку товаров ООО "Электропромкомплект".
Так представленные Инспекцией в материалы дела первоначальные счета-фактуры от 16.10.2008 № 4, от 03.11.2008 № 6, товарные накладные к ним, а также товарная накладная от 14.10.2008 № 3 (счет-фактура от 14.10.2008 № 3 Инспекцией в материалы дела, несмотря на предложение суда, не представлена) (том 1, л.д. 103 - 109), содержат сведения, которые могли быть известны Обществу при заполнении данных документов только после 06.11.2008, то есть после государственной регистрации в качестве юридического лица и постановки на налоговый учет в качестве налогоплательщика: ИНН 2111007968/КПП 211101001 и номер расчетного счета Заявителя, открытого в Чувашском ОСБ № 8613 только 12.11.2008 (том 3, л.д. 82 - 85).
Кроме того, из буквального толкования санкции п. 1 ст. 117 Налогового кодекса РФ размер штрафа за предусмотренное данной нормой правонарушение исчисляется с суммы полученного дохода за период осуществления налогоплательщиком деятельности без постановки на налоговый учет.
Согласно положениям ст. 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
Даже в случае отгрузки товара до 06.11.2008, что как указано выше не подтверждается содержанием спорных документов, Инспекцией в любом случае не устанавливалось фактическое получение дохода Обществом в денежной либо натуральной форме до момента постановки его на налоговый учет. Из представленных в материалы дела платежных поручений следует, что оплата по спорным счетам-фактурам произведена Заявителем в адрес ООО "Электропромкомплект" с декабря 2008 по март 2009 года (том 2, л.д. 170 - 178).
Также суд исходит из того, что ст. 117 НК РФ применяется исходя из ее названия в случае уклонения налогоплательщика от постановки на налоговый учет. В данном же случае такого "уклонения" в любом случае не усматривается. При этом вся выручка от реализации товаров (работ, услуг) по вышеуказанным счетам-фактурам, выставленным в адрес ООО "Энергокомплект" включена в налогооблагаемую базу при исчислении Обществом НДС за 4 квартал 2008 года, что не оспаривается налоговым органом, подтверждается книгой продаж за данный налоговый период.
Доводы Инспекции по данному эпизоду не принимаются по вышеизложенным мотивам.
Также Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки установлен факт неправомерного включения в состав налоговых вычетов по НДС за 4 квартал 2008 года 172428,62 руб. налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) от ООО "Колибр" на основании счетов-фактур, содержащих недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (пункт 6 статьи 169 Кодекса).
Таким образом, требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
Из перечисленных норм следует, что основными условиями, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) в спорных налоговых периодах, являлось: приобретение товаров (работ, услуг) в производственных целях либо для перепродажи; оприходование (постановка на учет) товаров (работ, услуг); наличие счета-фактуры, оформленного с соблюдением требований пунктов 5 и 6 статьи 169 Кодекса, и первичных документов, подтверждающих реальность названных хозяйственных операций.
Инспекцией установлено, что в первоначальных счетах-фактурах, выставленных ООО "Колибр" указан юридический адрес: 424029, Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Новотроицк, ул. Кокшайская, 47. При этом согласно сведениям, предоставленным ИФНС по г. Йошкар-Оле письмом от 01.04.2009 № 15-08/3124 @дсп (том 2, л.д. 95 - 101) юридический адрес ООО "Колибр" 424029, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Кокшайский проезд, 47, по данному адресу ООО "Колибр" отсутствует.
Указанным же письмом ИФНС по г. Йошкар-Оле сообщила, что ООО "Колибр" не относится к налогоплательщикам представляющим нулевую отчетность, налоговая декларация по НДС за 4 квартал представлялась.
Согласно материалам из регистрационного дела ООО "Колибр" (том 2, л.д. 99 - 101, 125 - 127) учредителем и директором данного Общества является К.
Судом принимаются доводы Общества о том, что ошибки в адресе ООО "Колибр" в выставленных последним в адрес Заявителя счетах-фактурах (том 1, л.д. 129 - 157) носят устранимый характер. Наименование, реквизиты расчетного, счета (том 2, л.д. 104), ИНН/КПП позволяют идентифицировать налогоплательщика.
Кроме того, Заявителем вместе с возражениями к акту камеральной налоговой проверки от 18.05.2009 были представлены уточненные счета-фактуры ООО "Колибр" с указанием адреса поставщика, соответствующего данным Единого государственного реестра юридических лиц (том 3, л.д. 102 - 120), данные счета-фактуры по перечню необходимых реквизитов соответствуют ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Суд принимает во внимание, что налоговым органом не оспаривается факт постановки на учет товаров (работ, услуг), приобретенных по спорным документам у ООО "Колибр", их использование в производственных целях либо для перепродажи.
Фактическая оплата Обществом за поставленный ООО "Колибр" товар подтверждается представленной в материалы дела выпиской из расчетного счета ООО "Колибр", открытого в Банке "Йошкар-Ола" (ОАО) (том 2, л.д. 104 - 113), не оспаривается Инспекцией.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки директор ООО "Колибр" допрошен в качестве свидетеля по взаимоотношениям с Заявителем не был.
Заявителем же в свою очередь представлена переписка с ООО "Колибр", от имени которого выступает директор К., которая подтверждает факт хозяйственных операций между ООО "Колибр" и ООО "ОЕП "Феркон" с приложением учредительных документов, первичных документов, акта сверки (том 1 л.д. 54-63, том 4).
Доводы Инспекции о том, что спорные счета-фактуры подписаны не директором ООО "Колибр" - К. при их визуальном осмотре, не принимаются, так как определение соответствия подписей выполненных в различных документах требует специальных познаний, налоговым же органом в ходе камеральной налоговой проверки почерковедческой экспертизы проведено не было, в ходе рассмотрения настоящего дела соответствующего ходатайства также не заявлялось, сам директор контрагента, как было указано выше в качестве свидетеля по факту подписания спорных счетов-фактур не допрашивался.
С учетом вышеизложенного оснований полагать, что спорные счета-фактуры после их уточнения подписаны неустановленным лицом, не имеется.
Довод Инспекции о том, что согласно данным налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 года ООО "Колибр", не задекларирована выручка, поступившая от Заявителя, судом в качестве основания для признания необоснованности заявленных налоговых вычетов, не принимается.
В любом случае неотражение в учете ООО "Колибр" поступившей от ООО "ОКП "Феркон" на расчетный счет выручки от реализации товаров (работ, услуг), неисчисление с нее соответствующих налогов само по себе не может явиться основанием для признания необоснованным применения налоговых вычетов Заявителем.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Инспекцией в соответствии с п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено достаточной совокупности доказательств недостоверности сведений, содержащихся в счетах-фактурах, оформленных от имени ООО "Колибр".
На основании вышеизложенного решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике от 29.06.2009 № 9732 подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит расходы по уплате государственной пошлины на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Опытно-Конструкторское Предприятие "Феркон" удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике от 29.06.2009 № 9732.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике, 429500, Чувашская Республика, п. Кугеси, ул. Советская, 32 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Опытно-Конструкторское Предприятие "Феркон", 603000, г. Нижний Новгород, ул. Баумана, 50 расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение одного с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru