Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


УХТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 марта 2010 г. по делу № 2-700/10

Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Корниенко М.В.,
с участием прокурора Нургазиной Н.Т.,
при секретаре Парфентьевой Е.А.,
с участием представителя Совета МОГО "Ухта" Шашева А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 9 марта 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора города Ухты о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим решения Совета МОГО "Ухта" от 25 декабря 2009 года № 373 "Об установлении с 1 января 2010 года на территории МОГО "Ухта" размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальном жилищном фонде МОГО "Ухта", ранее использовавшемся в качестве муниципальных общежитий" в части установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений,

установил:

В порядке статьи 251 ГПК РФ прокурор города Ухты обратился в суд с заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 решения Совета МОГО "Ухта" от 25 декабря 2009 года № 373 "Об установлении с 1 января 2010 года на территории МОГО "Ухта" размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальном жилищном фонде МОГО "Ухта", ранее использовавшемся в качестве муниципальных общежитий" в части установления размера платы для собственников жилых помещений. Оспариваемое решение опубликовано в информационном бюллетене "Город" 16 января 2010 года выпуск № 1(703). Установление решением Совета МОГО "Ухта" платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, проживающих в жилищном фонде, ранее использовавшемся в качестве общежитий, противоречит части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации на срок не менее чем один год. Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает разграничения собственников жилых помещений в зависимости от назначения и порядка предыдущего использования помещений в многоквартирных домах. В соответствии с решением возмещение дополнительных затрат, возникающих от разницы размера платы, установленного пунктом 1 решения и размером платы, установленного общим собранием многоквартирного дома, либо по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, являются расходными обязательствами бюджета МОГО "Ухта" в пределах выделенных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год. Согласно статьям 15, 76 Конституции Российской Федерации, статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления только по вопросам своего ведения и в пределах полномочий принимают (издают) правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Нургазина Н.Т. на заявлении настаивала.
Представитель Совета МОГО "Ухта" по доверенности Шашев А.Г. требования прокурора не признал, представил письменный отзыв, из которого следует, что в силу части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. В домах, являющихся муниципальным имуществом, ранее использовавшимся в качестве общежитий, управляющей организацией является МУП "Общий дом". Экономическое обоснование и расчет платы были представлены МУ "Управление ЖКХ". Отмена решения повлечет увеличение размера платы населения от 18 до 300% оплаты услуги "содержание и ремонт жилья", в зависимости от адреса, на основании начисления платы, установленного размера платы на 2010 год общим собранием собственников с учетом предложения управляющей компании МУП "Общий дом". Данное решение в действующем виде обеспечивает защиту населения, которое проживает в жилищном фонде, ранее использовавшемся в качестве муниципальных общежитий, и в основном является социально незащищенным, имеющим невысокий уровень доходов. Статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет определить дотацию за оплату жилищных и коммунальных услуг населению и критерием в данном случае является жилищный фонд, ранее использовавшийся в качестве муниципальных общежитий. В бюджете муниципального образования предусмотрены средства на возмещение затрат управляющей организации, возникших в результате принятого решения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений определены Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 156 Жилищного кодекса РФ наделяет органы местного самоуправления полномочиями определять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений в случаях, если собственники не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; в иных случаях этот размер определяется на общем собрании собственников жилых помещений либо соответствующими органами правления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В случае, если собственники жилых помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, то согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками жилых помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75. Согласно пункту 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 6 февраля 2006 года № 75 (в ред. от 18 июля 2007 года, с изм. от 10 августа 2009 года) конкурсом является форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.
Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанный в условиях конкурса, не может быть изменен.
Пунктом 1 вышеуказанного решения с 1 января 2010 года установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений (физических лиц), проживающих в жилищном фонде, ранее использовавшемся в качестве муниципальных общежитий:
- в размере, соответствующем результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе все помещения в котором находятся в собственности МОГО "Ухта", либо решению общего собрания собственников помещений (собрания членов товарищества собственников жилья), если изменение размера платы не превышает предельного максимального индекса изменения размера платы за жилое помещение (120%) по сравнению к ранее действовавшему размеру платы;
- в размере, увеличенном на предельный максимальный индекс изменения размера платы (120%) по сравнению к ранее действовавшему размеру платы, если размер платы, соответствующий результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе все помещения в котором находятся в собственности МОГО "Ухта", либо результатам утвержденного общим собранием собственников помещений (собрания членов товарищества собственников жилья), возрос более, чем предусмотрено предельным максимальным индексом изменения размера платы за жилое помещение (120%).
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации в пункте 1 решения орган местного самоуправления определил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения именно в тех случаях, когда способ управления многоквартирным домом определен, в том числе проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Доводы представителя Совета МОГО "Ухта" о том, что отмена решения в оспариваемой части повлечет увеличение платы для собственников жилых помещений в жилищном фонде, ранее использовавшемся в качестве муниципальных общежитий; население, проживающее в указанном жилищном фонде, в основном является социально не защищенным; уменьшение размера платы представляет собой дотацию, предусмотренную статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Как следует из пункта 2 оспариваемого решения, за счет средств местного бюджета компенсируются не расходы конкретных граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а происходит возмещение затрат управляющей организации, и установленное уменьшение размера платы дотацией не является.
Исходя из вышеизложенного, оспариваемое решение в части установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений (физических лиц), проживающих в жилищном фонде, ранее использовавшемся в качестве муниципальных общежитий, является противоречащим федеральному законодательству и должно быть признано недействующим.
Поскольку на основании оспариваемой нормы определялся размер платы за жилое помещение для граждан начиная с 1 января 2010 года, с целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении противоречащей федеральному законодательству нормы, суд находит, что она подлежит признанию не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление прокурора города Ухты удовлетворить.
Признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим пункт 1 решения Совета МОГО "Ухта" от 25 декабря 2009 года № 373 "Об установлении с 1 января 2010 года на территории МОГО "Ухта" размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальном жилищном фонде МОГО "Ухта", ранее использовавшемся в качестве муниципальных общежитий", в части установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений (физических лиц), проживающих в жилищном фонде, ранее использовавшемся в качестве муниципальных общежитий, с момента вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу опубликовать в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский федеральный городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 15 марта 2010 года.

Судья
М.В.КОРНИЕНКО



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru