АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2010 г. по делу № А28-15043/2009-475/27
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 23 апреля 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи К.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей К.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "К"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 07.09.2009
при участии представителей:
от заявителя - К.О. по доверенности от 11.01.2010;
от ответчика - Г. по доверенности от 12.01.2010,
установил:
открытое акционерное общество "К" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Ответчик, УФАС) о назначении ему административного наказания от 07.09.2009 по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение порядка ценообразования в сфере услуг по продаже электрической энергии.
В обоснование заявленного требования Общество ссылается на то, что необоснованно было привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ. По мнению Заявителя, Ответчиком неправильно квалифицированы его действие по направлению требования ООО "В" об уплате неустойки, как требование оплаты за сверхдоговорное потребление электроэнергии и соответственно как нарушение порядка ценообразования.
В судебном заседании представитель Заявителя настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ответчик с требованием Заявителя не согласен по мотивам, изложенным в отзыве на заявление. В письменном отзыве на заявление от 09.10.2009 Ответчик ссылается на допущенное Обществом нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при определении размера платы за сверхдоговорное потребление электроэнергии. По мнению Ответчика, указанные действия Заявителя являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В судебном заседании представитель Ответчика просит отказать Заявителю в удовлетворении требования.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 15.04.2010 по 22.04.2010 и с 22.04.2010 по 23.04.2010.
Заслушав объяснения и доводы представителей Заявителя и Ответчика, исследовав все материалы дела, Арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, установлена в статье 14.31 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "К" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке товара более 35%, как организация, занимающая доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории Кировской области, за исключением зоны деятельности ООО "Р".
Управлением ФАС по Кировской области на основании обращения ООО "В" о нарушении ОАО "К" установленного порядка ценообразования в электроэнергетике было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Решением от 28.07.2009 УФАС квалифицировало действия по направлению Заявителем требований об уплате неустойки и предъявлению к оплате счетов от 31.03.2009 как установление платы за сверхдоговорное потребление и за недоиспользование электроэнергии, то есть изменение цены товара по договору. В резолютивной части решения указывается на признание в действиях ОАО "К" факта нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при определении размера платы за сверхдоговорное потребление и недопотребление электроэнергии. Предписание по устранению нарушения антимонопольного законодательства УФАС не выдавалось в связи с добровольным устранением ОАО "К" допущенного нарушения. Материалы дела были переданы для возбуждения в отношении Заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
В тот же день УФАС было вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО "К" дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ (совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния), и о проведении административного расследования.
19 августа 2009 года в отношении ОАО "К" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, 07.09.2009 руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам которого вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по указанной выше статье КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 23410581 (двадцати трех миллионов четырехсот десяти тысяч пятисот восьмидесяти одного) рубля 00 копеек.
Как видно из материалов дела, названное выше решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, которым установлен факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении Обществом порядка ценообразования, признано решением Арбитражного суда Кировской области от 28.12.2009 по делу А28-14919/2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, незаконным.
Названными выше судебными актами, имеющими преюдициальное значение по данному делу установлено, что действия ОАО "К" по направлению ООО "В" требований об уплате неустойки и счетов от 31.03.2009 необоснованно были квалифицированы УФАС как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, что явилось основанием для признания незаконным решения указанного органа от 28.07.2009.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах суд считает, что в действиях ОАО "К" не установлено и не доказано событие и состав вменяемого Обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении. Следовательно, у Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области отсутствовали законные основания для привлечения Заявителя к административной ответственности.
В этой связи требование Заявителя о признании постановления руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 07.09.2009 о назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 23410581 (двадцати трех миллионов четырехсот десяти тысяч пятисот восьмидесяти одного) рубля 00 копеек по статье 14.31 КоАП РФ незаконным подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
Требования Заявителя - открытого акционерного общества "К" удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 07.09.2009 о назначении открытому акционерному обществу "К" административного наказания в виде административного штрафа в размере 23410581 (двадцати трех миллионов четырехсот десяти тысяч пятисот восьмидесяти одного) рубля 00 копеек по статье 14.31 КоАП РФ.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.