Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2008 г. по делу № А79-5105/2008

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению закрытого акционерного общества - фирмы "Чебоксарская керамика" г. Чебоксары
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике г. Чебоксары
о признании незаконным и отмене постановления № 04/04 от 08.07.2008
при участии:
от общества - В.Е. (копия доверенности в деле)
от управления - В.Н. по доверенности № 21 от 05.08.2008 и Б. - юрист (копия доверенности в деле)

установил:

закрытое акционерное общество - фирма "Чебоксарская керамика" г. Чебоксары (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике г. Чебоксары (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления № 04/04 от 08.07.2008 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб.
Заявление мотивировано тем, что Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике незаконно издано распоряжение о проведении внепланового мероприятия. К тому же оснований для проведения внепланового мероприятия по контролю, которые предусмотрены статьей 7 Федерального закона № 134-ФЗ от 08.08.2001 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - ФЗ № 134-ФЗ) не имелось.
Указывает, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.8 КоАП РФ, поскольку по его мнению управлением не доказан факт использования земли не по целевому назначению в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 № 111-ФЗ, от 17.04.2006 № 53-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ, от 30.10.2007 № 240-ФЗ, от 08.11.2007 № 261-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - ФЗ № 172-ФЗ).
Общество является разработчиком Мало-Катрасинского месторождения кирпичных и керамзитовых глин. На право пользования недрами предприятию выдана лицензия от 30.08.1999 серии ЧЕБ № 00123 ТЭ, срок действия лицензии продлен до 31.12.2008.
Площадь участка недр (горного отвода), в пределах которого общество вправе осуществлять добычные работы, составила 63 га. Земельные участки над участком недр в пределах горного отвода отводились обществу постепенно. Последний земельный участок площадью 2.8 га был предоставлен обществу в 2003 году. ФЗ № 172-ФЗ вступил в силу с 05.01.2005, который не распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие. Ранее перевод земельных участков из одной категории в другую регулировался статьей 8 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) и статьей 5 Земельного кодекса РСФСР (далее - ЗК РСФСР). Вопрос об изменении категории земель решался местными Советами народных депутатов. Изменение категории последнего отведенного обществу земельного участка площадью 2.8 га произведено постановлением Кабинета Министров ЧР № 137 от 17.05.2002.
По изложенным основаниям считает, что оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ не имеется.
В судебном заседании представитель общества требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Также подтвердил, что управление надлежащим образом извещало общество о времени и месте составления как протокола об административном правонарушении, так и оспариваемого постановления.
Представители управления заявленное требование не признали и пояснили, что в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 (далее - Положение № 689), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы являются специально уполномоченными органами по осуществлению государственного земельного контроля. Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Распоряжение от 25.04.2008 № 04/04 на проведение внеплановой проверки соблюдения обществом земельного законодательства было издано на основании письма Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 22.04.2008 № 002/556. Данное письмо содержало в себе информацию о нарушении технологического процесса рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, предусмотренного Основными Положениями, утвержденными приказом Минприроды Российской Федерации № 525 и Роскомзема № 67 от 22.12.1995. В соответствии с положениями Межгосударственного стандарта ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель", утвержденными постановлением Госстандарта СССР от 30.03.83 № 1521 (далее - ГОСТ), рекультивация является технологическим процессом. В соответствии с пунктом 1.4 данного ГОСТа снятие и транспортировка плодородного слоя почвы, его складирование и хранение или нанесение на рекультивируемые поверхности является частью технологической схемы производства горных работ.
Исходя из разграничений полномочий органов государственного контроля согласно Положению № 689 государственный контроль за соблюдением выполнения требований по предотвращению уничтожения плодородного слоя почвы относится к исключительной компетенции Россельхознадзора и его территориальных органов.
Приказом Россельхознадзора от 12.04.2005 № 138 (в последующей редакции от 23.08.2008) утвержден перечень должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, в соответствии с которым должностные лица управления уполномочены составлять протоколы, в частности, по статье 8.6 КоАП РФ. В этой связи Управлением Россельхознадзора по Чувашской Республике издано распоряжение от 25.04.2008 № 04/04 о проведении государственного контроля (надзора) в соответствии с действующим законодательством.
Также указывают, что общество в нарушение условий лицензии не осуществляло рекультивацию нарушенных земель с 2001 года, в частности, не предприняло никаких мер по разработке плана рекультивации и дальнейшего восстановления нарушенных земель по этому плану в срок до 31.12.2007. Об этом свидетельствуют и фотоматериалы по делу.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении проект рекультивации нарушенных земель на Мало-Катрасинском карьере с положительным заключением государственной экологической экспертизы разработан не был. При этом необходимо учесть, что рекультивация в соответствии с Общими положениями должна проводиться в два этапа: технический и биологический, а срок действия лицензии на пользование недрами в целях их рекультивации заканчивается уже в декабре 2008 года.
Далее дополнили, что согласно сообщению Управления Роснедвижимости по ЧР № 17-16/08-04622 от 07.05.2008 земельный участок, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, восточная окраина д. Малые Катраси, в 15 км юго-западнее г. Чебоксары, западнее железнодорожной линии Чебоксары-Канаш, площадью 63 га, на котором расположен Мало-Катрасинский карьер общества по добыче глинистых пород по состоянию на 07.05.2008 на государственный кадастровый учет не поставлен и не имеет кадастрового номера.
Следовательно, земельный участок не идентифицирован, в Едином государственном реестре земель не учтен и поэтому его невозможно выделить в натуре.
Кроме того, в соответствии с соглашением к лицензии на право пользования недрами обществу предоставлен в пользование земельный участок площадью 27.4 га, на который отсутствуют документы органов местного самоуправления, подтверждающие его отвод и перевод в земли промышленности.
Поэтому по мнению представителей управления на момент рассмотрения в отношении общества дела об административном правонарушении земельный участок, разработанный для добычи глинистых пород, относится к землям сельскохозяйственного назначения. Данный земельный участок в земли промышленности не переведен, следовательно, он используется не по целевому назначению.
Судом установлено, что закрытое акционерное общество - фирма "Чебоксарская керамика" зарегистрировано администрацией Калининского района г. Чебоксары 21.10.1992 в качестве юридического лица.
07 июня 2008 года управлением составлен акт проверки соблюдения обществом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Проверкой установлено, что горный отвод для промышленной разработки керамзитовых глин площадью 63 га, расположенный у восточной окраины дер. Малые Катраси в 15 км от города Чебоксары на правой стороне железнодорожной линии Чебоксары-Канаш, был предоставлен Вурманкасинскому заводу керамических блоков. На основании горноотводного акта решением исполкома Чебоксарского районного Совета депутатов трудящихся принято решение № 276 от 20.05.1965 о выделении земельного участка для разработки месторождения керамзитовых глин. Данный отвод зарегистрирован Управлением Татарского округа государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору 18.06.1967 № 106.
30.08.1999 Министерством природных ресурсов Чувашской Республики выдана обществу лицензия серии ЧЕБ № 00123 ТЭ на добычу глинистых пород Мало-Катрасинского месторождения для производства изделий строительной и грубой керамики, керамзита со сроком действия до 31.12.2005.
Неотъемлемой составной частью настоящей лицензии является, в частности, соглашение об условиях пользования недрами, согласно которому обществу предоставляется в пользование участок недр площадью 27.4 га, расположенный на восточной окраине д. Малые Катраси, в 15 км юго-западнее г. Чебоксары в Чебоксарском районе Чувашской Республики.
Дополнением к соглашению об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Мало-Катрасинском месторождении глинистых пород в Чебоксарском районе Чувашской Республики от 21.02.2006 общество имеет право пользоваться недрами с целью консервации горных выработок и рекультивации земель на Мало-Катрасинском месторождении глинистых пород до 31.12.2007.
В соответствии с дополнительным соглашением об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Мало-Катрасинском месторождении глинистых пород в Чебоксарском районе Чувашской Республики от 07.12.2007, заключенным между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и обществом, срок действия лицензии продлен до 31.12.2008 и общество имеет право пользоваться недрами с целью рекультивации земель на Мало-Катрасинском месторождении глинистых пород до указанного срока.
По информации территориального отдела по Чебоксарскому району Управления Роснедвижимости от 02.06.2008 земельный участок площадью 63 га в границах горного отвода, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, восточная окраина д. Малые Катраси, в 15 км юго-западнее г. Чебоксары, западнее железнодорожной линии Чебоксары-Канаш, площадью 63 га, на котором расположен Мало-Катрасинский карьер общества по добыче глинистых пород по состоянию на 07.05.2008 на государственный кадастровый учет не поставлен и не имеет кадастрового номера.
Статьей 2 ФЗ № 172-ФЗ установлено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. По результатам рассмотрения ходатайства указанными органами принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (пункт 4 статьи 3 закона).
В материалах дела имеются доказательства о переводе спорного земельного участка на основании ходатайства общества из одной категории в другую согласно горноотводному акту решением исполкома Чебоксарского районного Совета депутатов трудящихся № 276 от 20.05.1965 о выделении земельного участка для разработки месторождения керамзитовых глин.
Данный земельный участок, переведенный в фонд главы администрации Чебоксарского района постановлением № 242 от 08.04.1996, разрешено было использовать для сельскохозяйственных целей до отвода недропользователям под разработку полезных ископаемых. По состоянию на 2001 год в пределах горного отвода общества осталось отвести последний земельный участок площадью 2,8 га, который постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.05.2002 № 137 из земель сельскохозяйственного назначения переведен в границах горного отвода в земли промышленности.
Законодательные акты, действовавшие до введения в действие Кодекса, также предусматривали порядок перевода земель из одной категории в другую.
Так, согласно статье 5 Земельного кодекса РСФСР 1991 года перевод земель из одной категории в другую производился в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.
В силу пункта 1 статьи 5 ФЗ № 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).
О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.
Следовательно, обязанность по представлению в орган кадастрового учета о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую возложена на исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такой акт.
Согласно части 1 статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
На основании статьи 2 ЗК РФ категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу о том, что управлением не доказан факт использования обществом земельного участка площадью 63 га не по целевому назначению по следующим основаниям:
1. согласно решению суда от 13.08.2008 по делу № А79-5106/2008 установлено, что Мало-Катрасинское месторождение глинистых пород полностью отработано. Однако работы по рекультивации нарушенных земель не завершены. Так, на момент плановой контрольной проверки из 63 га земли предоставленных обществу рекультивировано 52,23 га, осталось рекультивировать 10,77 га. Предприятием не приняты меры по сохранению снятого плодородного слоя почвы, расположенного в отвале вдоль южного борта карьера, а именно происходит обвал отвала вскрышных пород (почвы) по откосу борта на дно карьера. Тем самым происходит уничтожение плодородного слоя почвы.
Последний акт приемки-передачи рекультивированных земель составлен 10.08.2001.
Следовательно, утверждение управления об использовании всего земельного участка не по целевому назначению не подтверждено материалами дела.
Поэтому суд считает, что управлением пропущен срок давности привлечения к ответственности общества в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ на земельный участок размером 52,23 га;
2. постановлением Кабинета Министров ЧР от 17.05.2002 № 137 земли сельскохозяйственного назначения площадью 2,8 га в границах горного отвода на землях фонда перераспределения земель администрации Чебоксарского района переведены в земли промышленности для предоставления обществу в аренду сроком на 5 лет.
Во исполнение решения суда от 31.07.2003 по делу № А79-1352/03-СК1-1286 администрация Чебоксарского района приняла постановление от 07.08.2003 № 936 об отводе земельного участка размером 2,8 га обществу.
В указанном постановлении администрация указала о необходимости отделу экономики и управления имуществом администрации района в месячный срок подготовить договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения. Однако данный договор подготовлен и передан обществу только в июне 2008 года.
Поэтому при таких обстоятельствах суд считает, что управлением не представлены доказательства использования обществом земельного участка не по целевому назначению и поэтому заявление общества подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление закрытого акционерного общества - фирмы "Чебоксарская керамика" г. Чебоксары удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике г. Чебоксары № 04/04 от 08.07.2008 о привлечении закрытого акционерного общества- фирмы "Чебоксарская керамика" г. Чебоксары к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru