Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 ноября 2009 г. по делу № А67-7668/09

(извлечение)

29 октября 2009 года дата оглашения резолютивной части
5 ноября 2009 года дата изготовления в полном объеме
Индивидуальный предприниматель Шикайкова Галина Яковлевна обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением об отмене Постановления Городской Административной комиссии при Администрации г. Томска № 33/1 от 25.08.2009 г. о наложении административного взыскания и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В ходе судебного разбирательства представитель Заявителя настаивал на удовлетворении требований, изложенных в заявлении, пояснениях по делу (л.д. 3 - 4, 31, 93), ссылаясь на следующие обстоятельства: предприниматель не была надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения данного дела, что лишило ее установленного права на защиту; Шикайковой Г.Я. предприняты все меры по соблюдению правил содержания фасадов зданий; Заявителем устранены вредные последствия и добровольно устранены нарушения, что является смягчающим вину обстоятельством; сумма штрафа в размере 50000 руб. является значительной для предпринимателя; деяние, допущенное Шикайковой Г.Я., является малозначительным.
Представитель Ответчика заявленные требования не признал, в письменном отзыве на заявление, письменных пояснениях (л.д. 47 - 48, 96 - 98), а также в судебном заседании заявил, что: представленными в материалы дела документами подтверждено совершение предпринимателем правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.1 Закона Томской области от 26.12.2008 г. № 295-ОЗ "Кодекс Томской области об административных правонарушениях"; признаки малозначительности деяния, допущенного предпринимателем, отсутствуют; Шикайкова Г.Я. была надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела.
Суд считает установленными следующие обстоятельства дела.
Шикайкова Галина Яковлевна, зарегистрирована в качестве предпринимателя МРИ ФНС № 9 по Кемеровской области 10.06.2005 г. за ОГРН 305424616100057, ИНН 420100060896 зарегистрирована по адресу: г. Томск, ул. Киевская, 9 - 73 (л.д. 81 - 84, 91, 92). Предприниматель Шикайкова Г.Я. на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 01.08.2009 г. имеет в собственности нежилое здание по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, д. 101 "б" (л.д. 8, 54, 55).
21.07.2009 г. начальником отдела архитектуры застройки Администрации Кировского района г. Томска Н. В Беловой в присутствии понятых (и в отсутствие Шикайковой Г.Я.) составлен Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 50 - 53, 56) по факту осмотра нежилого здания, находящегося по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 101 "б", в результате которого установлено, что на фасаде указанного здания смонтирован металлический каркас, который имеет следа коррозии, имеются повреждения металлических покрытий фасада.
27.07.2009 г. в отношении предпринимателя, в отсутствие представителя Заявителя, составлен Протокол об административном правонарушении № 339, в котором указано на нарушение ч. 1 ст. 8.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях (л.д. 49). Копия указанного протокола направлена Заявителю письмом от 23.07.2009 г. (л.д. 60).
Повесткой, направленной посредством факсимильной связи в ООО "Космос" (находящемся по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 101 "б"), Шикайкова Г.Я. приглашена к 15 часам 04.08.2009 г. для рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 59).
Представителем Заявителя 04.08.2009 г. представлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с временным отсутствием в г. Томске предпринимателя Шикайковой Г.Я. (л.д. 66). Определением № 30/1 от 04.08.2009 г. рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 25.08.2009 г. (л.д. 69).
Повесткой, выданной представителю Заявителя, Шикайкова Г.Я. приглашена к 15 часам 28.08.2009 г. для рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 7).
Обнаружив техническую ошибку в дате рассмотрения дела, указанной в повестке (28.08.2009 г. вместо 25.08.2009 г.), административный орган направил Определение № 30/1 от 04.08.2009 г. об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 25.08.2009 г. почтовым отправлением в адрес Заявителя, а также посредством факсимильной связи в адрес ООО "Космос" (л.д. 70, 99 - 102).
25.08.2009 г. в отношении предпринимателя в отсутствие представителя Заявителя в связи с повторным совершением аналогичного правонарушения, административным органом вынесено Постановление № 33/1 о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50000 рублей (л.д. 6, 73, 74).
Не согласившись с указанным Постановлением о назначении административного наказания от 25.08.2009 г. № 33/1, Шикайкова Г.Я. обратилась с заявлением в Арбитражный суд Томской области. Признание незаконным Постановления № 33/1 о назначении административного наказания от 25.08.2009 года является предметом требований Заявителя по настоящему делу.
Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд считает требования Заявителя о признании незаконным Постановления о назначении административного наказания № 33/1 от 25.08.2009 г. подлежащим удовлетворению.
Согласно п.п. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исходя из положений статей 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 8.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях от 26.12.2008 г. № 295-ОЗ нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания фасадов зданий, строений и сооружений, элементов художественного оформления зданий и сооружений, ограждений, витрин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
Постановлением Мэра города Томска от 12.05.2008 г. № 362 утверждены "Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в городе Томске" (далее - Правила).
Согласно п. "б" преамбулы Правил неисправное состояние фасада это: - местное разрушение облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоя; - выкрашивание раствора из швов облицовки кирпичной и мелкоблочной кладки; - разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий; - повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен; - разрушение водосточных труб и других водоотводящих устройств; - мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхностей; - разрушение парапетов, декоративных украшений, монументально-художественного оформления; - нечитаемые, не соответствующие утвержденным образцам, разрушенные номерные знаки и указатели улиц; - ржавые, разрушенные, незакрепленные металлические конструкции пожарных лестниц, ограждений, парапетов, декоративных деталей и т.д.; - отсутствие окон, дверей, остекления, предусмотренных проектной документацией. Ненадлежащее содержание фасада это: - производство работ по реконструкции, ремонту, окраске без получения необходимых разрешений, в нарушение согласованных проектов и паспортов, низкое качество выполненных работ; - уничтожение, искажение архитектурных деталей фасадов зданий, включенных в список памятников истории и культуры; - неисправное состояние фасада (п. "в" преамбулы Правил).
В соответствии п. 1.1.1. Правил владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений (далее - фасады) и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.
Согласно п.п. 1.6.1., 1.6.2., 1.6.3. изменения фасада, связанные с заменой или устройством отдельных его деталей или элементов (козырьков, навесов, крылец, ступеней, приямков, решеток на окнах, остекления лоджий, балконов, дверных и оконных заполнений, облицовки, оконных, дверных или арочных проемов, иными отступлениями от проекта здания, сооружения, паспорта фасада), подлежат согласованию с ДСиА и (или) уполномоченным органом по охране объектов культурного наследия (если здание, сооружение находятся в объединенной охранной зоне памятников либо являются объектом культурного наследия, вновь выявленным объектом культурного наследия).
Владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны содержать фасады надлежащим образом, в том числе систематически, ежемесячно: проверять состояние фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий и эркеров, карнизов, отливов, окрытий, водосточных труб, козырьков); проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений; при осмотре фасадов крупноблочных и крупнопанельных зданий контролировать состояние горизонтальных и вертикальных стыков между панелями и блоками; по мере необходимости, но не реже одного раза в год очищать и промывать фасады, используя специальную технику; по мере необходимости, но не реже двух раз в год, весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона), внутренние и наружные поверхности остекления окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей в подъездах следует очищать и промывать, как правило, химическими средствами; проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада с периодичностью в пределах 3 - 5 лет с учетом фактического состояния фасада; производить в случае необходимости поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов, линейных окрытий). Владелец зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны иметь паспорт фасадов здания или сооружения согласно приложению № 2 к настоящим Правилам.
Из материалов дела следует, и не оспаривается представителем Заявителя, что Шикайковой Г.Я. были нарушены Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в городе Томске, утвержденные Постановлением Мэра города Томска от 12.05.2008 г. № 362, в части содержания фасада принадлежащего ей здания по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 101 "б". Кроме этого, установлено, что предприниматель Шикайкова Г.Я. предпринимала меры для соблюдения правил содержания фасадов зданий (л.д. 9 - 25, 37 - 46).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно ч. 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Кроме этого, согласно п. 4.1 ст. 28.2. КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Согласно п. 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 г. № 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела Определение № 30/1 от 04.08.2009 г., содержащее информацию о времени и месте рассмотрения дела (15 часов 25.08.2009 г.), направлено Шикайковой Г.Я. по адресу: г. Томск, ул. Киевская, 9 - 73 заказным письмом.
Согласно письму филиала ФГУП "Почта России" от 23.10.2009 г., заказное письмо № 6340001622705 от 06.08.2009 г., адресованное на адрес: ул. Киевская, 9 - 73 Шикайковой Г.Я., вручено 07.08.2009 г. сестре Крец Л.И. (л.д. 89 - 90).
При этом, административным органом не представлено доказательств обоснованности направления Определения № 30/1 от 04.08.2009 г., содержащим информацию о времени и месте рассмотрения дела (15 часов 25.08.2009 г.) посредством факсимильной связи в ООО "Космос" (г. Томск, ул. Красноармейская, 101 "б"), которые получено Гендериной Е.Н.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Доказательств того, что адрес местонахождения ООО "Космос" является местом проживания либо местом работы Шикайковой Г.Я., а также то, что Гендерина Е.Н. является работником либо представителем Заявителя, в материалы дела не представлено, в ходе судебного заседания не установлено.
Таким образом, на дату рассмотрения административного дела у Ответчика отсутствовали доказательства надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте совершения указанного процессуального действия. Учитывая изложенное, суд делает вывод, что доказательств надлежащего уведомления Шикайковой Г.Я. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган не представил.
Кроме этого, суд учитывает, что принятие оспариваемого Постановления от 25.08.2009 г. в отсутствие Шикайковой Г.Я., не позволило Заявителю воспользоваться правами, предусмотренными п. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, согласно которой лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п.п. 4, 6 п. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу. Между тем, принятие оспариваемого Постановления от 25.08.2009 г. в отсутствие Заявителя не позволило административному органу дать оценку представленным Шикайковой Г.Я. документам об осуществлении мероприятий по предотвращению вредных последствий противоправного деяния и добровольного устранения его последствий, что повлекло за собой принятие административным органом постановления, в котором указаны не все обстоятельства дела. Данные процессуальные нарушения являются, по мнению суда, существенными и возможность устранения этих недостатков в судебном заседании отсутствует.
Рассмотрев представленные в дело документы, суд приходит к выводу, что привлекаемое к административной ответственности лицо не извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, следовательно, оспариваемое Постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности является незаконным.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Согласно п. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Между тем, по мнению суда, в материалах дела отсутствуют доказательства правомерности привлечения предпринимателя Шикайковой Г.Я. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 8.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях.
Согласно п. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку обжалуемое Постановление принято с нарушением установленного КоАП РФ порядка, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями ст.ст. 167 - 170, 207 - 211 АПК РФ, арбитражный суд,

решил:

Постановление Городской Административной комиссии при Администрации г. Томска № 33/1 от 25.08.2009 г. о наложении административного взыскания, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Шикайковой Галины Яковлевны, зарегистрированной в качестве предпринимателя МРИ ФНС № 9 по Кемеровской области 10.06.2005 г. за ОГРН 305424616100057, зарегистрированной по адресу: г. Томск, ул. Киевская, 9 - 73, признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru