Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2009 г. по делу № А79-12939/2009

Арбитражный суд в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Универсал",
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике,
о признании незаконным и отмене постановления № 97-09/145П от 13.10.2009,
при участии:
от заявителя - Г. по доверенности от 12.11.2009,
от административного органа - С.И. по доверенности № 17 от 08.06.2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Универсал" (далее - ООО "НТЦ "Универсал", Общество или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 97-09/145П от 13.10.2009 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что между ООО "НТЦ "Универсал" (поставщик) и ОДО "Лабораторные технологии" (покупатель), Республика Беларусь, 15.08.2008 был заключен контракт № 11/08, по которому поставщик обязался поставить ящики деревянные комбинированные - евротару в количестве 3800 единиц на общую сумму 11 400 000 рублей. Во исполнение указанного контракта ООО "НТЦ "Универсал" отгрузило товар по товарной накладной № 16 от 06.10.2008 на сумму 150 000 рублей, который был вывезен с таможенной территории Российской Федерации и принят на учет 09.10.2008.
Общество должно было представить справку о подтверждающих документах в банк паспорта сделки (филиал НБ "ТРАСТ" (ОАО)) в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации, то есть 17.11.2008. Справка о подтверждающих документах Обществом была представлена 25.12.2008 при открытии паспорта сделки в филиале ОАО Банк ВТБ в г. Чебоксары. Таким образом, Общество нарушило требования пунктов 2.2, 2.3, 2.4 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" и не представило в срок форму учета и отчетности, и тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Филиал НБ "ТРАСТ" (ОАО) в г. Чебоксары как банк, уполномоченный по валютным операциям, оказывал бесплатные консультационные услуги, касающиеся валютных контрактов. Извещением от 26.08.2008 банк поставил Общество в известность о порядке валютного регулирования, сославшись на Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ, где отчетность по валютным операциям не упоминается.
Общество является малым предприятием и впервые осуществило валютную сделку. Специалистов, знающих современное валютное законодательство, на предприятии не было. Кроме того, обслуживающий банк, осуществляющий контроль за валютной операцией, не предупредил, что ООО "НТЦ "Универсал" должно предоставлять справку о подтверждающих документах. По мнению Общества, негативных последствий от того, что ООО "НТЦ "Универсал" несвоевременно представило справку о подтверждающих документах, не имеется, в связи с чем просит суд признать административное правонарушение малозначительным и применить нормы статьи 2.9 КоАП РФ, освободив ООО "НТЦ "Универсал" от административной ответственности.
Представитель Общества в судебном заседании просил суд признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике № 97-09/145П от 13.10.2009 по основаниям, изложенным в заявлении № 103 от 27.10.2009.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме и просила суд отказать Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления № 97-09/145П от 13.10.2009 по доводам, изложенным в отзыве № 02-16/122/2013 от 11.11.2009.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Универсал" зарегистрировано в качестве юридического лица 12.05.2003 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 1032135004428.
В ходе проведения плановой проверки соблюдения ООО "НТЦ "Универсал" требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования выявлены факты нарушений со стороны Общества.
Извещением № 02-16/123/1791 от 06.10.2009 Управление уведомило Общество о составлении протокола об административном правонарушении и об ознакомлении с материалами проверки на 09.10.2009 на 09 часов 00 минут. Данное извещение получено Обществом 06.10.2009.
09 октября 2009 года Управлением составлен протокол об административном правонарушении № 97-09/145 в отношении ООО "НТЦ "Универсал" по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии законного представителя Общества - директора ООО "НТЦ "Универсал" С.А. С указанным протоколом директор Общества ознакомлен и получил его копию 09.10.2009, ему разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личные подписи на протоколе от 09.10.2009.
Определением и.о. руководителя Управления № 97-09/145 от 09.10.2009 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО "НТЦ "Универсал" назначено на 15 час. 00 мин. 13.10.2009.
Указанное определение и сопроводительное письмо № 02-16/123/1841 от 09.10.2009 получены директором Общества 09.10.2009.
13 октября 2009 года руководителем Управления с участием в рассмотрении дела защитника Общества Г. по доверенности от 09.10.2009, которому разъяснены его права, вынесено постановление № 97-09/145П о признании ООО "НТЦ "Универсал" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
Письмом № 02-16/123/1865 от 14.10.2009 постановление № 97-09/145П от 13.10.2009 направлено ООО "НТЦ "Универсал" и получено Обществом 19.10.2009 согласно почтовому уведомлению № 20613.
Не согласившись с постановлением Управления № 97-09/145П от 13.10.2009, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд находит, что Управлением не было допущено нарушений норм процессуального законодательства при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления.
Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 указанного Закона).
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктом 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" предусматривается, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В соответствии с пунктом 2.4 указанного Положения срок для представления в банк паспорта сделки подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах составляет 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что ООО "НТЦ "Универсал" заключило контракт № 11/08 от 15.08.2008 с ОДО "Лабораторные технологии" (Республика Беларусь) на поставку ящиков деревянных комбинированных - евротару в количестве 3800 единиц на общую сумму 11 400 000 российских рублей.
ООО "НТЦ "Универсал" по данному контракту оформлен паспорт сделки № 08080009/3279/0035/1/0 от 26.08.2008 в филиале НБ "Траст" (ОАО) в г. Чебоксары.
Паспорт сделки № 08080009/3279/0035/1/0 от 26.08.2008, открытый в филиале НБ "Траст" в г. Чебоксары закрыт и 09.12.2008 открыт паспорт сделки № 08120001/1000/0019/1/0 в филиале ОАО Банк ВТБ в г. Чебоксары.
Во исполнение контракта ООО "НТЦ "Универсал" отгрузило товар по товарной накладной № 16 от 06.10.2008 на сумму 150 000 рублей, который был вывезен с таможенной территории Российской Федерации и принят на учет 09.10.2008.
ООО "НТЦ "Универсал" в нарушение указанных норм права при сроке представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по товарной накладной № 16 от 06.10.2008 на сумму 150 000 рублей - 17.11.2008, представило указанную справку в уполномоченный банк только 25.12.2008.
Как предусмотрено статьей 25 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При таких обстоятельствах вывод Управления о доказанности наличия в действиях ООО "НТЦ "Универсал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является обоснованным.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, Общество обязано соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов. При этом незнание законов не освобождает Общество от ответственности, установленной за нарушение этих законов.
В соответствии с действующим валютным законодательством Российской Федерации обязанность по представлению форм учета и отчетности по валютным операциям, в том числе справки о подтверждающих документах, возложена на резидента. При осуществлении внешнеторговой деятельности ООО "НТЦ "Универсал" как резидент несет всю полноту ответственности за надлежащее соблюдение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Доказательств форс-мажорных обстоятельств, которые повлияли на невозможность своевременного представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, Общество не представило.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований валютного законодательства, при этом какие-либо неустранимые препятствия для их надлежащего исполнения отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности у Общества имелась возможность соблюдения установленных сроков представления справки о подтверждающих документах, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение произошло по вине Общества.
Суд считает, что совершенное Обществом административное правонарушение не является малозначительным по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как указано в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 № 173-Ф3, целью настоящего Федерального закона является реализация единой государственной валютной политики, обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Устанавливая административную ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и устанавливая соответствующие санкции, законодатель учитывал конституционно закрепленные цели и охраняемые законом экономические интересы общества и государства.
Согласно статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10, а не от 20.11.2008 № 60.

Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Ответственность за совершение административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена за сам факт нарушения тех или иных норм и требований действующего валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования безотносительно к последствиям и ущербу. Следовательно, возникновение существенной угрозы общественным интересам в сфере установленного порядка валютного регулирования обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности.
В результате совершения Обществом правонарушения причинен вред общественным отношениям, связанным с обеспечением достоверного учета и эффективного контроля за совершением валютных операций. Непредставление в установленный срок справки о подтверждающих документах лишает возможности уполномоченный банк исполнять возложенные на него функции агента валютного контроля. Непредставление справок в установленный срок нарушает целостность системы валютного контроля и валютного регулирования Российской Федерации, так как приводит к искажению реальной информации по валютным операциям резидентов, а также, в конечном счете, на объективность данных, представляемых Банку России и Правительству Российской Федерации, необходимых для осуществления контроля за процессами, происходящими во внешнеэкономической сфере экономики, проведения взвешенной внешнеторговой, денежно-кредитной, финансовой и валютной политики государства, определения стратегии в области валютного регулирования.
Суд учитывает, что Обществом была допущена значительная просрочка представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах на 39 календарных дней.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Доводы Общества о том, что ООО "НТЦ "Универсал" является малым предприятием, впервые осуществило валютную сделку, в организации отсутствовали специалисты, знающие современное валютное законодательство, что обслуживающий банк не предупредил Общество об обязанности представить справку о подтверждающих документах, не свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения.
При рассмотрении дела Управлением была дана надлежащая оценка обстоятельствам дела. Оспариваемым постановлением Обществу назначено административное наказание по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере 40 000 руб. 00 коп. с учетом смягчающего административную ответственность обстоятельства (совершение Обществом административного правонарушения впервые).
В силу изложенного, у суда отсутствуют основания для отмены постановления Управления № 97-09/145П от 13.10.2009.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с заявления не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Универсал", Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Кугеси, Монтажный проезд, д. 2, о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Республики, д. 2, № 97-09/145П от 13.10.2009 отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru