Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ульяновская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2010 г. по делу № А72-943/2010

Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2010.
В полном объеме решение изготовлено 15.04.2010.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего Ю.А. Каданцева,
судей И.В. Ипполитовой, М.А. Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.П. Толкач,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Областного государственного учреждения "Ульяновскоблстройзаказчик"
к Мэрии города Ульяновска,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области; Комитет Ульяновской области по культурному наследию; Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области; Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охране окружающей среды Ульяновской области: ФГУК Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина": Комитет по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска: Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска; Министерство строительства Ульяновской области.
об оспаривании нормативного правового акта - постановления Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 г. "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска"
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Федорова Т.И., доверенность от 01.03.2010; Ганин О.А., доверенность от 01.03.2010;
от мэрии - Богданов Р.А., доверенность от 02.02.2010; Прохорова С.А., доверенность от 26.01.2010;
от Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области - Володина Ю.К., доверенность от 15.03.2010. Киселев А.В., доверенность от 15.03.2010;
от Комитета Ульяновской области по культурному наследию - Горюнов А.П., доверенность от 03.08.2009;
от ФГУК Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина" - Козлова Л.М., доверенность от 15.03.2010;
от Министерства строительства Ульяновской области - Заббарова Г.М., доверенность от 13.01.2010;
от других третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Областное государственное учреждение "Ульяновскоблстройзаказчик" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к мэрии города Ульяновска об оспаривании нормативного правового акта - постановления Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска".
Определением от 16.03.2010 суд удовлетворил ходатайство заявителя об изменении предмета требования, в связи с чем предметом требования является: признать Постановление Главы города Ульяновска от 23.07.2009 г. № 5845 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска" в части отнесения земельного участка по ул. Советская, 22 к объектам зеленого фонда недействующим.
Определениями от 01.03.2010 16.03.2010 судом привлечены к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ названные во вводной части решения 3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
Заявитель считает, что постановление Главы города Ульяновска от 23.07.2009 № 5845, которым вышеуказанный земельный участок отнесен к объектам зеленого фонда, противоречит Постановлению Правительства Ульяновской области № 256-П от 02.07.2009 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории МО "город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон", согласно которому данный земельный участок находится в зоне ЗРЗ Ф-7, что позволяет на испрашиваемом земельном участке вести строительство объектов культуры с предельным количеством этажей - 7 и предельной высотой здания до 26 метров.
Мэрия города Ульяновска с требованиями заявителя не согласна по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе указывает на следующие обстоятельства.
Земельный участок, где предполагается строительство здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов, является сквером. Принадлежность сквера, расположенного между Дворцом бракосочетаний и Домом Языковых, к объектам зеленого фонда города, установлена Правилами землепользования и застройки в г. Ульяновске (приложение 3), утвержденными Решением Ульяновской Городской Думы от 26.03.2008 г. № 31, где этот сквер поименован в перечне основных объектов зеленого фонда Ленинского района под номером 39 как "Сквер у ЗАГСа (Дворца бракосочетаний)" и обозначена его площадь - 1,2 га. Также правовой статус этого сквера, как объекта зеленого фонда города, был установлен перспективными планами озеленения г. Ульяновска от 1966 года, 1984 года и 2007 года.
По мнению ответчика, любое капитальное строительство на спорном земельном участке недопустимо, так как при этом будет нарушено требование ч. 2 ст. 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и, как следствие, требование ст. 42 Конституции Российской Федерации. Кроме того, со ссылкой на п. 9 таблицы I ГОСТ 28329-89 "Озеленение городов" и ч. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ расценивает спорный земельный участок ("сквер") в качестве озелененной территории общего пользования, регламент использования которой установлен вышеуказанными нормативными актами.
Также ответчик указывает, что оспариваемое постановление в части подтверждения принадлежности рассматриваемого земельного участка к объектам зеленого фонда города соответствует требованию ч.ч. 1 и 2 ст. 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в то время как Постановление Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 г. № 256-П в том значении, которое придается заявителем, противоречит указанной норме федерального закона, имеющего большую юридическую силу.
Ответчик подчеркивает, что оспариваемое постановление издано в полном соответствии с требованиями статьями 41 и 42 Градостроительного кодекса РФ, и является документом, утверждающим проект планировки центральной части города, который, в свою очередь, является следующим за Правилами землепользования и застройки этапом разработки градорегулирующей документации, выполненным в соответствии с нормами федерального законодательства и детализирующим на картооснове элементы планировочной структуры города, в том числе, объекты зеленого фонда.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Решение Ульяновской Городской Думы № 90 издано 13.10.2004, а не 13.10.2044.
-----------------------------------------------------------------
Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области поддерживает требования заявителя, указывает в том числе, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области № 256-П от 02.07.2009 спорный участок находится в зоне ЗРЗ Ф-7 и строительство на нем объектов культуры возможно, а в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Ульяновске (утвержденными Решением Ульяновской Городской Думы № 90 от 13.10.2044 г.) спорный участок относится к зоне ОТ2 (зона территории Государственного историко-мемориального музея-заповедника "Родина В.И. Ленина"), которая выделена для сохранения объектов культурного наследия и формирования территорий комфортной жилой застройки в сочетании с объектами общественно-делового назначения для развития сферы социального и коммунально-бытового обслуживания населения на основе границы ГИММЗ "Родина В.И. Ленина" и для создания условий для размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Таким образом, Правила разрешают застройку спорного участка.
Комитет Ульяновской области по культурному наследию, ссылаясь на Постановление Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон", указывает, что в зоне расположения спорного земельного участка не запрещено использование земельных участков для капитального строительства, в том числе объектов культуры, при условии соблюдения параметров разрешенного строительства, ограничений и запретов, указанных в приложении № 2 к названному постановлению для зоны ЗРЗ Ф-7, но и сохранение существующей зеленой зоны также не будет противоречить интересам охраны существующих в данной зоне объектов культурного наследия.
ФГУК Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина" не согласилось с требованиями заявителя, считает оспариваемое постановление изданным Главой города в пределах его полномочий и в соответствии с действующим законодательством указало, что планируемое строительство краеведческого музея на спорном участке является неоправданной градостроительной доминантой, которой исторически на данном месте никогда не существовало, объемно-пространственное решение здания дисгармонично соотносится с масштабом исторически сложившегося архитектурного окружения и исказит исторический облик старого города. Кроме того, проведение земляных и строительных работ в непосредственной близости от памятников истории и культуры может ухудшить их состояние, нарушить целостность и сохранность.
Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охране окружающей среды Ульяновской области сообщил, что на улице Советская в городе Ульяновске находится особо охраняемая природная территория регионального значения - парк им. Карамзина; до настоящего времени сведения о нарушении порядка использования объектов растительного мира в данной зоне не поступали. Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 г. № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания земельных насаждений в городах Российской Федерации, а в разделе 3 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск" изложены основные требования к озеленению и содержанию зеленых насаждений, и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета.
Министерство строительства Ульяновской области поддерживает требования заявителя в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве.
Дело рассматривается в отсутствие представителей Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охране окружающей среды Ульяновской области, Комитета по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, на основании ст.ст. 156, 194 АПК РФ.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Ульяновской области - Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области было издано 29.12.2008 распоряжение № 2065-р, которым заявителю предоставлен в безвозмездное срочное пользование на срок до 01.12.2009 земельный участок площадью 3 900 кв. м из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером 73:24:041902:34, расположенный в городе Ульяновске, в Ленинском районе, восточнее Дома Языковых, по улице Советской, 22, для строительства здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов.
03.10.2008 ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" обратилось к Главе МО "город Ульяновск" с заявлением за № 519 о подготовке градостроительного плана земельного участка на основании постановления Главы города Ульяновска № 7059 от 19.09.2008 "О внесении изменений в постановление Главы города от 07.05.2007 № 3173 "Об утверждении проекта границ земельного участка в Ленинском районе по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Советская (юго-восточнее дома № 22) под строительство "Здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов".
Комитет Ульяновской области по культурному наследию 05.11.2008 выдал заявителю разрешение № 1491 на проектирование, которым были разрешены предпроектные изыскания, разработка проектной документации по указанному объекту и запрещено производство любых видов земляных и строительных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, до проведения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 Федерального закона 73-ФЗ.
После проведения публичных слушаний Глава города Ульяновска постановлением от 23.07.2009 № 5845 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска" утвердил проект планировки территории центральной части г. Ульяновска площадью 1 500 га, в соответствии с которым земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, 22, предоставленный вышеуказанным распоряжением заявителю для строительства здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова", отнесен к объектам зеленого фонда г. Ульяновска.
На запрос заявителя о подготовке градостроительного плана земельного участка по ул. Советской (юго-восточнее дома № 22) Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска письмом от 07.08.2009 № 01-13/4911 сообщил, что согласно проекту планировки территории центральной части г. Ульяновска, обсуждавшемуся на публичных слушаниях и утвержденному постановлением Главы г. Ульяновска от 23.07.2009 № 5845, земельный участок относится к объектам зеленого фонда и для подготовки градостроительного плана нужно предоставить заключение Комитета по охране окружающей среды и природопользованию о возможности строительства здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов на испрашиваемом земельном участке.
Комитет по охране окружающей среды и природопользованию мэрии г. Ульяновска в письме от 11.08.2009 № 376-09 (на № 235 от 10.08.2009 г.) со ссылкой на п. 2 ст. 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сообщил заявителю о том, что строительство здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов на испрашиваемом земельном участке согласованию не подлежит, поскольку Правилами землепользования и застройки в г. Ульяновске (утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 26.03.2008 г. № 31) и проектом планировки территории центральной части г. Ульяновска (утвержденным постановлением Главы г. Ульяновска от 23.07.2009 г. № 5845) правовой статус указанного земельного участка определен как статус объекта зеленого фонда города.
В этом же письме заявителю сообщается, что выданные Комитетом ранее экологические условия на проектирование объекта утратили свою силу в связи с утверждением проекта планировки территории центральной части города.
На обращение заявителя (от 30.11.2009 г. № 352) о выдаче градостроительного плана на земельный участок восточнее Дома Языковых по ул. Советской, 22 ответчик в письме от 28.12.2009 г. № 8681-01 разъяснил, что с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка вправе обратиться лишь правообладатель указанного земельного участка, заявителем не представлено также положительное заключение Комитета по охране окружающей среды и природопользованию мэрии г. Ульяновска о возможности строительства на данном земельном участке, в связи с чем рассмотрение обращения не представляется возможным. Также ответчик сообщил о значительной экологической и рекреационной ценности данного участка зеленого фонда, в связи с чем он подлежит сохранению, указав, что к объектам зеленого фонда испрашиваемый земельный участок отнесен проектом планировки территории центральной части г. Ульяновска, утвержденным постановлением Главы г. Ульяновска от 23.07.2009 г. № 5845.
К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу статьи 194 АПК РФ (ч.ч. 4, 5) при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон" (опубликованным в газете "Ульяновская правда" 03.07.2009 № 53) земельный участок, находящийся по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, 22, находится в зоне охраны объектов культурного наследия "ЗРЗ Ф-7 - зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия федерального значения. Район Ленинского мемориального комплекса (пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина)". Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне "ЗРЗ Ф-7" определены приложением № 2 к этому же Постановлению Правительства Ульяновской области, которым разрешено размещение в указанной зоне объектов культуры.
Как было указано выше, ответчик считает оспариваемое постановление законным и обоснованным по тем основаниям, что земельный участок, где предполагается строительство здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов, является сквером.
Принадлежность сквера, расположенного между Дворцом бракосочетаний и Домом Языковых, к объектам зеленого фонда города установлена Правилами землепользования и застройки в г. Ульяновске (приложение 3), утвержденными Решением Ульяновской городской Думы от 26.03.2008 г. № 31, где этот сквер поименован в перечне основных объектов зеленого фонда Ленинского района под номером 39 как "Сквер у ЗАГСа (Дворца бракосочетаний)" и обозначена его площадь - 1,2 га. Кроме того, правовой статус этого сквера, как объекта зеленого фонда города, был установлен перспективными планами озеленения г. Ульяновска от 1966 года, 1984 года и 2007 года.
Суд не принимает названные доводы мэрии г. Ульяновска.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Нормы земельного законодательства не содержат такого понятия, как территория общего пользования, а регулируют вопросы использования земли общего пользования, под которыми понимаются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).
При этом земельным участком является часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ).
Ответчиком не представлено суду доказательств того, границы спорного земельного участка описаны и удостоверены (зарегистрированы) как "сквер" в установленном порядке.
Суд приходит к выводу о том, что постановление Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 в оспариваемой части вводит в отношении указанного земельного участка ранее не существовавшее ограничение в использовании, при этом в отношении данного земельного участка, как было указано выше, имеется решение уполномоченного органа на территории Ульяновской области - распоряжение Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 29.12.2008 г. № 2065-р о предоставлении земельного участка для строительства здания музея.
В соответствии со статьей 9 "Устава муниципального образования "Город Ульяновск" (утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 № 202) нормативные акты муниципальные правовые акты должны соответствовать требованиям нормативных актов Ульяновской области.
Таким образом, суд считает обоснованным довод заявителя о том, что постановление Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 г. в оспариваемой части не соответствует положениям Постановления Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 г. № 256-П, то есть требованиям нормативного акта, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы следует отнести на мэрию города Ульяновска.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 110, 194 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать постановление Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 г. "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска" в части отнесения земельного участка, находящегося по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, 22, к объектам зеленого фонда, не соответствующим Постановлению Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 г. № 256-П "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон".
Признать постановление Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 г. "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска" не действующим в части отнесения к объектам зеленого фонда земельного участка, находящегося по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, 22.
Судебные расходы отнести на мэрию города Ульяновска.
Возвратить Областному государственному учреждению "Ульяновскоблстройзаказчик" из федерального бюджета 2.000 (Две тысячи) рублей. Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение подлежит опубликованию в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Ю.А.КАДАНЦЕВ

Судьи
И.B.ИППОЛИТОВА
М.А.СЕМЕНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru