АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2010 г. по делу № А72-943/2010
Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2010.
В полном объеме решение изготовлено 15.04.2010.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего Ю.А. Каданцева,
судей И.В. Ипполитовой, М.А. Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.П. Толкач,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Областного государственного учреждения "Ульяновскоблстройзаказчик"
к Мэрии города Ульяновска,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области; Комитет Ульяновской области по культурному наследию; Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области; Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охране окружающей среды Ульяновской области: ФГУК Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина": Комитет по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска: Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска; Министерство строительства Ульяновской области.
об оспаривании нормативного правового акта - постановления
Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 г. "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска"
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Федорова Т.И., доверенность от 01.03.2010; Ганин О.А., доверенность от 01.03.2010;
от мэрии - Богданов Р.А., доверенность от 02.02.2010; Прохорова С.А., доверенность от 26.01.2010;
от Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области - Володина Ю.К., доверенность от 15.03.2010. Киселев А.В., доверенность от 15.03.2010;
от Комитета Ульяновской области по культурному наследию - Горюнов А.П., доверенность от 03.08.2009;
от ФГУК Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина" - Козлова Л.М., доверенность от 15.03.2010;
от Министерства строительства Ульяновской области - Заббарова Г.М., доверенность от 13.01.2010;
от других третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Областное государственное учреждение "Ульяновскоблстройзаказчик" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к мэрии города Ульяновска об оспаривании нормативного правового акта - постановления
Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска".
Определением от 16.03.2010 суд удовлетворил ходатайство заявителя об изменении предмета требования, в связи с чем предметом требования является: признать Постановление
Главы города Ульяновска от 23.07.2009 г. № 5845 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска" в части отнесения земельного участка по ул. Советская, 22 к объектам зеленого фонда недействующим.
Определениями от 01.03.2010 16.03.2010 судом привлечены к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ названные во вводной части решения 3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
Заявитель считает, что постановление
Главы города Ульяновска от 23.07.2009 № 5845, которым вышеуказанный земельный участок отнесен к объектам зеленого фонда, противоречит Постановлению
Правительства Ульяновской области № 256-П от 02.07.2009 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории МО "город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон", согласно которому данный земельный участок находится в зоне ЗРЗ Ф-7, что позволяет на испрашиваемом земельном участке вести строительство объектов культуры с предельным количеством этажей - 7 и предельной высотой здания до 26 метров.
Мэрия города Ульяновска с требованиями заявителя не согласна по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе указывает на следующие обстоятельства.
Земельный участок, где предполагается строительство здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов, является сквером. Принадлежность сквера, расположенного между Дворцом бракосочетаний и Домом Языковых, к объектам зеленого фонда города, установлена Правилами землепользования и застройки в г. Ульяновске (приложение 3)
, утвержденными Решением Ульяновской Городской Думы от 26.03.2008 г. № 31, где этот сквер поименован в перечне основных объектов зеленого фонда Ленинского района под номером 39
как "Сквер у ЗАГСа (Дворца бракосочетаний)" и обозначена его площадь - 1,2 га. Также правовой статус этого сквера, как объекта зеленого фонда города, был установлен перспективными планами озеленения г. Ульяновска от 1966 года, 1984 года и 2007 года.
По мнению ответчика, любое капитальное строительство на спорном земельном участке недопустимо, так как при этом будет нарушено требование ч. 2 ст. 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и, как следствие, требование ст. 42 Конституции Российской Федерации. Кроме того, со ссылкой на п. 9 таблицы I ГОСТ 28329-89 "Озеленение городов" и ч. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ расценивает спорный земельный участок ("сквер") в качестве озелененной территории общего пользования, регламент использования которой установлен вышеуказанными нормативными актами.
Также ответчик указывает, что оспариваемое постановление в части подтверждения принадлежности рассматриваемого земельного участка к объектам зеленого фонда города соответствует требованию ч.ч. 1 и 2 ст. 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в то время как Постановление
Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 г. № 256-П в том значении, которое придается заявителем, противоречит указанной норме федерального закона, имеющего большую юридическую силу.
Ответчик подчеркивает, что оспариваемое постановление издано в полном соответствии с требованиями статьями 41 и 42 Градостроительного кодекса РФ, и является документом, утверждающим проект планировки центральной части города, который, в свою очередь, является следующим за Правилами землепользования и застройки этапом разработки градорегулирующей документации, выполненным в соответствии с нормами федерального законодательства и детализирующим на картооснове элементы планировочной структуры города, в том числе, объекты зеленого фонда.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Решение Ульяновской Городской Думы № 90 издано 13.10.2004, а не 13.10.2044.
-----------------------------------------------------------------
Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области поддерживает требования заявителя, указывает в том числе, что в соответствии с постановлением
Правительства Ульяновской области № 256-П от 02.07.2009 спорный участок находится в зоне ЗРЗ Ф-7 и строительство на нем объектов культуры возможно, а в соответствии с Правилами
землепользования и застройки в городе Ульяновске (утвержденными Решением Ульяновской Городской Думы № 90 от 13.10.2044 г.) спорный участок относится к зоне ОТ2 (зона территории Государственного историко-мемориального музея-заповедника "Родина В.И. Ленина"), которая выделена для сохранения объектов культурного наследия и формирования территорий комфортной жилой застройки в сочетании с объектами общественно-делового назначения для развития сферы социального и коммунально-бытового обслуживания населения на основе границы ГИММЗ "Родина В.И. Ленина" и для создания условий для размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Таким образом, Правила разрешают застройку спорного участка.
Комитет Ульяновской области по культурному наследию, ссылаясь на Постановление
Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон", указывает, что в зоне расположения спорного земельного участка не запрещено использование земельных участков для капитального строительства, в том числе объектов культуры, при условии соблюдения параметров разрешенного строительства, ограничений и запретов, указанных в приложении № 2 к названному постановлению для зоны ЗРЗ Ф-7
, но и сохранение существующей зеленой зоны также не будет противоречить интересам охраны существующих в данной зоне объектов культурного наследия.
ФГУК Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина" не согласилось с требованиями заявителя, считает оспариваемое постановление изданным Главой города в пределах его полномочий и в соответствии с действующим законодательством указало, что планируемое строительство краеведческого музея на спорном участке является неоправданной градостроительной доминантой, которой исторически на данном месте никогда не существовало, объемно-пространственное решение здания дисгармонично соотносится с масштабом исторически сложившегося архитектурного окружения и исказит исторический облик старого города. Кроме того, проведение земляных и строительных работ в непосредственной близости от памятников истории и культуры может ухудшить их состояние, нарушить целостность и сохранность.
Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охране окружающей среды Ульяновской области сообщил, что на улице Советская в городе Ульяновске находится особо охраняемая природная территория регионального значения - парк им. Карамзина; до настоящего времени сведения о нарушении порядка использования объектов растительного мира в данной зоне не поступали. Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 г. № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания земельных насаждений в городах Российской Федерации, а в разделе 3 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск" изложены основные требования к озеленению и содержанию зеленых насаждений, и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета.
Министерство строительства Ульяновской области поддерживает требования заявителя в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве.
Дело рассматривается в отсутствие представителей Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охране окружающей среды Ульяновской области, Комитета по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, на основании ст.ст. 156, 194 АПК РФ.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Ульяновской области - Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области было издано 29.12.2008 распоряжение № 2065-р, которым заявителю предоставлен в безвозмездное срочное пользование на срок до 01.12.2009 земельный участок площадью 3 900 кв. м из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером 73:24:041902:34, расположенный в городе Ульяновске, в Ленинском районе, восточнее Дома Языковых, по улице Советской, 22, для строительства здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов.
03.10.2008 ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" обратилось к Главе МО "город Ульяновск" с заявлением за № 519 о подготовке градостроительного плана земельного участка на основании постановления Главы города Ульяновска № 7059 от 19.09.2008 "О внесении изменений в постановление Главы города от 07.05.2007 № 3173 "Об утверждении проекта границ земельного участка в Ленинском районе по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Советская (юго-восточнее дома № 22) под строительство "Здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов".
Комитет Ульяновской области по культурному наследию 05.11.2008 выдал заявителю разрешение № 1491 на проектирование, которым были разрешены предпроектные изыскания, разработка проектной документации по указанному объекту и запрещено производство любых видов земляных и строительных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, до проведения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 Федерального закона 73-ФЗ.
После проведения публичных слушаний Глава города Ульяновска постановлением
от 23.07.2009 № 5845 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска" утвердил проект планировки территории центральной части г. Ульяновска площадью 1 500 га, в соответствии с которым земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, 22, предоставленный вышеуказанным распоряжением заявителю для строительства здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова", отнесен к объектам зеленого фонда г. Ульяновска.
На запрос заявителя о подготовке градостроительного плана земельного участка по ул. Советской (юго-восточнее дома № 22) Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска письмом от 07.08.2009 № 01-13/4911 сообщил, что согласно проекту планировки территории центральной части г. Ульяновска, обсуждавшемуся на публичных слушаниях и утвержденному постановлением
Главы г. Ульяновска от 23.07.2009 № 5845, земельный участок относится к объектам зеленого фонда и для подготовки градостроительного плана нужно предоставить заключение Комитета по охране окружающей среды и природопользованию о возможности строительства здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов на испрашиваемом земельном участке.
Комитет по охране окружающей среды и природопользованию мэрии г. Ульяновска в письме от 11.08.2009 № 376-09 (на № 235 от 10.08.2009 г.) со ссылкой на п. 2 ст. 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сообщил заявителю о том, что строительство здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов на испрашиваемом земельном участке согласованию не подлежит, поскольку Правилами
землепользования и застройки в г. Ульяновске (утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 26.03.2008 г. № 31) и проектом планировки территории центральной части г. Ульяновска (утвержденным постановлением
Главы г. Ульяновска от 23.07.2009 г. № 5845) правовой статус указанного земельного участка определен как статус объекта зеленого фонда города.
В этом же письме заявителю сообщается, что выданные Комитетом ранее экологические условия на проектирование объекта утратили свою силу в связи с утверждением проекта планировки территории центральной части города.
На обращение заявителя (от 30.11.2009 г. № 352) о выдаче градостроительного плана на земельный участок восточнее Дома Языковых по ул. Советской, 22 ответчик в письме от 28.12.2009 г. № 8681-01 разъяснил, что с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка вправе обратиться лишь правообладатель указанного земельного участка, заявителем не представлено также положительное заключение Комитета по охране окружающей среды и природопользованию мэрии г. Ульяновска о возможности строительства на данном земельном участке, в связи с чем рассмотрение обращения не представляется возможным. Также ответчик сообщил о значительной экологической и рекреационной ценности данного участка зеленого фонда, в связи с чем он подлежит сохранению, указав, что к объектам зеленого фонда испрашиваемый земельный участок отнесен проектом планировки территории центральной части г. Ульяновска, утвержденным постановлением
Главы г. Ульяновска от 23.07.2009 г. № 5845.
К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу статьи 194 АПК РФ (ч.ч. 4, 5) при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с приложением № 1
к Постановлению Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон" (опубликованным в газете "Ульяновская правда" 03.07.2009 № 53) земельный участок, находящийся по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, 22, находится в зоне охраны объектов культурного наследия "ЗРЗ Ф-7 - зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия федерального значения. Район Ленинского мемориального комплекса (пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина)". Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне "ЗРЗ Ф-7" определены приложением № 2
к этому же Постановлению Правительства Ульяновской области, которым разрешено размещение в указанной зоне объектов культуры.
Как было указано выше, ответчик считает оспариваемое постановление законным и обоснованным по тем основаниям, что земельный участок, где предполагается строительство здания ГУК "Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова" с фондохранилищем и выставочными залами под открытое хранение фондов, является сквером.
Принадлежность сквера, расположенного между Дворцом бракосочетаний и Домом Языковых, к объектам зеленого фонда города установлена Правилами землепользования и застройки в г. Ульяновске (приложение 3)
, утвержденными Решением Ульяновской городской Думы от 26.03.2008 г. № 31, где этот сквер поименован в перечне основных объектов зеленого фонда Ленинского района под номером 39 как "Сквер у ЗАГСа (Дворца бракосочетаний)" и обозначена его площадь - 1,2 га. Кроме того, правовой статус этого сквера, как объекта зеленого фонда города, был установлен перспективными планами озеленения г. Ульяновска от 1966 года, 1984 года и 2007 года.
Суд не принимает названные доводы мэрии г. Ульяновска.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Нормы земельного законодательства не содержат такого понятия, как территория общего пользования, а регулируют вопросы использования земли общего пользования, под которыми понимаются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).
При этом земельным участком является часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ).
Ответчиком не представлено суду доказательств того, границы спорного земельного участка описаны и удостоверены (зарегистрированы) как "сквер" в установленном порядке.
Суд приходит к выводу о том, что постановление
Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 в оспариваемой части вводит в отношении указанного земельного участка ранее не существовавшее ограничение в использовании, при этом в отношении данного земельного участка, как было указано выше, имеется решение уполномоченного органа на территории Ульяновской области - распоряжение Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 29.12.2008 г. № 2065-р о предоставлении земельного участка для строительства здания музея.
В соответствии со статьей 9
"Устава муниципального образования "Город Ульяновск" (утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 № 202) нормативные акты муниципальные правовые акты должны соответствовать требованиям нормативных актов Ульяновской области.
Таким образом, суд считает обоснованным довод заявителя о том, что постановление
Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 г. в оспариваемой части не соответствует положениям Постановления
Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 г. № 256-П, то есть требованиям нормативного акта, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы следует отнести на мэрию города Ульяновска.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 110, 194 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать постановление
Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 г. "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска" в части отнесения земельного участка, находящегося по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, 22, к объектам зеленого фонда, не соответствующим Постановлению
Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 г. № 256-П "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон".
Признать постановление
Главы города Ульяновска № 5845 от 23.07.2009 г. "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска" не действующим в части отнесения к объектам зеленого фонда земельного участка, находящегося по адресу: г. Ульяновск, ул. Советская, 22.
Судебные расходы отнести на мэрию города Ульяновска.
Возвратить Областному государственному учреждению "Ульяновскоблстройзаказчик" из федерального бюджета 2.000 (Две тысячи) рублей. Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение подлежит опубликованию в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Ю.А.КАДАНЦЕВ
Судьи
И.B.ИППОЛИТОВА
М.А.СЕМЕНОВА