Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2010 года

Костромской областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим в части постановления администрации Костромской области от 27 февраля 2007 года № 43-а (с последующими изменениями) "О региональных стандартах, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Костромской области",

установил:

постановлением администрации Костромской области от 27 февраля 2007 года № 43-а (в редакции постановлений администрации Костромской области от 21.05.2007 № 120-а, от 14.07.2008 № 228-а, от 13.04.2009 № 169-а, от 16.06.2009 № 239-а) установлены региональные стандарты, используемые для расчета субсидий: стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; стандарты нормативной площади жилого помещения; стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Костромской области для многоквартирного дома; стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Костромской области для жилого дома. Данный нормативный правовой акт опубликован в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы" № 13 (73) 16.03.2007, № 29 (89) 06.06.2007, № 33 25.07.2008, № 26 19.06.2009.
К., жительница п. Раслово Судиславского района Костромской области, обратилась в Костромской областной суд с заявлением о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству приложения № 2 "Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Костромской области для жилого дома" к постановлению администрации Костромской области от 27.02.2007 № 43-а в части установления размера оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами на 1 человека в месяц (графа "Нормативная площадь на семью из 2 чел. 42 кв. м) по строке муниципальное образование "Судиславский район" в сумме 565 руб. 49 коп. В заявлении указано, что постановление в оспариваемой части противоречит статье 159 Жилищного кодекса РФ и лишает К. права на получение субсидий.
В судебном заседании К. и ее представитель поддержали доводы заявления и просили о его удовлетворении, пояснив, что, устанавливая стандарт для Судиславского муниципального района Костромской области в сумме 565 руб. 49 коп., администрация Костромской области не учла уровень благоустройства индивидуального жилищного фонда п. Раслово Судиславского муниципального района Костромской области, а именно наличие центрального отопления, что значительно повышает затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Доводы К. поддержаны в ходе судебного разбирательства привлеченной по ходатайству заявительницы к участию в деле в качестве заинтересованного лица главой Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области.
Представители заинтересованных лиц администрации Костромской области, департамента жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции администрации Костромской области и не нарушают права граждан.
Выслушав объяснения заявительницы К., ее представителя, представителя заинтересованного лица администрации Костромской области, представителя заинтересованного лица департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Костромской области, представителя заинтересованного лица департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства администрации Костромской области, главы Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений.
Жилищный кодекс РФ в статье 159 предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являющихся мерой социальной защиты.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Частью 6 статьи 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
В силу пункта 21 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" 27 февраля 2007 года администрацией Костромской области принято постановление "О региональных стандартах, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Костромской области", в приложении № 2 к которому установлены размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг по Костромской области для жилого дома, дифференцированной по муниципальным образованиям Костромской области.
Таким образом, утверждая оспариваемый стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Костромской области для жилого дома, администрация Костромской области действовала в пределах полномочий, предоставленных законодателем.
Нормативный правовой акт принят и опубликован администрацией Костромской области в соответствии с требованиями п. 3 Регламента администрации Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 9 сентября 2008 года № 315 "О Регламенте администрации Костромской области", п. 19 Положения об администрации Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 13 апреля 2006 года № 322 "Об администрации Костромской области".
Доводы заявительницы о том, что постановление администрации Костромской области в оспариваемой части противоречит статье 159 Жилищного кодекса РФ нельзя признать состоятельными.
Согласно п. 22 Правил размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса РФ из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, дифференцируются по поселениям, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам (далее - муниципальные образования) одного субъекта Российской Федерации. Для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, находящихся в различных жилищных фондах, и жилых домов индивидуального жилищного фонда.
В указанной норме идет речь о возможности установления одного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов и жилых домов индивидуального жилищного фонда, причем в силу ч. 6 ст. 159 Жилищного кодекса РФ размер стандартов определяется исходя из цен, тарифов и нормативов, установленных для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
В соответствии с п. 82 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 года № 58/403, если большая часть населения муниципального образования проживает в жилых помещениях в многоквартирных домах, то устанавливается один стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг - для многоквартирных домов.
Если население в муниципальном образовании проживает примерно в равных долях в жилых домах и в многоквартирных домах или большая часть населения проживает в жилых домах, то рекомендуется устанавливать два стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов и для жилых домов.
Как видно из представленных в материалы дела сведений о жилом фонде Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области, всего в муниципальном образовании 191 дом с числом проживающих лиц 1017, из них многоквартирных домов 65 с числом проживающих лиц 635 и индивидуальных жилых домов 126 с числом проживающих лиц 382.
Анализ жилищного фонда Судиславского муниципального района Костромской области в целом показывает, что многоквартирные дома в общем количестве жилищного фонда составляют 34%, отдельно стоящие жилые дома - 66%.
Таким образом, установление для муниципального образования Судиславский муниципальный район двух стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов и для жилых домов обоснованно. Установление для одного муниципального образования большего количества региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг Жилищным кодексом и Правилами, о чем указывалось выше, не допускается.
В целях установления стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг при определении жилого дома или многоквартирного дома, который соответствует средним условиям в муниципальном образовании, учитывается уровень благоустройства дома (пункт 76 Методических рекомендаций).
Под уровнем благоустройства в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, понимается наличие в многоквартирном доме и жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять коммунальные услуги: холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе газобаллонных установок), отопления (теплоснабжения), в том числе печного отопления.
Довод заявительницы о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не учитывает уровень благоустройства жилых домов является необоснованным, поскольку наличие в п. Раслово индивидуальных жилых домов с центральным отоплением само по себе не является безусловным основанием для определения данного вида домов, соответствующим средним условиям в муниципальном образовании.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в Расловском сельском поселении Судиславского муниципального района из 126 (число проживающих лиц 382) индивидуальных жилых домов 44 благоустроенных с числом проживающих лиц 169. Площадь благоустроенных жилых домов (многоквартирных и индивидуальных) по поселению составляет 10 172 кв. м. При общей площади индивидуальных жилых домов 6 719 кв. м площадь благоустроенных составляет, по пояснениям лиц участвующих в деле, около 3 200 кв. м. Средним условиям в Судиславском муниципальном районе соответствует отдельно стоящий жилой дом с печным отоплением.
Таким образом, в рассматриваемом случае в качестве домов, соответствующих средним условиям, правомерно выбраны дома с печным отоплением.
При разрешении заявленных требований судом принимается во внимание, что установление органом государственной власти субъекта РФ одного стандарта на несколько муниципалитетов (в рамках Судиславского района) с близкими средними условиями проживания граждан не нарушает прав К. Заявительницей и ее представителем не оспаривалось, подтверждено главой Расловского сельского поселения, что размер стандартов определен исходя из цен, тарифов и нормативов, действующих в городском поселении поселок Судиславль и являющихся более высокими по отношению к аналогичным значениям по поселку Раслово. Расчет отопления в жилых домах с использованием дров одинаков для всех муниципальных образований.
Довод заявительницы об установлении двух стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для индивидуальных жилых домов в зависимости от наличия центрального или печного отопления с применением соответствующих тарифов для одного муниципального образования противоречит требованиям федерального законодательства в области жилищных отношений.
Не может быть признан обоснованным довод К., приводимый в заявлении, о противоречии оспариваемых положений Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 "О Порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", поскольку предметом регулирования указанных Постановлений не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки (с предоставлением субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации. Данные правоотношения регулируются Жилищным кодексом РФ.
Не могут служить основанием к отмене оспариваемого акта и ссылки заявительницы на то, что ее расходы на оплату жилого помещения, исходя из условий конкретного населенного пункта, превышают установленную в Российской Федерации максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, поскольку в соответствии с частью 11 ст. 159 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.
Что касается иных доводов заявительницы К. и ее представителя о несоответствии оспариваемого положения другим положениям постановления, в частности, стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг по Костромской области для многоквартирного дома при оплате за отопление в отопительный период по Судиславскому району в сумме 1 969,12 руб., то они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает, что предметом производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является проверка оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции администрации Костромской области и не нарушают права граждан на меры социальной поддержки, заявление К. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления К. о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству в части установления размера оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами на 1 человека в месяц в сумме 565 руб. 49 коп. по строке "Судиславский район" приложения № 2 "Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Костромской области для жилого дома" к постановлению администрации Костромской области от 27.02.2007 № 43-а "О региональных стандартах, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Костромской области" (в редакции постановлений администрации Костромской области от 21.05.2007 № 120-а, от 14.07.2008 № 228-а, от 13.04.2009 № 169-а, от 16.06.2009 № 239-а) отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Костромской областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru