Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК
ПЯТЫЙ СОЗЫВ
Восемнадцатое заседание

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2009 г. № 18/5

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК И ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

В целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года Пр-1568, Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" ("Областная газета", 2009, 25 февраля, № 51-52), Плана противодействия коррупции в Свердловской области на 2008 - 2009 годы, утвержденного Губернатором Свердловской области 26 сентября 2008 года и муниципальной целевой программы "Противодействие коррупции в городском округе Карпинск на 2009 - 2001 гг.", принятой Решением Думы городского округа Карпинск 26.02.2009 № 15/2, Дума городского округа Карпинск решила:
1. Утвердить Методику проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа Карпинск и проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа Карпинск (прилагается).
2. Контроль за соблюдением настоящей Методики возложить на первого заместителя Главы администрации городского округа Карпинск Веккера В.А. и комиссию Думы по вопросам местного самоуправления (Брулева О.И.).

Глава
городского округа Карпинск
С.Ю.БИДОНЬКО





Утверждена
Решением
Думы городского округа Карпинск
от 23 апреля 2009 г. № 18/5

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК И ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящей Методикой устанавливаются дополнительные признаки несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений, а также определяется порядок выявления в муниципальных нормативных правовых актах городского округа Карпинск и проектах муниципальных нормативных правовых актов городского округа Карпинск признаков несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений.
2. Настоящая Методика применяется при проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа Карпинск принимаемых Думой городского округа Карпинск, Главой городского округа Карпинск, органов местного самоуправления городского округа Карпинск, а также при проведении антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов.

Глава 2. ПРИЗНАКИ НЕСОВЕРШЕНСТВА ПРАВОВЫХ НОРМ,
КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ
КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

3. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа Карпинск и проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа Карпинск в соответствии с Законом Свердловской области "О противодействии коррупции в Свердловской области" выявляются следующие основные признаки несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений:
1) отсутствие исчерпывающего перечня документов, представление которых необходимо для реализации субъективного права гражданина или организации, либо критериев определения такого перечня;
2) отсутствие порядка принятия решения органом местного самоуправления городского округа Карпинск, лицом, замещающим муниципальную должность, муниципальным служащим (далее - субъект правоприменения) либо указания на нормативный правовой акт, которым устанавливается такой порядок;
3) отсутствие исчерпывающего перечня решений, которые субъект правоприменения вправе принять;
4) отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отказа в реализации субъективного права гражданина или организации.

]]>
Например, данный признак присутствует, если порядком подачи документов (заявок) для участия в конкурсе заявителю после направления основного пакета документов предоставляется право представить дополнительные документы или внести исправления в представленные документы по собственному усмотрению.
Такая норма создает условия для совершения коррупционных правонарушений, поскольку после истечения срока подачи документов одному заявителю может быть отказано в их рассмотрении в связи с некомплектностью, а другому заявителю служащим, осуществляющим прием этих документов, из корыстных побуждений, может быть предложено дополнить пакет документов или изменить информацию в них таким образом, чтобы оказаться в выигрышном положении по сравнению с уже известными участниками конкурса;
7) признак "выборочное изменение объема прав" выявляется, как правило, в сочетании с признаками, указанными в подпунктах 2, 4, 5 и 9 настоящего пункта, и его наличие характеризуется предусмотренной в акте возможностью установления для граждан и организаций исключений из общего правила или общего порядка по усмотрению субъекта правоприменения, то есть нормами акта предусматривается:
установление общего правила или запрета, за исключением "отдельных случаев";
предписание действовать определенным образом, если "не предусмотрено иное";
возможность предоставления для граждан и организаций привилегий без регламентации условий такого предоставления;
установление для граждан и организаций запретов и ограничений без указания на основания такого установления;
8) признак "чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества" характеризуется наличием в анализируемом акте бланкетных норм, что приводит к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию законодателя.
Признак присутствует, если в акте:
имеется отсылка к норме, которая в свою очередь, отсылает к другой норме либо к еще не принятым нормативным правовым актам;
предусматривается возможность регулирования отношений на подзаконном уровне, и при этом речь идет не только о детализации порядка применения норм закона, но и о принятии подзаконных актов, содержащих нормы права и устанавливающих общеобязательные правила поведения;
не установлен порядок регулирования отношений с указанием, что этот порядок аналогичен порядку регулирования отношений в иной сфере;
9) признак "юридико-лингвистическая коррупциогенность" характеризуется нарушением общепризнанных правил юридической техники, в том числе употреблением в тексте анализируемого акта:
слов и выражений в значении, не обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве;
понятий, не используемых федеральным законодательством и допускающих различное или неоднозначное толкование;
неустоявшихся, двусмысленных терминов, понятий и формулировок;
категорий оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием;

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: подпункт 19 в настоящем пункте отсутствует.

10) признак "принятие нормативного правового акта органом местного самоуправления городского округа Карпинск "сверх компетенции" может выявляться вместе с признаком, указанным в подпункте 19 настоящего пункта, отсутствует, если выявлен признак, предусмотренный в подпункте 11 настоящего пункта, и присутствует, если:
отношения урегулированы муниципальных нормативным правовым актом, тогда как в соответствии с федеральным законодательством регулирование данных отношений отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, или государственных органов Свердловской области;
отношения урегулированы нормативным правовым актом органа местного самоуправления, принятым с превышением компетенции этого органа, определенной в Уставе городского округа Карпинск и (или) в положении о данном органе, либо нормативным правовым актом другого органа;
11) признак "наличие пробела в правовом регулировании" может быть выявлен при признании утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов городского округа Карпинск или их отдельных положений, а также характеризуется отсутствием в анализируемом акте:
норм, регулирующих отдельные отношения, входящие в предмет правового регулирования анализируемого акта;
норм, касающихся порядка реализации закрепленных за органом местного самоуправления городского округа Карпинск полномочий либо указания, каким иным правовым актом будут урегулированы эти вопросы;
12) признак "отсутствие административных процедур" является частным случаем признака, указанного в подпункте 11 настоящего пункта, и характеризуется отсутствием в анализируемом акте процедурной регламентации совершения субъектами правоприменения того или иного действия либо одного из элементов такой процедуры, которая должна быть заранее известной из текста акта как субъекту правоприменения, так гражданам и организациям.
При этом следует учитывать, что административные процедуры составляют содержание административных регламентов исполнения вопросов органов местного самоуправления и административных регламентов предоставления муниципальных услуг, которые должны быть приняты в органах местного самоуправления городского округа Карпинск;
13) признак "отсутствие конкурсных (аукционных) процедур" является частным случаем признака, указанного в подпункте 12 настоящего пункта, и может быть выявлен в актах, регулирующих осуществление полномочий, связанных с предоставлением государственной поддержки, и иных полномочий, реализация которых предполагает наличие нескольких граждан или организаций, претендующих на предоставление конкретного права (права аренды муниципального имущества, права заключения договора на поставку товара для муниципальных нужд и прочее).
Признак присутствует, если в анализируемом акте:
не регламентирован порядок выбора (отбора) правополучателей;
закреплен такой порядок осуществления действий, связанных с выбором претендента на предоставление конкретного права, который позволяет субъекту правоприменения принимать решение произвольно или пристрастно по своему усмотрению;
14) признак "отсутствие запретов и ограничений в конкретной сфере деятельности для муниципальных служащих" является частным случаем признака, указанного в подпункте 12 настоящего пункта, и подразумевает отсутствие в анализируемом акте специальных детализированных запретов и ограничений антикоррупционной направленности для лиц, занятых в конкретных сферах деятельности, наиболее подверженных риску коррупции.
В актах, регулирующих отношения в указанных сферах, рекомендуется воспроизводить установленные федеральными законами запреты и ограничения (хотя бы путем отсылочной нормы), а также детализировать их в установленных федеральным законодательством пределах;
15) признак "отсутствие ответственности субъекта правоприменения за совершение правонарушений" является частным случаем признака, указанного в подпункте 12 настоящего пункта, может быть выявлен в актах, регламентирующих исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, осуществление разрешительных действий и проведение контрольных мероприятий, а также в иных актах, содержащих предписания, устанавливающие обязанности субъекта правоприменения, и характеризуется:
отсутствием в анализируемом акте норм о юридической ответственности субъекта правоприменения;
определением ответственности с использованием выражения "несет ответственность в установленном законом порядке", поскольку положения акта об ответственности субъекта правоприменения должны быть соотнесены с соответствующими нормами, установленными в уголовном, административном и трудовом законодательстве, в законодательстве о муниципальной службе, специальными нормами о служебном поведении и дисциплинарной ответственности, и по возможности меры ответственности должны быть дифференцированы с указанием, какому виду нарушения, какой вид ответственности соответствует;
отсутствием в анализируемом акте норм об обжаловании действий или решений субъекта правоприменения либо ссылок на соответствующие нормы федерального законодательства, устанавливающие порядок обжалования этих действий или решений, процедуру рассмотрения таких заявлений, основания и процедуру пересмотра решения субъекта правоприменения вышестоящим органом в случае несогласия гражданина или организации с принятым решением;
16) признак "отсутствие контроля, в том числе общественного, за деятельностью субъекта правоприменения" является частным случаем признака, указанного в подпункте 12 настоящего пункта, и характеризуется отсутствием в анализируемом акте норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями субъекта правоприменения, например, таких норм, которые предусматривают:
информационную открытость деятельности субъектов правоприменения (к примеру, путем размещения материалов в средствах массовой информации, оформления тематических стендов, выпуска буклетов и брошюр);
использование информационных технологий для освещения деятельности субъектов правоприменения (к примеру, путем регулярного обновления информационных сообщений на сайте в сети Интернет, использования интерактивных форм взаимодействия с гражданами и организациями, в том числе путем предоставления возможности заполнения заявлений на сайте);
отчетность субъекта правоприменения перед населением или перед соответствующими профессиональными и иными сообществами (например, путем опубликования ежегодных отчетов о деятельности);
17) признак "нарушение режима прозрачности информации (отсутствие информации)" является частным случаем признака, указанного в подпункте 12 настоящего пункта, и характеризуется отсутствием в анализируемом акте норм о порядке предоставления по запросам граждан и организаций информации о деятельности субъекта правоприменения, в том числе о принимаемых им правовых актах;
18) признак "нормативные коллизии" может быть выявлен при проверке соответствия норм анализируемого акта федеральному и областному законодательству в сферах регулирования отношений в соответствующей отрасли и регулирования таких отношений в смежных отраслях.
На наличие данного признака указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от волевого решения субъекта правоприменения.
7. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов городского округа Карпинск или проекта муниципального нормативного правового акта городского округа Карпинск в соответствии с настоящей Методикой проводит комиссия, состав которой определяется постановлением Главы городского округа Карпинск.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru