Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. по делу № А12-4144/2010

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Стрельникова Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стрельниковой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Волгоградский кислородный завод"
к Тракторозаводскому отделению государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области
о признании незаконным предписания в части
с участием в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Волгоградской области и Главного управления МЧС России по Волгоградской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя - С.Д., по доверенности <...>, З.В., по доверенности <...>,
от Тракторозаводского ОГПН - Г.С., по доверенности <...>, К.В. - начальник отделения, сл. удостоверение,
от УГПН по Волгоградской области - К.А., по доверенности <...>,
от ГУ МЧС России по Волгоградской области - К.Э., по доверенности <...>, В.С., по доверенности <...>,

установил:

Открытое акционерное общество "Волгоградский кислородный завод" (далее по тексту - ОАО "Волгоградский кислородный завод", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит признать незаконным предписание № 173/072386/1 от 24.11.2009 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных ГУ МЧС Тракторозаводским отделением государственного пожарного надзора УГПН по Волгоградской области в ходе проведения мероприятий по надзору зданий, помещений и территории ОАО "Волгоградский кислородный завод" в части пунктов 2, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 40, 44, 45, 46, 47, 49, 50, 51, 52.
В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования.
Представители Тракторозаводского отделения государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области просят отказать ОАО "Волгоградский кислородный завод" в удовлетворении уточненных требований, т.к. оспариваемое предписание как полностью, так и в оспариваемой части отвечает требованиям действующего законодательства о пожарной безопасности, доводы изложены в отзывах.
Представители Главного управления МЧС России по Волгоградской области с требованиями не согласны по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Волгоградской области считает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, просит в удовлетворении требований отказать.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд считает, что требования Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Исходя из пункта 1 статьи 2 АПК РФ, судебное решение о признании незаконным действия должно иметь своей целью защиту нарушенных прав (охраняемых законом интересов), а также восстановление нарушенных прав.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Материалами дела установлено, на основании распоряжения от 29.10.2009 г. № 173 в соответствии с планом ГУ МЧС России по Волгоградской области инспекторами Тракторозаводского отдела Государственного пожарного надзора Управления ГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области проведена проверка на предмет исполнения ОАО "Волгоградский кислородный завод" предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 075349 от 10.11.2008 г.
В ходе данной проверки выявлен ряд нарушений пожарной безопасности объектов, в том числе такие нарушения как:
- не производится обслуживание имеющихся сетей внутреннего противопожарного водоснабжения зданий, помещений, производственных участков, специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (п. 89, 91 ППБ 01-03, приказ МЧС от 20.10.2008 № 627),
- не производится обслуживание имеющихся на территории сетей наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (п. 89, 91 ППБ 01-03, приказ МЧС от 20.10.2008 № 627),
- не имеется прямой телефонной связи предприятия с ближайшим подразделением пожарной охраны или "ЕДДС-01" (п. 39 ППБ 01-03),
- в коридоре первого этажа в административном здании (у магазина) двери, открываются не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03),
- в коридоре первого этажа в административном здании (у магазина) отсутствуют световые указатели "Выход" системы оповещения людей о пожаре (п. 5.1 п. 12 таб. 2 п. 4.1 НПБ 104-03),
- не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия (нанесено 31.01.08 года) металлических поддерживающих конструкций лестничных маршей на второй этаж в административно-бытовые помещения в административном здании (п. 5.18 таб. 4, п. 6.4 СНиП 21-01-97*),
- двери электрощитовой в административном здании выполнены с неизвестным пределом огнестойкости (менее R30), отсутствует сертификат в области пожарной безопасности на данную дверь (п. 5.14 таб.2, п. 6.4 СНиП 21-01-97*, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*),
- электрические светильники в административном здании электрощитовой на первом этаже эксплуатируются со снятыми плафонами-рассеивателями, предусмотренные конструкцией светильников (п. 57, 60 ПУЭ),
- в административном здании электрощитовой на первом этаже технологические отверстия в стене и потолке не заделаны огнезадерживающим материалом (п. 37 ППБ 01-03),
- в административном здании электрощитовой на первом этаже не восстановлен защитный слой стен и потолков в местах обвала штукатурки (п. 36 ППБ 01-03),
- не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия (нанесено 31.01.08 года) металлических поддерживающих конструкций лестничных маршей на второй этаж в административно-бытовые помещения здания азотно-кислородного участка (п. 5.18 таб. 4, п. 6.4 СНиП 21-01-97*, приказ МЧС от 20.10.2008 № 627),
- второй выход из помещения раздевалки бытовых помещений 1-го этажа в здании азотно-кислородного участка загроможден шкафами для раздевания (п. 53 ППБ 01-03),
- двери помещения раздевалок бытовых помещений 1-го этажа в здании азотно-кислородного участка выполнены открывающимися не по ходу эвакуации из помещения наружу (п. 52 ППБ 01-03),
- двери помещения раздевалок бытовых помещений 2-го этажа в здании азотно-кислородного участка выполнены открывающимися не по ходу эвакуации из помещения наружу (п. 52 ППБ 01-03),
- электрические светильники не оборудованы плафонами-рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников в бытовых помещений 2-го этажа в здании азотно-кислородного участка (п. 57, 60 ПУЭ),
- встроенное помещение операторной в здании азотно-кислородного участка не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации (п. 4, п. 14, п. 38 таб. 3 НПБ 110-03),
- здание охраны, встроенное помещение кладовщика в здании аргоно-баллонного парка не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации (п. 38 таб. 3 НПБ 110-03),
- не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия (нанесено 31.01.08 года) металлических поддерживающих конструкций лестничных маршей на второй этаж в административные помещения в мастерских здания КИП (п. 36 ППБ 01-03, п. 5.18 таб. 4, п. 6.4. СНиП 21-01-97*)),
- встроенное помещение кладовщика в здании аргоно-балонного парка не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации (п. 38 таб. 3 НПБ 110-03),
- электрические светильники не оборудованы плафонами-рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников во встроенном помещении кладовщика в здании аргоно-балонного парка (п. 57, 60 ПУЭ),
- в РМЦ электрические светильники не оборудованы плафонами-рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников в подсобном помещении, общем коридоре (п. 57, 60 ПУЭ),
- в котельной электрический светильник не оборудован защитным плафоном, предусмотренным конструкцией светильника (п. 57, 60 ПУЭ),
- в противопожарном разрыве у здания насосной (на расстоянии менее 15 м. от здания РМЦ (1 степени огнестойкости) по направлению к отдельно стоящим гаражам установлен металлический вагончик подрядной организации (п. 1 прил. 1 таб. 1 СНиП 2.07.01-89),
- в тамбуре запасного выхода из столовой (рядом с банкетным залом) в дверном проеме устроены дополнительные двери, открывающиеся не по ходу эвакуации из здания (п. п. 40, п. 52 ППБ 01-03),
- помещение операторов базы хранения не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации (п. 38 таб. 3 НПБ 110-03),
- в складе тары в здании, примыкающем к железнодорожному депо, внутри помещения склада установлен электрический распределительный щит (п. 507 ППБ 01-03, п. 8.8., п. 8.15, п. 12.41 ПУЭ),
- электрические светильники в коридорах административно-бытовых помещений аргонно-водородного участка не оборудованы защитными плафонами, предусмотренные конструкцией светильников (п. 57, 60 ПУЭ),
- помещение электролизерного отделения и газоанализаторной лаборатории водородного отделения аргонно-водородный участка не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации (п. 6 таб. 3 НПБ 110-03),
- не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия конструкций стальных этажерок водородного отделения (категория А) аргонно-водородного участка (п. 36 ППБ 01-03, п. 5.18 таб. 4, п. 6.4 СНиП 21-01-97*, п. 12.11 СНиП 2.09.03-85),
- не проведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций кровли в аккумуляторном отделении кислородного парка (п. 36 ППБ 01-03),
- помещения трансформаторных подстанций ТП-7, ТП-5, ТП-2, ТП-4 (с трансформаторами заполненными маслом, категория помещений В-2) не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 9.2 таб. 3 НПБ 110-03, п. 4. п. 5 таб. 1 п. 6 НПБ 105-03).
По результатам указанной проверки составлен акт № 075104 от 19.11.2009 г. и вынесено предписание № 173/072386/1 от 23.11.2009 г. ГУ МЧС по Волгоградской области об устранении выявленных нарушений пожарной безопасности. Обществу предписано устранить выявленные нарушения в указанные сроки.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов пожарного надзора вправе проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Срок устранения Обществом нарушений, указанных в пунктах 2 - 52 предписания - 01.11.2010 г.
Считая предписания недействительным в части, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Федерального закона № 68-ФЗ).
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены в статье 14 Федерального закона № 68-ФЗ.
Согласно статье 4 Федерального закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 27 Федерального закона № 68-ФЗ).
Согласно пункту 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 № 372, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (статья 4 Закона № 123-ФЗ).
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности, Закон № 69-ФЗ) предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 38 Закона № 69-ФЗ несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
Согласно статье 6 Закона о пожарной безопасности должностные лица органов пожарного надзора вправе проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Во исполнение Закона о пожарной безопасности и Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2002 № 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 18.06.2003 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила ПБ 01-03).
Пунктом 3 Правил ПБ 01-03 предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения, в том числе и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами организаций в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Правилами ПБ 01-03 закреплено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Пунктом 10 Правил ПБ 01-03 предписано, что собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать (в т.ч.) своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ОАО "Волгоградский кислородный завод" является тем субъектом, который несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности относительно кислородного завода.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон № 116-ФЗ).
опасными производственными объектами в соответствии с данным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону.
На основании части 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Этим же постановлением определено, что регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 2).
Согласно свидетельству от 10.03.2010 АВ 209029 эксплуатируемые ОАО "Волгоградский кислородный завод" опасные производственные объекты зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В соответствии с паспортом безопасности опасного объекта ОАО "Волгоградский кислородный завод" является предприятием по производству продуктов разделения воздуха. Выпускаемая продукция: жидкие и газообразные кислород, азот, аргон, газообразная углекислота и сварочные смеси.
Пункт 89 ППБ-01-03 предусматривает, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
]]>
В силу пункта 3 ППБ-01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с подпунктами 38 и 39 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по тушению пожаров, а также производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625, под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по тушению пожаров, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кроме того, письмом МЧС РФ от 11.03.2010 № 19-1-15-1282 "О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" сообщается, что вступление в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Лицензирование данного вида деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625.
Также, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации в адрес Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 22.01.2009 исх. № 01/15/26 направлено заключение по вопросу об отмене лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В данном заключении указано, что из текста Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не вытекает отмена лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Обществом не представлено доказательств наличия у него лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Ссылка Общества на пункт 1.2. "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности. СП 10.13130.2009" не может быть принята во внимание, поскольку его действие распространяется на проектируемые и реконструируемые системы внутреннего противопожарного водопровода. Между тем в зданиях ОАО "Волгоградский кислородный завод" все сети противопожарного водоснабжения действующие, следовательно, данный свод правил не может быть применен.
В соответствии с пунктом 39 ППБ 01-03 организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.
Тракторозаводское ОГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области указывает на то, что прямая телефонная связь предусматривает непосредственную подачу сигнала при пожаре на пульт компьютерного наблюдения ЦППС ближайшей пожарной части через взаиморезервирующиеся системы связи (линейная телефонная связь, связь через радиостанцию, спутниковая связь). При имеющейся на ОАО "Волгоградский кислородный завод" телефонной связи через телефонную линию и мобильную сеть при занятом телефонном номере ЦППС ближайшей пожарной части своевременное оповещение о пожаре на объекте будет невозможно.
Согласно пункту 52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Коридор первого этажа в административном здании (у магазина) двери не является помещением, в котором постоянно находятся люди, а служит для прохода и эвакуации людей в случае пожара из помещений первого и второго этажей.
В силу пункта 1.1 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенных в действие с 01.07.2002 г. на основании постановления Госстроя РФ от 19.07.2002 № 90, его нормы и правила устанавливают общие требования пожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Требования раздела 6 СНиП 21-01-97 направлены на своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей; спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара (п. 6.1)

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ пункт 50 отсутствует, имеется в виду пункт 50 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

Понятие "эвакуация" определено в пункте 50 статьи 2 Закона о пожарной безопасности как процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара. Практически такое же определение дано в п. 6.2 СНиП 21-01-97*. При этом предусмотрено, что эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Там же определено, что эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.
Согласно определениям, данным в пунктах 48 и 49 статьи 2 Закона о пожарной безопасности: эвакуационный выход - это выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону (п. 48); эвакуационный путь (путь эвакуации) - это путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (пункт 49).
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о пожарной безопасности разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Правила ПБ 01-03 предусматривают, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их; остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг (пункт 53).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). Объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии (пункты 51, 61 Правил ПБ 01-03).
Согласно требований пункта 1 таблицы 1 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323, световые указатели "Выход" требуются для СОУЭ 2-го типа. Тип СОУЭ для данного здания определяется пунктом 15 таблицы 2 НПБ 104-03.
Пункт 3.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" определяет, что знак безопасности - знак, предназначенный для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара, а также для обозначения мест нахождения средств противопожарной защиты, средств оповещения, предписания, разрешения или запрещения определенных действий при возникновении горения (пожара)".
В случае возникновения пожара, в условиях задымления, людям, находящимся в коридоре первого этажа (у магазина) при отсутствии светового указателя "Выход" не будет понятно направление эвакуации из здания наружу.
Пунктом 36 Правил ПБ 01-03 предусмотрено, что нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.
Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
Данные работы выполняются организациями имеющими лицензию на данный вид деятельности на основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 5.19 таблицы 4; пунктом 6.4 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*) СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" предел огнестойкости строительных конструкций, маршей и площадок лестниц установлен не менее R45, предел огнестойкости незащищенных стальные конструкции - R15.
Пунктом 1.82 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" (далее - СНиП 2.08.02-89*) установлено, что двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч.
Требования указанного СНиП распространяются на здания и помещения содержащиеся в приложении 1*.
В пункте 2 примечания приложения 1* СНиП 2.08.02-89 содержится, что перечисленные группы помещений различного назначения могут компоноваться в многофункциональные здания и комплексы или входить в состав жилых, административных, производственных и других зданий.
В рассматриваемом случае электрощитовая расположена в многофункциональном здании, так как в здании имеются помещения магазина и помещения санитарно-бытового назначения (пункты 3.1, 3.6 приложения 1* "Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения".
Приказом Министерства регионального развития РФ № 390 от 01.09.2010 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" переименован в СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (далее - СНиП 31-06-2009). Пунктом 1.5 СНиП 31-06-2009 определен измененный перечень зданий и помещений, на которые распространяется данный СНиП, приведенный в приложении А.
Исходя из пункта 6.1 приложения А, требования СНиП 31-06-2009 распространяются на административное здание ОАО "Волгоградский кислородный завод".
Пункт 6.27 СНиП 31-06-2009 предусматривает, что ограждающие конструкции электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, должны иметь огнестойкость не менее ЕI 45.
Пределы огнестойкости ограждающих конструкций определяются согласно пункту 5.14* таблицы 1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений". В табл. 1 обозначен соответствующий тип заполнения проемов. Огнестойкость противопожарных дверей определяется в соответствии таблицей 2.
Индексы ЕI и R характеризуют огнестойкость конструкций (потеря целостности и предел огнестойкости, 30 - цифра в минутах, характеризующая устойчивость от воздействия огня преграды.
В ходе судебного заседания представитель Тракторозаводскому отделению государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области пояснил, что в предписании некорректно отражено R30, вместо ЕI 30.
При эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания (пункт 60 Правил ПБ 01-03).
Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание, утвержденные Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 в таблице 7.4.3 предусматривают различные степени защиты светильников.
Пункт 4.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (КОД IР)", введенному в действие постановлением Госстандарта РФ от 18.10.1996 № 601 предусматривает защиту от проникновения твердых предметов (первая цифра), от проникновения воды (вторая цифра).
Между тем, установленные светильники используются со снятыми плафонами, предусмотренными конструкцией светильников и не защищены от вышеперечисленных факторов.
Тракторозаводское отделение государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области в отзыве указало, что электрический светильник в помещении операторной (пункт № 32 предписания) демонтирован.
В местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (пункт 37 Правил ПБ-01-03).
Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться (пункт 36 Правил ПБ-01-03).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов (пункт 53 Правил ПБ-01-03).
Схема эвакуации разрабатывается и утверждается руководителем объекта и не является нормативным документом в области пожарной безопасности. Таким образом, ссылка заявителя на то, что на схеме эвакуации световой указатель "Выход" не обозначен необоснованна. Фактически данная дверь существует, загромождена шкафами, однако на плане эвакуации она не отражена.
Согласно пункту 52 Правил ПБ-01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Помещение раздевалок бытовых помещений 1-го этажа в здании азотно-кислородного участка рассчитано на пребывание более 15 человек по установленным в нем шкафам для раздевания.
Ссылка заявителя на СНиП 21-01-97*, не может быть принята во внимание, поскольку относится к дверям с наружным открыванием в коридор. Вместе с тем, в данных помещениях раздевалок двери открываются внутрь помещения, а не наружу в коридор.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 314 утверждены Нормы пожарной безопасности НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" согласно которым категории пожарной опасности определяются для зданий и помещений производственного и складского назначения.
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией представлен в обязательном приложении, согласно пункту 14 приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)".
Согласно пункта 4 Перечня в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами, венткамер, помещений категории В4 и Д по пожарной опасности, лестничных клеток.
В соответствии с пунктом 38 таблицы 3 приложения к НПБ 110-03 помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные должны быть оборудованы установками АУПС (Автоматическими установками пожарной сигнализации).
Согласно пункту 1* приложения 1* таблицы 1* СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" минимальные расстояния от жилых, общественных и вспомогательных зданий I и II степеней огнестойкости до производственных зданий и гаражей I и II степеней огнестойкость следует принимать не менее 9 м, а до производственных зданий, имеющих покрытие с применением утеплителя из полимерных или горючих материалов - 15 м.
В рассматриваемом случае степень огнестойкости здания насосной - 1, металлический вагончик имеет степень огнестойкости - 4а и установлен на расстоянии 1,5 метра.
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (пункт 52 Правил ПБ-01-03).
В результате установки дополнительной двери в дверном проеме в тамбуре запасного выхода из столовой (рядом с банкетным залом) ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, двери открываются не по ходу эвакуации наружу
Коридор не является помещением, в котором постоянно находятся люди, а служит для прохода и эвакуации людей в случае пожара из помещений столовой.
В силу пункта 507 Правил ПБ 01-03 электрооборудование складов по окончании рабочего дня должно обесточиваться. Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, должны располагаться вне складского помещения на стене из негорючих материалов или на отдельно стоящей опоре, заключаться в шкаф или нишу с приспособлением для опломбирования и закрываться на замок.
Вместе с тем, внутри помещения склада тары в здании, примыкающем к железнодорожному депо, установлен электрический распределительный щит и электрический выключатель освещения, не обесточивающиеся по окончании рабочего дня.
Согласно абзацу 5 пункта 53 Правил ПБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Конструкции потолка в тамбуре эвакуационного выхода и выезда техники из помещений аккумуляторного отделения кислородного парка выполнены горючими материалами (лесоматериалы)
Тракторозаводское отделение государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области указывает, что при проведении огнезащитной обработки сгораемые конструкции потолка в тамбуре эвакуационного выхода и выезда техники переводятся в разряд трудногорючих материалов.
Согласно пункту 9.2 таблицы 3 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" производственные помещения категорий В2 - В3 по пожарной опасности (кроме указанных в пп. 10-18 и помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в этажах при наличии выходов непосредственно наружу должны оборудоваться установками Автоматическими установками пожарной сигнализации.
Согласно пункту 4.2.115. Правил устройства электроустановок. Седьмое издание, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 № 242, внутрицеховые РУ и ПС с маслонаполненным оборудованием могут размещаться на первом и втором этажах в основных и вспомогательных помещениях производств, которые согласно противопожарным требованиям отнесены к категории Г или Д I или II степени огнестойкости как открыто, так и в отдельных помещениях.
В соответствии с пунктом 6 НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" при расчете значений критериев взрывопожарной опасности в качестве расчетного следует выбирать наиболее неблагоприятный вариант аварии или период нормальной работы аппаратов, при котором во взрыве участвует наибольшее количество веществ или материалов, наиболее опасных в отношении последствий взрыва.
Трансформаторы заполнены горючим маслом, следовательно, категория помещения ТП-В-2.
Здание относится к категории Г, если одновременно выполнены два условия: здание не относится к категориям А, Б или В и суммарная площадь помещений категорий А, Б, В и Г не превышает 5% суммарной площади всех помещений (пункт 31 НПБ105-03).
Тракторозаводское отделение государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области указывает, что категория здания в котором расположено помещение ТП - Г, а категория помещения ТП - В-2.
Свод правил СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок" на который ссылается Общество, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения.
Из указанных положений следует обязанность Общества по соблюдению установленных требований пожарной безопасности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В ходе судебного заседания суд дал оценку каждому оспариваемому пункту нарушений требований пожарной безопасности с учетом пояснений лиц участвующих в деле.
Нарушения, указанные в пунктах 2, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 40, 44, 45, 46, 47, 49, 50, 51, 52 предписания, на момент проведения проверки имели место.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Ответчиком не представлено доказательств того, что в настоящее время сроки, указанные в плане мероприятий не соблюдаются.
Кроме того, Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Волгоградской области указывает, что на предприятии ОАО "Волгоградский кислородный завод" не обеспечивается безопасность людей в случае возникновения пожара, в связи с чем, за нарушение норм и правил пожарной безопасности, создающих угрозу безопасности людей в зданиях и помещениях предприятия, составлены и направлены с суд 6 административных материалов для принятия решения об административном приостановлении деятельности зданий и помещений ОАО "Волгоградский кислородный завод".
Также ссылается на то, что решениями Тракторозаводского районного суда г. Волгограда ОАО "Волгоградский кислородный завод" по 6 административным протоколам назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 суток (административно-бытовых помещений цеха очистки аргона аргонно-водородного участка, здания контрольно-измерительных приборов, встроенного помещения кладовщика здания аргонно-балонного парка, административного здания и помещений магазина, здания столовой, административно-бытовых помещений цеха № 1 азотоно-кислородного участка).
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с оставлением требований ОАО "Волгоградский кислородный завод" без удовлетворения государственная пошлина по правилам статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать открытому акционерному обществу "Волгоградский кислородный завод" в удовлетворении требований о признании незаконным предписания № 173/072386/1 от 24.11.2009 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных ГУ МЧС Тракторозаводским отделением государственного пожарного надзора УГПН по Волгоградской области в ходе проведения мероприятий по надзору зданий, помещений и территории ОАО "Волгоградский кислородный завод" в части пунктов 2, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 40, 44, 45, 46, 47, 49, 50, 51, 52.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
СТРЕЛЬНИКОВА Н.В.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru