УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 5 мая 2010 г. № 605н
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 27 ИЮНЯ 2006 Г. № 767 "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 2006 Г. № 1168,
ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2007 Г. № 94, ОТ 20 МАРТА 2007 Г. № 424,
ОТ 3 АПРЕЛЯ 2008 Г. № 403, ОТ 2 АПРЕЛЯ 2009 Г. № 324,
ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 2010 Г. № 251, ОТ 16 АПРЕЛЯ 2010 Г. № 559)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза постановления
Главы Администрации Волгоградской области от 27 июня 2006 г. № 767 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области" (в редакции от 21 сентября 2006 г. № 1168, от 2 февраля 2007 г. № 94, от 20 марта 2007 г. № 424, от 3 апреля 2008 г. № 403, от 2 апреля 2009 г. № 324, от 27 февраля 2010 г. № 251, от 16 апреля 2010 г. № 559) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления
Главы Администрации Волгоградской области от 16 апреля 2010 г. № 559 "О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 27 июня 2006 г. № 767 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением
утвержден Порядок
лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления
являются гражданские отношения, связанные с регулированием оборота алкогольной продукции на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции от 25.11.2009 № 267-ФЗ);
- Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции от 30.12.2008 № 309-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2010 № 40-ФЗ);
- Уставом
(Основным законом) Волгоградской области;
- Законом
Волгоградской области от 27.06.2006 № 1248-ОД "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области" (в редакции от 24.02.2010 № 2000-ОД).
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Также гражданские правоотношения регулируются Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерств и ведомств.
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
В соответствии с абзацем 1 пункта 10 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.
Согласно статье 6
Закона Волгоградской области "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области" лицензирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области осуществляет лицензирующий орган в соответствии с порядком, утвержденным главой администрации Волгоградской области.
Следовательно, исследуемое Постановление
издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 39
Устава (Основного закона) Волгоградской области глава администрации Волгоградской области в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно подпункту "г" пункта 1.2
Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области, утвержденного анализируемым нормативным правовым актом, организации - соискатели лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (далее именуется - лицензия) и обладатели лицензии (далее именуются - лицензиаты) должны соответствовать следующим лицензионным требованиям и условиям:
- соответствие помещений, используемых для розничной продажи алкогольной продукции, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и требованиям.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2.1
указанного выше Порядка для получения лицензии заявители представляют в лицензирующий орган копию заключения специально уполномоченного государственного органа о соблюдении в торговых и складских помещениях заявителя требований пожарной безопасности.
Пунктом 2.2
Порядка определено, что если заявитель предполагает осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в нескольких территориально обособленных подразделениях, документы, указанные в подпунктах "з"
, "и"
, "к"
, "л"
, "м" пункта 2.1
настоящего Порядка, представляются по каждому подразделению.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области пункт 2.1.5 отсутствует, имеется в виду абзац 3 пункта 2.15.
Согласно абзацу 3 пункта 2.1.5
Порядка при открытии лицензиатом нового территориально обособленного подразделения переоформление лицензии осуществляется на основании документов, предусмотренных подпунктами "д"
, "е"
, "ж"
, "з"
, "и"
, "к"
, "л"
, "м" пункта 2.1
настоящего Порядка.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 10 статьи 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 указанного выше Федерального закона государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Органами государственного пожарного надзора являются:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
- структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
- структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
- структурные подразделения специальных и воинских подразделений.
В соответствии с частью 8 статьи 6 указанного выше Федерального закона организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.
Согласно пунктам 4, 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820, деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.
Органы государственного пожарного надзора руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части возложения на федеральный орган государственной власти обязанности по подготовке заключений о соответствии торговых и складских помещений, в которых будет осуществляться розничная продажа алкогольной продукции, противопожарным нормам и требованиям.
Содержание и форма анализируемого Постановления
соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 30 июня 2006 г. № 116.
Постановления от 21 сентября 2006 г. № 1168
, от 2 февраля 2007 г. № 94
, от 20 марта 2007 г. № 424
, от 3 апреля 2008 г. № 403
, от 27 февраля 2010 г. № 251
, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 4 октября 2006 г. № 184, от 7 февраля 2007 г. № 22, от 28 марта 2007 г. № 55, от 16 апреля 2008 г. № 67, от 8 апреля 2009 г. № 63, от 3 марта 2010 г. № 37.
Постановление
Главы Администрации от 16 апреля 2010 г. № 559, которым вносятся изменения в анализируемый нормативный правовой акт, на момент проведения юридической экспертизы не опубликовано.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление
Главы Администрации Волгоградской области от 27 июня 2006 г. № 767 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области" (в редакции от 21 сентября 2006 г. № 1168, от 2 февраля 2007 г. № 94, от 20 марта 2007 г. № 424, от 3 апреля 2008 г. № 403, от 2 апреля 2009 г. № 324, от 27 февраля 2010 г. № 251, от 16 апреля 2010 г. № 559) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемое Постановление
в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Временно исполняющий
обязанности начальника
Управления Министерства
юстиции Российской Федерации
по Волгоградской области
О.А.ИСАМОВ